Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:35, реферат
Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить -- это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания -- все-стороннего и гармонического развития личности.
Введение
Глава 1. Мышление и личность.
1.1. Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс.
1.2. Знания и труд - основа мышления.
1.3. Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников.
Глава 2. Развитие творческого мышления в учебной деятельности.
2.1. Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления.
2.2. Прием поиска логических основ условии текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся
2.3. Задача трудового обучения - развитие творческого мышления.
Заключение
Литература
Существуют две формы
Изложенное выше подчеркивает целесообразность обучения учащихся вскрытию различных взаимосвязей между понятиями задачи. Отметим методические приемы, которые могут быть использованы учителем при ор-ганизации работы учащихся по поиску различных ЛОУ задачи.
1. Прием постановки системы во-
Для выявления скрытых ЛОУ сле-дует изменить направленность вопро-сов: Нельзя ли решить задачу иначе? Что из условия можно использовать, чтобы решить задачу по-другому? Какие данные необходимо рассмот-реть? Какая между ними связь? Что это даст?
Постановка вопросов часто приме-няется в совокупности с другими приемами выявления ЛОУ задач, являясь их неотъемлемой частью.
2. Прием моделирования базирует-
Приведем пример (Математика-4, 1989 №267):
С одного поля собрали 370 т зерна, а с другого - в два раза больше. Сколько тонн зерна собрали с этих двух полей?
Используя в качестве краткой запи-си словесную модель, получим:
1 - 370 т
2 - ?, в 2 раза больше, чем с 1-го
Такая модель записи данной задачи отражает отношение между количест-вами зерна, собранными с первого и со второго поля. Эта ЛОУ наталкивает на следующее решение:
1) 370 * 2 = 740 (т) - собрали со вто-рого поля;
2) 370 + 740 = 1110 (т) - собрали с двух полей.
Теперь для краткой записи задачи
воспользуемся графической
370
1. ?_______________?
2. ?_______________?_____________
Данная модель подсказывает во-прос: сколько раз по 370 содержится во всем количестве собранного зерна? Схема показывает, что 3 раза (14-2= = 3). Тогда общее количество тонн зерна равно 370 * 3 = 1110 (т).
Таким образом графическая модель могла увидеть другую ЛОУ (в общем количестве тонн зерна содержатся три равные части, по 370 т в каждой) и найти другой способ решения задачи.
3. Прием группировки данных зада-
Суть приема - в умении составить выражения из чисел, данных в усло-вии задачи, и разъяснить их смысл (О. О. Еремеева).
Этот прием можно представить в виде памятки:
1. Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
2. Найди в задаче пары чисел, связанных между собой по смыслу; подумай, что можно узнать по этим данным, и составь выражения.
3. Из чисел задачи и полученных выра-жений попробуй составить другие выраже-ния и объясни их смысл.
4. Отбери те выражения, которые нуж-ны для решения задачи.
Рассмотрим использование
Доярки молочной фермы взяли обяза-тельство за пастбищный сезон, продолжа-ющийся 5 месяцев, получить от каждой
коровы 3000 кг молока. Выполнят ли они свое обязательство, если будут надаивать от каждой коровы по 20 кг молока в день? (В месяце считать 30 дней.)
Для выявления взаимосвязей меж-ду данными задачи воспользуемся памяткой:
1) 5 месяцев и 3000 кг связаны, так как по этим данным можно узнать, сколько доярки получат от каждой коровы за 1 месяц:
3000 :5
2) выражение 3000 : 5 и 20 кг связа-ны,
так как по этим данным можно
узнать, за сколько дней доярки
полу-чат необходимое
(3000 : 5) : 20;
3) (3000:5) и 30 дней связаны, так как по этим данным можно узнать, сколько килограммов молока от каж-дой коровы доярки надаивают за день:
(3000 : 5): 30;
4) 20 кг и 30 дней связаны, так как по этим данным можно узнать, сколь-ко всего молока доярки получат за 1 месяц: 20 *30;
5) (20 * 30) и 3000 кг связаны, так как по этим данным можно узнать, сколь-ко месяцев продолжается пастбищный сезон: 3000 : (20 * 30);
6) (20 * 30) и 5 месяцев связаны, так как по этим данным можно узнать, сколько молока доярки полу-чат от каждой коровы за пастбищный сезон.
Из шести перечисленных взаимо-
1-й способ. (3000: 5) : 20 = 30 (дней), 30 = 30 (по условию), значит, доярки выполнят свое обязательство. В основе решения - отношения меж-ду количеством молока, получаемым от коровы за месяц, и количеством молока, получаемым от коровы за день-
2-й способ. (3000 : 5) : 30 = 20 (кг), 20 = 20 (по условию), значит, доярки выполнят свое обязательство. ЛОУ здесь - соотношение количества моло-ка, получаемого от коровы за ме-0 сяц, с количеством дней в месяце.
3-й способ. 3000 : (20 * 30) == 5 (меся-цев), 5=5,
доярки выполнят свое обя-
4-й способ. (20 * 30) * 5 = 3000 (кг), 3000 = 3000,
доярки свое обязатель-ство
В результате установления различ-ных связей между одними и теми же данными задачи можно вскрыть ее различные ЛОУ и получить разные способы ее решения.
