Социометрия как метод психологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотрение одного из методов в психологии – социометрии.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать сущность социометрического метода,
-рассмотреть организацию социометрической процедуры.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 125.96 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что возможен и вариант, когда респонденты  руководствуются конкретными социометрическими  критериями, а не определяют весьма обобщённые и расплывчатые отношения  симпатии и антипатии.

2.3. Заполнение аутосоциоматриц

В том, случае, если численность  группы, является значительной, испытуемым иногда вместо аутосоциограммы предлагают заполнить аутосоциоматрицу. Она представляет собой список группы под соответствующими номерами, в котором для каждого человека отведена горизонтальная строка. Текст инструкции содержит либо указание на выражение отношений симпатии и антипатии, либо перечень социометрических критериев. Заранее определяется обычно число максимальных положительных и отрицательных выборов на каждой строке.

В инструкции говорится примерно следующее: «Перед Вами список группы. Обозначьте знаком «+», кого вы вбираете в соответствии с данным заданием. Пусть таких знаков будет не более  трех. Ставить их надо на пересечениях горизонтальной линии вашего номера с вертикальными линиями номеров  тех людей, которых Вы выбираете. Аналогично, поставьте знаки «-» для обозначения тех лиц, которых Вы отвергаете при ответе на данное Вам задание.

Далее, следует заполнить  таблицу за каждого из членов группы. Для этого постарайтесь представить  себе, кого выберет или отвергнет  тот или иной человек. В каждой горизонтальной строке не должно быть более трех знаков «+» и трех знаков «-».

При необходимости психолог дает респондентам дополнительные разъяснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Обработка результатов аутосоциограмм

Обработка результатов может  проходить в двух вариантах:

    1. сопоставление итогов выполнения индивидуальных аутосоциограмм или аутосоциоматриц с данными обычной социометрической процедуры;
    2. сопоставление результатов выполнения индивидуальных аутосоциограмм или аутосоциоматриц с обобщёнными в пределах группы аутосоциометрическими данными.

В том и в другом случае большая достоверность результатов  приписывается обобщенным по всей группе материалам.

Сосредоточим внимание на описании второго варианта.

Вначале рассмотрим порядок  сравнения «рефлексивного» и  «реального» статусов членов группы.

Рефлексивный, то есть предполагаемый, приписываемый себе, статус устанавливается  на основании самоопределения респондента17.

Если используется аутосоциограмма, то человеку, поставившему свой собственный номер в центральный круг, присваивается 1-ая статусная категория, во второе кольцо - 2-ая, в третье и четвертое кольцо, соответственно, - 3-я и 4-ая статусные категории, оставившему себя за пределами окружностей - 5-ая.

В том же случае, когда  применяется аутосоциоматрица, такой статус определяется по результатам заполнения испытуемым соответствующей себе вертикальной графы таблицы. К примеру, для группы из 25-30 человек при параметрической процедуре с ограничением в 3-4 выбора 1-ая статусная категория может быть присвоена лицу, выделившему в отношении самого себя семь и более положительных выборов, 2-ая категория - пять-шесть таких выборов, 3-я - четыре или три выбора, 4-ая - два или один выбор, а 5-ая - при отсутствии положительных выборов.

Реальный статус того или  иного лица высчитывается в ходе анализа всей совокупности аутосоциограмм или аутосоциоматриц в группе. При известной трудоёмкости процедуры, по мнению А. А. Реана и Я. Л. Коломинского, этот показатель обладает большей степенью достоверности, нежели обычный социометрический статус.

Итак, при работе с аутосоциограммами каждой «орбите» присваивается определенное количественное значение. А именно: центральный круг - 4 балла, второе кольцо - 3 балла, третье - 2 балла, четвертое - 1 балл, а пространству за пределами внешней окружности - 0 баллов. Затем подсчитывается число (I) членов группы, которые поместили обозначение того или иного человека на соответствующие орбиты (дали ему определенное количество баллов), и этот результат делится на число испытуемых, положительно выделивших данного индивида. Обычно это число (n-(n-l)) совпадает с количеством членов группы без единицы (без его самого), однако, может получиться, что не все испытуемые обозначили на аутосоциограмме всех без исключения членов группы. Таким образом, соответствующая формула имеет следующий вид:

S=4l4+3l3+2l2+l1/ n – (n – 1)

Персональный реальный статус члена группы в этом случае находится  в пределах от 4 до 0. При этом самый  высокий (1-й) статус присваивается индивиду, индекс которого попадает в интервал от 4 до 3,5;

2-й статус - от 3,5 до 2,5;

3-й статус - от 2,5 до 1,5;

4-й - от 1,5 до 1

и 5-й - менее 1.

Приведём примеры для  группы в 25 человек: пусть 10 её членов отнесли  испытуемого к 1-й статусной категории (поместили его номер в центральный  круг, 6 - ко 2-й, 3 - к 3-й, 4 - к 4-й, 1 чел. - к 5-й  категории. Тогда его персональный реальный статус по формуле будет составлять:

Sp=40+18+6+4+0/24=2,83

что соответствует 2-й статусной  категории.

