Структура характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Рассматриваются составляющие структуры характера и дается общая характеристика. В широком смысле характером называют некую целостную совокупность, обозначающую скрытую за различными проявлениями человеческого Я природу личности.

Содержание работы

Введение
1. Структура характера
2. Связь характера с другими качествами индивидуальности
3. «Я-концепция»
4. Самооценка, саморегуляция, настойчивость, воля.
5. Базовые ориентации человека: на себя, на предмет, на процесс деятельности, на других людей.

Файлы: 1 файл

ИЗ Дифференциальная.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

  Саморегуляция—настойчивость—воля

  Структура Я, как основной элемент характера, выполняет главные регулятивно-интеграционные функции, среди которых можно выделить два основных типа: интроцентрические (ориентированные на осуществление личных задач и целей) и экстероцентрические (ориентированные на осуществление задач и целей, не связанных напрямую с собственными). Регулирующая роль структуры Я заключается в том, что она "составляет источник мотивации к действиям, направленным на защиту, поддержание и развитие собственной личности". В соответствии с описанной ролью «Я» выделяются четыре типа регуляции поведения:

*  эгоцентрический

*  аллоцентрический (направленность на удовлетворение потребностей, защиту интересов и развитие других людей);

* социоцентрический {предпочтение  целей социальных групп, общественных учреждений);

*  альтруистический (отказ от собственных целей и задач ради выполнения чужих).

  Анализ концепции характера в контексте иерархического подхода неизбежно связан с исследованиями саморегуляции как психофизиологического компонента воли, настойчивости как черты, лежащей в основе волевых действий и, наконец, собственно воли как категории, используемой при исследовании тех жизненных процессов, которые движут нами в определенном направлении или к конкретной цели в данное время. Остановимся на кратком описании двух последних характеристик: настойчивости и воли.

  Настойчивость – волевое качество личности, заключается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности. Настойчивость отличается от упрямства тем, что желание достичь результата определяется разными мотивами, а не лишь мотивом самоутверждения, как при упрямстве.

  Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. (С.Л. Рубинштейн. Понятие о воле)

  В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

  Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии с взглядами представителей этого направления, сообщить "против воли" - значит сообщить "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает тут скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

  Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь свобода понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля тут выступает как характеристика личности, характера.

5. Базовые ориентации  человека: на себя, на предмет,  на процесс деятельности, на других людей.

  Характер человека  проявляется, во-первых, в том,  как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т. П. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

  Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других — самоотверженность в борьбе за общее дело.

  В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу (предмет). Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

  В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к процессу: такому человеку процесс достижения цели важнее конечного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика

1. Сущность  «Я – концепции»

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)

и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними)

Роль «Я-концепции» в жизни личности

  «Я-концепция» играет важную роль в жизни личности. Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

1.    Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».

2.    Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».

3.    Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном. Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

  Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

□    ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;

□    чувством личной адекватности индивида;

□    отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

  ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ

  После своего формирования «Я-концепция» имеет статический и динамический компоненты. Последний может меняться в зависимости от отдельных успехов и неудач личности, результатов его взаимодействия с другими людьми, конкретных ситуаций.

  Несмотря на наличие индивидуальных различий в процессе формирования «Я-концепции», это образование закономерно проходит три стадии.

Таблица 23.2. Этапы самосознания (формирования «Я-концепции»)

Этапы развития

Содержание

До 3 лет

Осознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование местоимения «Я»

Дошкольный возраст

Период развития самооценки, которая в основном основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены

   

Школьный возраст

Складывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы


  Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что «Я-концепция»  играет важную роль в становлении  личности, потому, как благодаря  ней человек имеет возможность  анализировать свои поступки  и совершенствовать характер, выстраивать  самопрезентацию и менять отношение к себе и другим людям.              Однако она является и некой клеткой, в рамках которой находится индивидуальность, и через призму которой она воспринимает окружающий и внутренний мир, т.к. в случае угрозы представлению о себе, срабатывают защитные механизмы, которые с одной стороны сберегают целостность личности, а с другой стороны ограничивают поток воспринятой информации.    

 

2. Роль базовых  ориентаций человека

  Деятельность человека, его поведение прежде всего определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности — совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. «Зная его характер, - говорит один человек о другом, — я уверен, что он не сдержится, наговорит много лишнего, возможно, будет груб, несправедлив, а потом будет жалеть о случившемся, дня три ходить в покаянном настроении и, в конце концов, сделает все возможное, чтобы загладить свою вину».

  Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.

  Решительный по своему характеру человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми он общается.

  От того, какая  ориентация будет преобладать  у человека, будет зависеть и  его стиль жизни, направленность, убеждения, мировоззрение и др. Естественно для человека с ориентацией «на себя», будет углубление в свои переживания, мысли, и чувства. Также ему могут быть свойственно и чувство личной ответственности, т.к. причиной собственных переживаний он будет считать себя, а не других. Поэтому такой человек может быть или эгоцентричным, или стремящимся к самосовершенствованию, что не редко бывает тождественным.

  В любом случае, с такой ориентацией, скорее  всего, будет сложно выполнять  какое-нибудь общественное дело, где необходимы сотрудничество и взаимодействие. Без умения переключаться, это практически невозможно. 

  Люди, ориентированные на предмет сильно погружены в деятельность, так, что могут не замечать окружающий мир. Например, такой преподаватель может очень подробно и точно излагать предмет ученикам, ни мало не заботясь об обратной связи. Тщательные и скрупулезные они хорошие мыслители и ученые, которые могут быть сильно оторваны от социума.

  Ориентация на процесс деятельности, дает умение наслаждаться жизнью и увлекаться процессом, но мало заботясь о конечных результатах. Поэтому планирование дня таким людям не подходит, поскольку предполагает расстановку целей -  приоритетов, которые их мало интересуют. С другой стороны,   продолжительная деятельность не вызывает скуки, что может быть полезным в ряде профессий.

  Люди, с ориентацией на других людей, могут быть альтруистичны в ущерб самим себе, однако очень внимательными и предрасположенными к чуткому пониманию другого мнения, мотива поведения, состояния, переживаемого другим человеком и т.п. Хорошие врачи и педагоги, продавцы…

  Однако все эти  ориентации, в своем крайности  ограничены, и человек в повседневной  жизни использует в разных  ситуациях различные ориентации. Так, например, разговаривая с  приятелем уместно быть в эмоциональной связи с ним, а при обсуждении делового вопроса, важен предмет обсуждения отграниченный от личных мотивов; а где-то будет наиболее полезно задуматься над собственными переживаниями и поступками, чтобы лучше понимать себя, а значит и других. Поэтому умение переключаться, и использовать различные типы ориентации может оказаться очень полезным навыком.    

  Роль ориентации  высока, т.к. она определяет те  формы поведения, которые будут  ведущими в жизни человека, т.е. то место, где он может чувствовать себя наиболее комфортно, учитывая склонности в ориентации.   

 

 

 

 

Литература:

1. http://psyvsem.ru/

2. http://all-psychology.ru/lichnost/volya-i-harakter/harakter/struktura.html

3. http://www.psichology.vuzlib.org/book_o651.html 

4. http://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/page,2,1029-ya-koncepciya-lichnosti.html

5. Общая психология: Психология личности (Учебное издание) Составитель: Наталия Валентиновна Шарова. 

 

 

6. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко

 

Информация о работе Структура характера