Специфика проявления характера и темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

«Темперамент» и «характер» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Сущность понятия «характера»……………………….………………….......4
Подходы к исследованию характера………………….……………………...11
Формирование характера и понятие о темпераменте……………………..22
Заключение………………………………………………………………………..29
Глоссарий………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Лисицына А.В., КР Специфика проявления характера и темперамента.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

  Понятие о темпераменте.

Темперамент (от лат. temperamentum - соотношение, смешение частей, соразмерность) - комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности - интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент – природно-обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И.П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) - у сангвиников, желтой желчи (холэ) - у холериков, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность  поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или преимущественная  его подчиненность внутреннему  миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

3. Пластичность, адаптированность к  внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость  или ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу  эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

В отдельных видах темперамента происходит "смешение" рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Сангвинический темперамент. И.П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: «Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются.

В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент. «Холерический тип, - отмечает И.П. Павлов, - это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и, в конце концов, рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу».

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент. «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Заключение

 

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия. Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Анализатор

понятие (по И.П.Павлову), обозначающее совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители

2.

Валентность

сила предпочтения субъектом данного результата

3.

Интроверсия

индивидуально-психологическая характеристика человека, отражающая преимущественную направленность личности на явления ее собственного субъективного мира.

4.

Инструментальные черты личности

Определяет средства достижения поставленной цели

5.

Мотивационные черты личности

Побуждение и направление деятельности

6.

Мотивация

совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность

7.

Темперамент

устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности

8.

Тест

Специальные задания для выявления способностей у испытуемых

9.

Экстроверсия

индивидуальная черта (см. Теория характерных черт), характеризуемая в случае экстраверсии ориентацией на внешний мир, общительностью и импульсивностью

10.

Характер

особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.


 

Список использованных источников

1.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., «Юрайт» 2002.

2.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., «Феникс» 2000.

3.

Маклаков А. Общая психология. Учебник для вузов. СПб., «Питер» 2003. Серия – «Учебник нового времени».

4.

Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951.

5.

Павлов И.П. Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949.

6.

Узнадзе Д.Н. Общая психология. СПб., «Питер» 2004.

7.

Федотов А.Ю. Введение в общую психологию. 2007

8.

Федотов А.Ю. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности. 2008.

9.

Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007.

10.

Русалов В.М., Манолова О.Н. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ – В). – М., 2003.

11.

Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995, 448с.


 

Приложения

А

Б

В


 

 


 



Информация о работе Специфика проявления характера и темперамента