Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:10, шпаргалка
Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. А ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий.
. Зависимость психического 
Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. А ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий.
Значит, в изучении 
развития психики ребенка следует исходить 
из анализа развития его деятельности 
- так, как она складывается в данных конкретных 
условиях его жизни. Только при таком подходе 
может быть выяснена роль как внешних 
условий жизни ребенка, так и задатков, 
которыми он обладает. Только при таком 
подходе, исходящем из анализа содержания 
самой развивающейся деятельности ребенка, 
может быть правильно понята и ведущая 
роль воспитания, воздействующего именно 
на деятельность ребенка, на его отношения 
к действительности и поэтому определяющего 
его психику, его сознание. 
Жизнь или деятельность в целом не складывается, 
однако, механически из отдельных видов 
деятельности. Одни виды деятельности 
являются на данном этапе ведущими и имеют 
большее значение для дальнейшего развития 
личности, другие - меньшее. Одни играют 
главную роль в развитии, другие - подчиненную. 
Поэтому нужно говорить о зависимости 
развития психики не от деятельности вообще, 
а от ведущей деятельности. 
Что же такое "ведущий тип деятельности"? 
(Эльконин, Леонтьев) 
 Признаком ведущей деятельности отнюдь 
не являются чисто количественные показатели. 
Ведущая деятельность - это не просто деятельность, 
наиболее часто встречающаяся на данном 
этапе развития, деятельность, которой 
ребенок отдает больше всего времени. 
Ведущей мы называем такую деятельность 
ребенка, которая характеризуется следующими 
тремя признаками. 
 Во-первых, это такая деятельность, в форме 
которой возникают и внутри которой дифференцируются 
другие, новые виды деятельности. Так, 
например, обучение в более тесном значении 
этого слова, впервые появляющееся уже 
в дошкольном детстве, возникает впервые 
в игре, т.е. именно в ведущей на данной 
стадии развития деятельности. Ребенок 
начинает учиться, играя. 
 Во-вторых, ведущая деятельность - это 
такая деятельность, в которой формируются 
или перестраиваются частные психические 
процессы. Так, например, в игре впервые 
формируются процессы активного воображения 
ребенка; в учении - процессы отвлеченного 
мышления. Из этого не следует, что формирование 
или перестройка всех психических процессов 
происходит только внутри ведущей деятельности. 
Некоторые психические процессы формируются 
и перестраиваются не непосредственно 
в самой ведущей деятельности, но и в других 
видах деятельности, генетически с ней 
связанных. Так, например, процессы абстрагирования 
и обобщения цвета формируются в дошкольном 
возрасте не в самой игре, но в рисовании, 
цветной - аппликации и т.п., т.е. в тех видах 
деятельности, которые лишь в своем истоке 
связаны с игровой деятельностью. 
 В-третьих, ведущая деятельность - это 
такая деятельность, от которой ближайшим 
образом зависят наблюдаемые в данный 
период развития основные психологические 
изменения личности ребенка. Так, например, 
ребенок-дошкольник именно в игре осваивает 
общественные функции и соответствующие 
нормы поведения людей ("каким бывает 
красноармеец, стахановец", "что делает 
на заводе директор, инженер, рабочий"), 
а это является весьма важным моментом 
формирования его личности. 
 Таким образом, ведущая деятельность - 
это такая деятельность, развитие которой 
обуславливает главнейшие изменения в 
психических процессах и психологических 
особенностях личности ребенка на данной 
стадии его развития.
Информация о работе Структура учебной деятельности по Эльконину