Специфические особенности и классификация психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:06, реферат

Описание работы

Субъективность – с одной стороны, любой психический процесс преломляется субъективными особенностями человека (установками, жизненным опытом, психическим состоянием), с другой стороны, психическое отражение принадлежит субъекту и доступно только ему. Эта идея привела к появлению агностицизма – учения о непознаваемости психики, и интроспекции – самонаблюдения как метода изучения психики. Но на самом деле все психические процессы имеют внешние проявления – движения. Даже мысль сопровождается увеличением напряжения мышц речедвигательного аппарата.

Содержание работы

1. Введение
2. Классификация психических явлений
3. Место и роль психологии в системе наук о человеке.
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Предмет психологии. Специфические особенности и классификация психических явлений.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Психология - наука о  закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Предмет изучения психологии - психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Существуют 3 основных подхода к пониманию, что представляет собой психика (душа):

1.Идеалистический подход – психика как первичная самостоятельная субстанция, которая существует независимо от человека и от материального мира; основоположник – Платон: «Мир идей – сущность бытия» (материальный мир является отражением человеческого восприятия и самостоятельно не существует).

2.Дуалистический подход (!) – природа психики двойственна:  существуют низшие, материально  обусловленные психические процессы (на основе рефлекторной дуги) и высшие, нематериальные; основоположник – Декарт: ввел понятие рефлекторной дуги и рефлекса.

3.Материалистический  подход – душа состоит из атомов (материальных элементов), от движения которых зависят свойства души; основоположник – Сократ.

Доказательства материальности психики:

Филогенетическое – с усложнением организации существа усложняется его психическая деятельность ;

Онтогенетическое – с развитием человека усложняется его психическая деятельность

Патопсихологическое – при нарушении целостности мозга происходит нарушение психической деятельности 

Психика – результат деятельности особым образом организованной материи мозга, заключающийся в идеальном субъективном отражении объективного мира и выполняющий роль регулятора поведения и деятельности.

Виды отражения:

Физическое отражение–механическое отражение (отпечаток ноги на песке)

Химическое отражение  – соль растворяется в воде и изменяется химический состав воды

Биологическое отражение – раздражимость – реакция организма на биологически значимые (участвующие в обмене веществ) раздражители   - чувствительность -  реакция организма на раздражители, не принимающие непосредственного участия в обмене веществ, а связанные с ними только опосредованно.

 Свойства психического отражения (психики):

1)Идеальность – в психике представлен образ предмета, а не сам предмет.

2)Субъективность – с одной стороны, любой психический процесс преломляется субъективными особенностями человека (установками, жизненным опытом, психическим состоянием), с другой стороны,  психическое отражение принадлежит субъекту и доступно только ему.  Эта идея привела к появлению агностицизма – учения о непознаваемости психики, и интроспекции – самонаблюдения как метода изучения психики. Но на самом деле все психические процессы имеют внешние проявления – движения. Даже мысль сопровождается увеличением напряжения мышц речедвигательного аппарата.

3)Неточность  – это свойство ярко проявляется в зрительных иллюзиях.

4)Вынесенность (проекция) – несовпадение пространства объекта с пространством органов: на глаз попадает свет, но человек видит не отражение лампы на сетчатке, а лампу, стоящую на столе. Т.е. образ выносится, проецируется в объективную точк у пространства.

5)Опережающий  характер психики – человек может предвидеть результат своих действий. Это свойство нашло отражение в концепции Бернштейна и Анохина.

6)Активность – психическое отражение регулирует взаимоотношения носителя психики и внешней среды: образ - запуск активной деятельности (в соответствии с потребностями человека), влияние на внешнюю среду. Формирование прямых и обратных связей.

 

Классификация психических явлений:

1. Психический  процесс – течение психического явления, имеющего определенное начало, течение и конец .

1)Познавательные: Процессы чувственного познания: - ощущение – отражение отдельного свойства предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств  - восприятие – отражение целостного предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств (образ) - представление – отражение целостного предмета без его   непосредственного воздействия на органы чувств (вторичный образ). Процессы логического познания: - мышление – обобщенное, социально опосредованное отражение осуществляемое в слове 

2)Аффективные (эмоциональные):

- эмоции – субъективные переживания человеком его отношения к предметам,явлениям, событиям и другим людям

- чувства – более устойчивы и предметны по с равнению с эмоциями

 - страсти  – сильное чувство (по длительности как чувство, по силе – почти как аффект)

3)Регуляторные:

- внимание– регуляция и контроль психической деятельности:

- воля– сознательное регулирование человеком своей деятельности и поведения 

4)Интегративные: - память – совокупность психических процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и извлечение (воспроизведение) информации - речь – специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей

2.Психические  состояния – относительно устойчивые психические явления, характеризующие психику в целом, фон на котором протекают психические процессы – настроение; - аффект ; - стресс .

3.Психические  свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека - свойства темперамента; - свойства характера; - способности; - направленность

Структура психологической науки. Практическая психология, ее задачи и роль в общественной практике.

Психология изучает  психику в закономерностях ее развития. Предмет психологии - психические процессы, свойства и состояния личности в ее реальных взаимоотношениях со средой, ее общение и деятельность. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд научных дисциплин и направлений.

Критерии различения отраслей:

1) содержание конкретной  деятельности;

2) психологические аспекты  развития;

3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется  его деятельность и развитие).

1.Если взять за основу  первый критерий, то можно выделить  ряд отраслей психологии, изучающих  психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

а) Психология труда изучает  психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические  аспекты научной организации  труда (НОТ). В задачу психологии труда  входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.

Психология труда  имеет ряд самостоятельных разделов: 

1)инженерная психология

2)авиационная психология

3)космическая психология

б) Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека,  выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса о6учения, взаимоотношение между педагогами и учениками, индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

К разделам педагогической психологии относятся: -психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитат.  работы с аномальными детьми.

в) Медицинская психология – раздел психологии, посвященный  изучению влияния психических процессов  на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний, а также изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Выделяют 2 основные области приложения медицинской психологии:

1) нервно-психические 

2) соматические заболевания.

Медицинская психология подразделяется на: нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

г) Юридическая психология - рассматривает психол. вопросы, связанные  с реализацией системы права. Подразделяется на: судебную психологию, исследующую психологические особенности поведения участников уголовного процесса; криминальную психологию, занимающаяся психол. проблемами поведения и формирования личности преступника, исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенных в исправительно-трудовых колониях.

д) Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психол. проблемы управления боевой техникой, психол. стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психол. пропаганды и контрпропаганды и т.д.

е) Психология спорта рассматривает  психол. особ-ти личности и деят-ти спортсменов, условия и средства их психол. подготовки, психол. параметры тренированности  спортсмена, психол. факторы, связанные  с организацией и проведением  соревнований.

ж) Психология торговли выясняет психологические условия воздействия  рекламы, индивидуальные, возрастные и  другие особенности спроса, психологические  факторы обслуживания клиентов, исследует  вопросы психологии моды и т. п.

з) Психология научного творчества – исследование закономерностей творческой деятельности, факторы, стимулирующие творческую активность.

и) Психология художественного творчества и эстетического восприятия.

2. Если за основу  классификации отраслей психологии  принять психологические аспекты развития, то можно выделить следующие разделы: а) Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психич. процессов и психол. качеств личности, развивающихся у человека, возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Она разветвляется на: детскую психологию, психологию подростка, психолгию юности, психологию взрослого человека (акмеология), геронтопсихологию. б) Психология аномального развития, или специальная психология. в) Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, осуществляет сопоставление психики животных и человека, устанавливает характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. зоопсихологию, изучающую психику животных, принадлежащих к разл. видам, внешние формы и механизмы поведения, этологию - изучает врожденные механизмы поведения животных.

3. Если классифицировать ветви  психологии с точки зрения психологических аспектов личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединенных понятием социальная психология. а) Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах: проблемы коммуникации, психологической совместимости, межличностные отношения в группах, степень сплоченности, динамика отношений в семье, зависимость самооценки личности от групповой оценки. б) Политическая психология изучает психические процессы, свойства и состояния личности в ее взаимоотношениях с политической средой и деятельность в этой среде.

Таким образом, для современной  психологии характерен процесс дифференциации, порождающей значительную разветвленность  психологии на  отдельные отрасли. Особое место среди прочих областей занимает общая психология. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность, общие закономерности психических процессов, дифференциально-психологических особенностей личности, характера и темперамента, мотивы поведения. Результаты исследований общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Практическая психология связана с душевной жизнью человека и его личностными взаимоотношениями. И здесь существует множество областей - таких, как психотерапия, психодиагностика, психологическая служба в школе, служба телефона доверия, индивидуальное консультирование и др. При всем разнообразии этих областей их объединяет направленность на психологические проблемы конкретного человека. Роль практической психологии в образовании. Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности. Логическим следствием этого процесса явилась организация службы практической психологии как сферы человековедения. Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи: при работе с семьей ребенка, при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях. Задачи практической психологии: Решение научно-исследовательских задач практической психологии нацелено на изучение закономерностей развития и формирования личности, на разработку методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем. Решение прикладных задач практической психологии связано с психологическим обеспечением оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это предполагает составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по практической психологии; разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологического обоснования деятельности служб практической психологии; создание проектов нормативных документов такой деятельности. Практические задачи определяются конкретными проблемами профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах. 

Информация о работе Специфические особенности и классификация психических явлений