Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат
Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).
Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5;
е) 6;
ж) 7;
з) 8;
и) 9.
9. а) Как вам кажется,
могли бы вы дать полную
характеристику деловых
- да;
- пожалуй, да;
- не знаю;
- пожалуй, нет;
- нет.
б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива?
- да;
- пожалуй, да;
- не знаю;
- пожалуй, нет;
нет.
10. Если бы у вас возникла
возможность провести отдых
а) это бы меня вполне устроило;
б) не знаю;
в) это бы меня совсем не устроило.
11. Могли бы вы с достаточной
уверенностью сказать о
а) нет;
б) не могу сказать;
в) да.
12. Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра "1" соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а "9" - атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения.
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5;
е) 6;
ж) 7;
з) 8;
и) 9;
13. Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам?
а) да, конечно;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет, конечно.
14. Укажите, в какой степени вы удовлетворены:
а) состоянием материально-технической базы работы / учебы:
- полностью удовлетворен;
- пожалуй, удовлетворен;
- трудно сказать;
- пожалуй, не удовлетворен;
- полностью не удовлетворен;
б) загруженностью работой / учебной нагрузкой:
- полностью удовлетворен;
- пожалуй, удовлетворен;
- трудно сказать;
- пожалуй, не удовлетворен;
- полностью не удовлетворен;
в) размером зарплаты / стипендии:
- полностью удовлетворен;
- пожалуй, удовлетворен;
- трудно сказать;
- пожалуй, не удовлетворен;
- полностью не удовлетворен;
г) отношениями с преподавателями и руководителем:
- полностью удовлетворен;
- пожалуй, удовлетворен;
- трудно сказать;
- пожалуй, не удовлетворен;
- полностью не удовлетворен;
д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации:
- полностью удовлетворен;
- пожалуй, удовлетворен;
- трудно сказать;
- пожалуй, не удовлетворен;
- полностью не удовлетворен;
е) разнообразием и сложностью учебной работы:
- полностью удовлетворен;
- пожалуй, удовлетворен;
- трудно сказать;
- пожалуй, не удовлетворен;
- полностью не удовлетворен;
ж) подготовкой в получении специальности:
- полностью удовлетворен;
- пожалуй, удовлетворен;
- трудно сказать;
- пожалуй, не удовлетворен;
- полностью не удовлетворен.
15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба?
а) очень хорошо;
б) в общем, неплохо, хотя есть возможность улучшения;
в) трудно сказать;
г) работа/подготовка организована неудовлетворительно;
д) очень плохо.
16. Можете ли вы сказать,
от кого в большей мере
а) да (в этом случае назовите эти лица);
б) трудно сказать;
в) пожалуй, нет;
г) нет.
17. Ваш пол:
а) м;
б) ж.
18.Возраст.
19.Сроки обучения / стаж работы.
20.Ваша специализация.
21.Ваше семейное положение.
Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия. Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный - 6, 8, 12; когнитивный - 9а, 9б, 11; поведенческий - 7,10,13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1, 0 или - 1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются - положительная оценка получается при сочетаниях + + +, + + 0, + + - ; отрицательная оценка при сочетаниях - , - +, - 0; неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 - , 0 0 +. Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка Э = (+) - (-), n
где (+) - количество положительных ответов, (-) - количество отрицательных ответов, п - количество участников опроса. Средние оценки могут располагаться в интервале от - 1 до +1; от - 1 до - 0,33 - отрицательные оценки; от - 0,33 +0, 33 - противоречивые оценки; от +0,33 до +1 - положительные оценки.
Приложение № 5
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Специальный курс для преподавания
в вузах для педагогического
работника искусство общения
является важнейшей профессиональной
чертой, так как главным средством
реализации обучения и воспитания выступает
коммуникация. И, следовательно, от уровня
развития у преподавателя
Пришло время отказаться от авторитарного общения, сложившегося за многие годы в учреждениях управления и педагогического воздействия на обучающихся. Авторитарное общение, как известно, легче, чем демократическое, так как основано на слепом подчинении и не требует кропотливой работы. Авторитарное общение обоими корнями уходит в административно-командную систему, и стало серьезным тормозом в экономическом и политическом развитии не только системы образования, но и страны в целом. Демократическое общение труднее и сложнее, так как предполагает реализацию установок через приятие реципиентами целей коммуникаций. В любом общении проявляются в неразрывном единстве три его стороны:
• коммуникативная (передача информации);
• интерактивная (взаимодействие, взаимопобуждение);
• перцептивная (взаимовосприятие).
"Педагог в своей
деятельности должен
Успех в организации познавательной
деятельности напрямую связан с умениями
педагога видеть многомерно, глубоко
проникать в личную суть других людей,
мыслить нестандартно, отвечать на
вопросы точно и
Предложенная нами программа имеет своей целью сформировать в процессе спецкурса коммуникативную культуру у студентов-будущих специалистов.
