Специфика проекционнных психодиагностических методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Тесты, реализующие проективные методики тестирования, ставят перед тестируемым какую-либо неструктуированную, весьма "расплывчатую" задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.

Файлы: 1 файл

Проективные методики.docx

— 29.05 Кб (Скачать файл)

Специфика проекционнных психодиагностических методик.

1.Механизм проекции.

Тесты, реализующие проективные методики тестирования, ставят перед тестируемым какую-либо неструктуированную, весьма "расплывчатую" задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.

Основная гипотеза таких тестов состоит в том, что способ решения  тестируемым подобных задач должен отражать разнообразные фундаментальные  характеристики его психики. Предполагается, что поставленная "нечеткая" задача побуждает испытуемого к каким-либо характерным для него действиям или мыслительным процессам, которые являются индивидуальными для него и на основе которых можно судить о разнообразных качествах испытуемого..

2. Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей  своей части это предметные или  бланковые методики. Принято различать  следующие группы проективных методик:

  • методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
  • методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;
  • методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
  • методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
  • методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
  • методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
  • методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

3.Сложности использования проекционного подхода.

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и  особенностей интеллекта.

Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно  отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1)    особенностями стимульного материала;

2)    особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3)    особенностями обработки и интерпретации результатов.

1.    Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

2.    Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора.  Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

3.    Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует  качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как  психометрические тесты. И поэтому  еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

4.Классификация проективных  методик.

1.    Методики дополнения. Стимульный материал:

  • набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
  • Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").
  • Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2.    Методики интерпретации. Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3.    Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4.    Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5.    Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное

1. "Несуществующее  животное.

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать  и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при  обследовании детей и взрослых, больных  и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть  некоторые гипотезы об особенностях личности.

Теоретические основы.

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной  связи. Для регистрации состояния  психики используется исследование моторики.

Помимо общих закономерностей  психомоторной связи и отношения  к пространству при толковании материала  теста используются теоретические  нормы оперирования с символами  и символическими геометрическими  элементами и фигурами.

Процедура проведения.

Инструкиця

"Вам предлагается придумать  и нарисовать несуществующее  животное, то есть такое, которое  никогда и нигде ранее не  существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок  и мультфильмов). А также назвать  его несуществующим именем".

2.Чернильные пятна Рошерха.

Проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик. Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. «пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время  с момента предъявления таблицы  до начала ответа, положение, в котором  рассматривается изображение, а  также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором  по определенной схеме (уточнение деталей  изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.). Иногда дополнительно применяется  процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Каждый ответ формализуется  с помощью специально разработанной  системы символов по следующим пяти счетным категориям:

  1. локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
  3. уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
  5. оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти счетные категории  имеют детально разработанные классификации  и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.

Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.

3. Тематический апперцептивный  тест.

Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор  из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом  картоне. Одна из таблиц — чистый белый  лист. Обследуемому предъявляется в  определенном порядке 20 таблиц из этого  набора (их выбор определяется полом  и возрастом обследуемого). Его  задача заключается в составлении  сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более  подробное описание и инструкции будут приведены ниже).

В рядовых ситуациях  сравнительно массового психодиагностического  обследования ТАТ, как правило, не оправдывает  затраченных усилий. Его рекомендуется  применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях  максимальной ответственности, как  при отборе кандидатов на руководящие  посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу  выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

5.Цветовой тест Люшера.

Тест основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером, первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера».

Назначение методики


Цветовая диагностика  Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

6.Тест Сонди.

Тест Сонди - проективный личностный тест, разработан швейцарским врачом, психоаналитиком и психологом Леопольдом Сонди в 1947 году.

Тест Сонди базируется на положении, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет с помощью теста Сонди ту или иную патологию или проблему обследуемой личности. В обоснование своего теста, Сонди высказывает предположение, что наиболее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экпериментальными исследованиями теста и клиническими наблюдениями.

Стимульный материал состоит из 48 стандартных карточек с портретами людей с психическими расстройствами (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая форма шизофрении, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Карточки-портреты разделены на шесть серий по восемь штук (по одному портрету от каждой категории больных). Обследуемому предлагается во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся.

Методика может использоваться:

  • в клинической практике, психологическом консультировании и психотерапии - для уточнения содержания проблем и возможностей клиентов, выявления уровня стресса и эмоциональных расстройств, оценки эффективности психологической и фармакологической коррекции, судебно-психологической экспертизы,
  • в управлении персоналом и профессиональном консультировании - для профориентации и профотбора, оценки профессионального потенциала сотрудников, прогнозирования их поведения в экстремальных ситуациях и эффективности решения различных задач, выбора способов мотивирования.

7.ДДЧ

"Дом—дерево—человек" тест (House—Tree—Person Test, H—Т—Р) проективная методика исследования личности. Предложен Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный  опрос. Выбор предметов для рисования  автор обосновывает тем, что они  знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования  и, наконец, стимулируют более свободные  словесные высказывания, нежели другие объекты.

По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

Информация о работе Специфика проекционнных психодиагностических методик