Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:36, контрольная работа
Рассматриваются составляющие структуры характера и дается общая характеристика. В широком смысле характером называют некую целостную совокупность, обозначающую скрытую за различными проявлениями человеческого Я природу личности.
Введение
1. Структура характера
2. Связь характера с другими качествами индивидуальности
3. «Я-концепция»
4. Самооценка, саморегуляция, настойчивость, воля.
5. Базовые ориентации человека: на себя, на предмет, на процесс деятельности, на других людей.
Саморегуляция—настойчивость—
Структура Я, как основной элемент характера, выполняет главные регулятивно-интеграционные функции, среди которых можно выделить два основных типа: интроцентрические (ориентированные на осуществление личных задач и целей) и экстероцентрические (ориентированные на осуществление задач и целей, не связанных напрямую с собственными). Регулирующая роль структуры Я заключается в том, что она "составляет источник мотивации к действиям, направленным на защиту, поддержание и развитие собственной личности". В соответствии с описанной ролью «Я» выделяются четыре типа регуляции поведения:
* эгоцентрический
* аллоцентрический (направленность на удовлетворение потребностей, защиту интересов и развитие других людей);
* социоцентрический {
* альтруистический (отказ от собственных целей и задач ради выполнения чужих).
Анализ концепции характера в контексте иерархического подхода неизбежно связан с исследованиями саморегуляции как психофизиологического компонента воли, настойчивости как черты, лежащей в основе волевых действий и, наконец, собственно воли как категории, используемой при исследовании тех жизненных процессов, которые движут нами в определенном направлении или к конкретной цели в данное время. Остановимся на кратком описании двух последних характеристик: настойчивости и воли.
Настойчивость – волевое качество личности, заключается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности. Настойчивость отличается от упрямства тем, что желание достичь результата определяется разными мотивами, а не лишь мотивом самоутверждения, как при упрямстве.
5. Базовые ориентации человека: на себя, на предмет, на процесс деятельности, на других людей.
Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т. П. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.
Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других — самоотверженность в борьбе за общее дело.
В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу (предмет). Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к процессу: такому человеку процесс достижения цели важнее конечного результата.
Практика
1. Сущность «Я – концепции»
«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)
и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними)
Роль «Я-концепции» в жизни личности
«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности. Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.
1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном. Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).
Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:
□ ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
□ чувством личной адекватности индивида;
□ отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.
После своего формирования «Я-концепция» имеет статический и динамический компоненты. Последний может меняться в зависимости от отдельных успехов и неудач личности, результатов его взаимодействия с другими людьми, конкретных ситуаций.
Несмотря на наличие индивидуальных различий в процессе формирования «Я-концепции», это образование закономерно проходит три стадии.
Таблица 23.2. Этапы самосознания (формирования «Я-концепции»)
Этапы развития |
Содержание |
До 3 лет |
Осознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование местоимения «Я» |
Дошкольный возраст |
Период развития самооценки, которая в основном основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены |
Школьный возраст |
Складывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы |
Из всего вышесказанного,
можно сделать вывод, что «Я-
2. Роль базовых ориентаций человека
Деятельность человека, его поведение прежде всего определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности — совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. «Зная его характер, - говорит один человек о другом, — я уверен, что он не сдержится, наговорит много лишнего, возможно, будет груб, несправедлив, а потом будет жалеть о случившемся, дня три ходить в покаянном настроении и, в конце концов, сделает все возможное, чтобы загладить свою вину».
Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.
Решительный по своему характеру человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми он общается.
От того, какая
ориентация будет преобладать
у человека, будет зависеть и
его стиль жизни,
В любом случае, с такой ориентацией, скорее всего, будет сложно выполнять какое-нибудь общественное дело, где необходимы сотрудничество и взаимодействие. Без умения переключаться, это практически невозможно.
Люди, ориентированные на предмет сильно погружены в деятельность, так, что могут не замечать окружающий мир. Например, такой преподаватель может очень подробно и точно излагать предмет ученикам, ни мало не заботясь об обратной связи. Тщательные и скрупулезные они хорошие мыслители и ученые, которые могут быть сильно оторваны от социума.
Ориентация на процесс деятельности, дает умение наслаждаться жизнью и увлекаться процессом, но мало заботясь о конечных результатах. Поэтому планирование дня таким людям не подходит, поскольку предполагает расстановку целей - приоритетов, которые их мало интересуют. С другой стороны, продолжительная деятельность не вызывает скуки, что может быть полезным в ряде профессий.
Люди, с ориентацией на других людей, могут быть альтруистичны в ущерб самим себе, однако очень внимательными и предрасположенными к чуткому пониманию другого мнения, мотива поведения, состояния, переживаемого другим человеком и т.п. Хорошие врачи и педагоги, продавцы…
Однако все эти
ориентации, в своем крайности
ограничены, и человек в повседневной
жизни использует в разных
ситуациях различные
Роль ориентации
высока, т.к. она определяет те
формы поведения, которые
Литература:
1. http://psyvsem.ru/
2. http://all-psychology.ru/
3. http://www.psichology.vuzlib.
4. http://pro-psixology.ru/
5. Общая психология: Психология личности (Учебное издание) Составитель: Наталия Валентиновна Шарова. |