Спецкурс "Основы педагогического
общения" состоит из лекционного
курса и курса лабораторно-
1. Вооружить студента знаниями о процессе общения, его видах и функциях.
2. Раскрыть понятие педагогического общения и его сущность, а также основу педагогического общения - коммуникативную культуру.
Содержание данного спецкурса составляют лекционные и практические занятия.
Практические занятия
имеют целью дать будущим специалистам
знание некоторых приемов, способствующих
наилучшему пониманию другого человека
и отдельных элементов техники
контакта, помочь в формировании коммуникативной
культуры, оптимизировать процесс становления
индивидуального стиля
Мы разделяем взгляд В.А. Кан-Калика, который рассматривает деятельность педагога как творческий процесс, считая творческое самочувствие педагога необходимым условием успешности его труда.
В связи с этим, в качестве одной из главных в практической части курса поставлена задача, помочь каждому студенту найти это творческое состояние - чувство свободы, естественности, непринужденности в условиях публичной деятельности, чувство удовлетворенности от контакта с аудиторией, "владения" ею.
Важнейшим направлением работы
на практических занятиях можно считать
выявление и осознание
Таким образом, данный курс состоит из 8 лекционных и 8 практических часов (таблица №1).
№ п/п |
ТЕМА |
Лекции |
Практические занятия |
1 |
Общение как взаимодействие. |
2 |
2 |
2 |
Педагогическое общение, как творческий процесс. |
2 |
2 |
3 |
Культура общения: сущность, структура и основы функционирования. |
4 |
4 |
ВСЕГО: |
8 8 | ||
ИТОГО: |
16 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА "ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ"
ТЕМА 1. Общение как взаимодействие (2ч. - лекция).
Цель: Дать представление
о понятии общения, его видах,
функциях, сторонах общения. Изучение
различных концепций по теме. Общение
как обмен информацией, общение
и межличностное
ТЕМА 1. Общение как взаимодействие (2 ч. - лекция-практическое занятие).
Цель: усвоить основные понятия темы, выяснить роль общения во взаимодействии, обучение пониманию психического состояния человека по выразительным движениям (мимика, пантомимика, жестикуляция), формирование эмпатии - одного из компонентов предкоммуникативной ориентировки в партнере по общению. Вопросы для обсуждения:
1. Определение общения (разных авторов).
2. Виды общения, их классификация.
3. Функции общения.
4. Стороны общения.
5. Выполнение практических заданий (приложение № 6):
- восприятие психического состояния человека;
- эмпатия как средство познания людьми друг друга.
Библиографический список 1. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Р - н - Д: Феникс, 1997.
2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
3. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1995.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
ТЕМА 2. Педагогическое общение как творческий процесс (2 ч. - лекция).
Цель: Дать понятие о педагогическом общении, его специфике. Сущность педагогического общения. Функции и структура, а также виды педагогического общения и его роль в общении с обучающимися.
Основные понятия: педагогическое общение, коммуникативные умения, коммуникативные эмоции. Форма проведения: лекция-беседа.
ТЕМА 2. Педагогическое общение как творческий процесс (2 ч. - практическое занятие).
Цель: усвоить основные понятия темы, выяснить, чем отличается педагогическое общение от обыденного, с помощью практических заданий закрепить знания, ознакомить студентов с элементами совершенствования дикции; формирование умений управлять контактом. Вопросы для обсуждения:
1. Особенности педагогического процесса общения.
2. Виды и функции педагогического общения.
3. Структура и компоненты профессионально-педагогической общительности.
4. Практическое задание (приложение № 6):
- некоторые элементы техники речи;
- интонационная выразительность.
1. Библиографический список Грехнев В.С. Культура педагогического общения. Книга для учителя, 1990. - М.: Просвещение, 1990.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1999. - т.2.
ТЕМА 3: Культура общения: структура, сущность и основы функционирования (4 ч. - лекция).
Цель: Дать понятие о культуре общения, важности ее в коммуникативной культуре педагога. Основы культуры педагогического общения, признаки педагогической культуры, элементы культуры педагогического общения, роль культуры речи в педагогическом общении. Особенности педагогического такта в общении, взаимосвязь педагогической задачи в культуре общения. Основные понятия: культура, педагогическая культура, педагогический такт, культура личности, речь, культура речи, такт, педагогическая задача. Форма проведения: лекция-беседа.
ТЕМА 3. Культура общения (4 ч. - лекция-практическое занятие).
Цель: усвоить основные понятия темы, закрепить знания тренинговыми занятиями, упражнение в умении быстро и точно ориентироваться в сложной ситуации общения, формирование способности решать заданную коммуникативную задачу, формирование педагогического такта, выявление и совершенствование индивидуального стиля коммуникативной деятельности. Вопросы для обсуждения:
1. Культура педагогического общения.
2. Элементы коммуникативной культуры.
3. Особенности педагогического такта в общении.
4. Практическое задание:
• формирование естественности, выразительности поведения будущего специалиста в публичной обстановке;
Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки