Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:27, диссертация
Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, которые имеют особые образовательные потребности, а также устанавливающая возможности и пути компенсации нарушений различной сложности. В задачи специальной психологии входит выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с различными типами нарушений, изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности, изучение закономерностей развития личности аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимися, психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
Психотерапия
в контексте
Современная концепция специальной психологической помощи.
Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.
Методы изучения детей с нарушениями развития.
Основные направления в
Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.
Психологические параметры дизонтогенеза.
Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития.
Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.
Психологический диагноз и его виды.
Предмет и задачи специальной психологии.
Связь специальной психологии со смежными дисциплинами.
Основные
направления в понимании
Л.С.
Выготский о дефекте и
Проблема
психологической структуры
Проявление
общих закономерностей
Специфические закономерности аномального развития.
Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.
Понятие аномального развития (дизонтогенез).
Типы нарушений психического развития.
Компенсация и коррекция.
Социальная адаптация. Трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей.
Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
Положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей.
Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребенка в социальную среду.
Психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.
Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
Психологический диагноз, его виды.
Социально-психологические предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей.
Задержка психического развития (ЗПР).
Подходы к классификации
Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.
Психологическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.
Особенности познавательной деятельности у детей с нарушениями речи.
Психолого-педагогическая
классификация детей с
Принципы классификации детей с нарушениями зрения.
Психическое развитие при слепоте и слабовидении.
Принципы
психолого-педагогического
Психологические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ДЦП.
Общая психологическая характеристика раннего детского аутизма (РДА) как специфической аномалии развития.
Основная литература:
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. - М.,1994.
Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.,1990.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.,1995.
Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. - М.,1995.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. - М.,1997.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. - М.,1985.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.,1989.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. - М.,1997.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.,1986.
Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. - М.,1997.
Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 1990.
Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия/Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.,1996.
Дополнительная литература:
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.
Дети с задержкой психического развития. - М.,1984.
Детская патопсихология. Хрестоматия. / Сос Белопольская. Н.Л. - М.,1999.
Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.,1985г.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. - М-В-Ж.,1996.
Психолингвистика и современная логопедия. - М.,1997г.
Психолого-медико-
Психодиагностический комплекс методик. Переслени Л.И. - М.,1996.
Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.,1986.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития, - М.,1990.
Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников // Дефектология. 1993, № 5.
Шипицина Л.М., К. Ван Рейсвейк Навстречу друг другу: пути интеграции. - СПб., 1998.