4. Прием введения дополнитель-
Рассмотрим, например, задачу № 28 (Математика-3, 1989):
Девочка нашла 36 грибов, а мальчик - 28. Среди этих грибов оказалось 3 несъедоб-ных. Сколько съедобных грибов нашли дети?
Предположим, что все несъедобные грибы нашла девочка. Тогда за основу решения можно взять отношения между всеми грибами, собранными девочкой, и всеми несъедобными грибами:
1) 36 - 3 = 33 (г) - столько съедоб-ных грибов нашла девочка;
2) 33 + 28 = 61 (г) - столько съедоб-ных грибов нашли дети.
Введение в условие задачи поло-жения о том, что все несъедобные грибы нашел мальчик, выявляет но-вую ЛОУ - связь между грибами,
найденными мальчиком, и несъедоб-ными грибами и, соответственно, дает новый способ решения:
1) 28 - 3 = 25 (г) - столько несъедоб-ных грибов нашел мальчик;
2) 25 + 36 = 61 (г) - столько нашли съедобных грибов всего.
Предположив, что несъедобные грибы нашли и девочка, и мальчик, можно найти еще два способа решения задачи:
1) 36 - 1 = 35 (г) - столько съедоб-ных грибов у девочки;
2) 28 - 2 = 26 (г) - столько съедоб-ных грибов у мальчика;
3) 35 + 26 = 61 (г) - общее число съе-добных грибов.
Это решение основано на следу-ющем положении: «Среди всех грибов, собранных девочкой, 1 гриб оказался несъедобным, а среди грибов, найден-ных мальчиком, оказалось 2 несъедоб-ных».
Решение:
1) 36 - 2 = 34 (г);
2) 28 - 1 = 27 (г);
3) 34 + 27 = 61 (г)
основано на таком соглашении: «Де-вочка нашла 2 несъедобных гриба, а мальчик - I».
Наиболее распространенный среди учащихся способ решения данной задачи основан на взаимосвязи общего количества собранных детьми грибов и количества несъедобных грибов:
1) 36 + 28 = 64 (г) - нашли дети всего;
2) 64 - 3 = 61 (г) - столько грибов оказалось съедобными.
Этот прием способствует развитию воображения учащихся, формирует у них умение работать с моделями, уме-ние рассуждать.
5. Прием продолжения начатого решения используется следующим образом: детям после ознакомления с задачей дается запись начатого реше-ния этой задачи и предлагается выяс-нить, что находится первым действи-ем, вторым и т.д., и какие отношения, взаимосвязи между данными задачи
легли в основу данных арифметических
действий. Таким образом,по составленному
равенству или вы-ражению
Приведем пример. Задача № 881 (Математика-3, 1989);
Нужно перевезти 540 т угля на трех маши-нах. За сколько дней это можно сделать, ес-ли на каждую машину грузить по 3 т и делать по 5 ездок в день?
1)3-5=15;
2)15-3=
- Что обозначает первое
- Что обозначает каждое число в выражении?
- Продолжите решение задачи. Анализируя начатое решение зада-чи, ученики выявляют основу реше-ния - отношения между общим коли-чеством угля и углем, перевезенным тремя машинами за день, и переводят ее на язык чисел и арифметических действий.
Систематическое включение уча-щихся в деятельность по поиску ЛОУ задач путем использования отмечен-ных приемов, упражнений является эффективным средством повышения их познавательной активности и осу-ществления творческой деятельности.
2.3. Задача трудового обучения - развитие творческого мышления.
Одна из задач уроков трудового обуче-ния -- развитие у детей младшего школь-ного возраста творческого мышления и во-ображения. В методической литературе приводятся некоторые виды творческих заданий, предлагаемых на уроках труда. Они могут быть связаны, например, с из-менением конструкции изделия, а именно: формы, размеров, количества, способов соединения комплектующих деталей; с за-меной материалов и с различным оформ-лением изделия.
В настоящей статье мы хотим рассмо-треть задания творческого характера на этапе работы с чертежами и графически-ми картами, а также предложить в по-мощь учителю возможные способы раз-метки к некоторым изделиям.
Обратимся к самому распространенно-му на уроках труда виду работы с бумагой и картоном -- аппликации из геометричес-ких фигур. Эти работы выполняются уча-щимися начальной школы в разных классах в зависимости от дидактических целей и сложности конструкции изображения.
При изготовлении аппликаций из гео-метрических
фигур у детей совершенству-
Изображения в данном случае носят силуэтный характер. Однако аппликации можно сделать и цветными, если органи-зовать работу в парах, т.е. обменяться ка-кой-либо деталью (деталями) другого цве-та с соседом по парте. Возможен и дру-гой вариант -- перевернуть деталь нео-крашенной стороной (рис. 2).
Рисунок 1
Парусник (рис. 1а) -- одна из первых аппликаций из геометрических фигур, ко-торую можно изготовить с первоклассни-ками, Необходимо организовать деятель-ность учащихся на уроке таким образом, чтобы она развивала воображение детей. В данном случае у них должен возникнуть образ парусника на основе предложенного графического изображения его деталей.
Для первоклассников эту работу лучше организовать в игровой форме. Учитель может создать ситуацию с любимым геро-ем какой-либо сказки или мультфильма. Например: у Айболита, который в Африке лечит обезьян, кончились лекарства, и ему нужно помочь -- отвезти новые.