Если же реальный статус члена группы вычисляется по итогам аутосоциоматриц, то общая сумма всех положительных выборов по отношению к этому человеку делится на число членов группы. Его собственная аутосоциоматрица при этом, естественно, не обрабатывается.

Теперь мы можем сопоставить  для любого члена группы показатели его уровня притязаний в сфере  межличностных отношений и реального  положения в группе.

 

 

III. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОМЕТРИИ

3.1Социоматрица и социограмма

Социоматрица представляет собой специальную таблицу, где фиксируются результаты социометрического опроса. Используется как основа расчета индексов, построения социограмм и графиков.

Первый этап – построение простейшей социоматрицы. Результаты разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются фамилии членов группы под номерами, по горизонтали – только номера членов группы. При положительном выборе на соответствующих пересечениях ставятся цифры +1, +2, +3, обозначая этим, кого бы выбрали в первую, вторую, третью очередь, -1, -2, -3 – те, кого не выбрали бы в первую, вторую и так далее. В таблице взаимный выбор обводится (независимо от очередности выбора). После занесения всех выборов в таблицу подсчитывается по вертикали сумма всех полученных выборов каждым членом группы результатов, затем подсчитывается сумма баллов: первая очередь - +3 (-3) балла, вторая - +2 (-2) и так далее. По этим результатам определяется статус человека в группе. По анализу социоматрицы можно составить представление о взаимоотношениях внутри группы. Для составления картины по нескольким выборам могут быть построены суммарные социоматрицы, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Достоинство социоматрицы: возможность представить выборы в числовом виде, а также установить статус членов группы, порядок влияний.

На основе социоматрицы строится социограмма.

Социограмма – это графическое выражение математической обработки результатов социометрического теста при исследовании межличностных отношений между членами малой группы. При составлении социограммы людей просят ответить на ряд вопросов « с кем бы вы предпочли сидеть рядом на дружеской вечеринке?». На основании ответов, полученных от всех челнов группы, составляется диаграмма связей, указывающих на дружеские отношения, «звезд» (часто выбираемых людей) и «пари» (тех, кого выбирают редко или вообще не выбирают)18.

На основании социограммы можно провести анализ структуры взаимоотношений в группе. Она дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. Социоматрица позволяет сделать более глубокое качественное описание и наглядное представления групповых явлений. При анализе социограммы выделяются наиболее влиятельные члены, взаимные пары, группировки, составленные их стремящихся выбрать друг друга. Наиболее часто встречаются группировки из 2 – 3 членов.

Есть несколько вариантов  социограммы. Первый вариант: совокупность концентрических окружностей с размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой стрелками, характеризующими выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются во внутреннем круге, в следующем круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому и так далее. Второй вариант: произвольное плоскостное изображение, на котором выделены группировки взаимно выбравших друг друга индивидов. Расстояния между группировками характеризуют выборы между ними. Третий вариант: индивидуальная социограмма. Она заключается в том, что выбранный член группы изображается в системе выявленных в ходе исследования связей.

Обычно внутри социограммы лица мужского пола изображаются с помощью маленьких треугольников, женского – окружностей. Такая форма изображения делает социограмму более наглядной.

 

 

 

 

Обычно условные обозначения  на социограмме выглядят следующим образом:

 

Типы социограмм:

    1. произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы;
    2. концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;
    3. локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Социограмма произвольного вида представляет собой следующее:

 

 

Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Социометрические  индексы

Объективизация результатов  исследования вычисляется с помощью  социометрических индексов. Существуют персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе.

Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для  выбираемого), индекс эмоциональной  экспансивности (для выбирающего) и  индекс адекватности оценки своего положения  в группе.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом  соотноситься с другими элементами. Это свойство может быть измерено числом – индексом социометрического  статуса. Есть положительный и отрицательный  статус, в зависимости от того, как  личность влияет на других.

Индекс положительного статуса  определяется по формуле:

С+=B+/N – 1

Индекс отрицательного статуса  определяется по формуле:

С+= B-/N – 1

где, В+ - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, В- - количество полученных им отрицательных выборов, N- число членов группы.

Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии  к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности  респондента.

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:

Э=V+ + V-/N – 1

где, V+ - количество сделанных респондентом положительных выборов, V- - количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы.

Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре  социометрии.

Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в  группе используется, если исследование предусматривало применение как  коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:

А=P/Q

где, Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, a Q - число ожидавшихся выборов себя другими.

Основными Г.С.И. являются индексы  эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:

Эгр= VN+ + VN- /N

где, VN+ - сумма всех положительных выборов в группе, VN- - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.

Индекс психологической  взаимности выборов характеризует  во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный  вес» положительной взаимности отношений  в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

Информация о работе Социометрия как метод психологических исследований