Социометрия и психодрама Дж. Морено

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

При написании данной курсовой работы были использованы различные источники: работы «Социометрия» и «Театр спонтанности» Дж.Морено, труд У.Джеймса «Основы психологии», и работа Хейзинга Й. «Homo ludens».
Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Содержание работы

Введение…………..………………………………………………..…………....3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности теории Морено………………………………………………………….………………..5
§1. Предтечи возникновения теории Морено………..…...………………..5
§2. Понятие социометрии и её основные элементы……………………...12
Глава 2. Социометрия (микросоциология) Д. Морено………...…21
§1. Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса……....21
§2. Театр спонтанности и его значение на современном этапе………….27
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………...…..35

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Важным моментом теоретических  построений Морено было положение о  том, что через раскрытие социально-психических  механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального  контроля над поведением личностей  и социальных групп.

Для Морено и  других представителей социометрии  объектом исследований являются реально  существующие малые социальные группы. Главное, чем они характеризуются, - это эмоциональные отношения  людей друг с другом, составляющие атомарную (атомистическую) структуру общества. Простое наблюдение не в состоянии зафиксировать эти отношения, но они могут быть выявлены с помощью специфических методов измерения, особой техники опроса и обработки данных. Эта техника позволяет определить реальные конфликтные ситуации и предпринять усилия для их ликвидации [8].

Среди существенных инструментов социометрического анализа наибольшей популярностью пользуются:

1. Социометрические тесты  – один из приемов опроса  людей, в ходе которого выполняется  задание стандартной формы, позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе.

2. Социоматрицы – таблица,  в которую при помощи графических  и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе.

3. Социограммы – дает  соответствующее графическое (схематическое)  выражение социальных отношений  людей преимущественно в малых  группах.

Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.

По мнению Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения  индивидов, складывающиеся из особых «микроэлементов», которые именуются «социальными электронами», или «телеэлементами». Морено охотно использовал понятие «теле», или «социогравитационный фактор», с помощью которого он пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения людей друг с другом. При это понятие «теле» Морено определял как простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение «теле» «со знаком плюс», согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» – антипатию [9].

Микросоциология уделяет  большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений  людей, которые определяются социометристами  в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).

Для определения параметров психологического взаимодействия людей  в больших группах Морено пользовался  понятием «психосоциальных сетей», которые, по его мнению, объединяют самые  сложные линии взаимоотношений  микроэлементов общества. К этим микроэлементам он относил в первую очередь так называемый социальный атом – непосредственной сосуществование индивидов, которое он считал наименьшим элементом общества.

Важнейшей идеей Морено было положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная).

В этой связи Морено сформулировал  одно из фундаментальных положений  социометрии, согласно которому социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т.д., а под макроструктурой – пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций.

Исследования различных  противоречий между людьми привели, Морено к выводу, что основным источником напряженности и социальных конфликтов является несоответствие микро- и макроструктур группы или общества.

Данные исследования и их интерпритация подтолкнули  Морено к обобщениям. Одним из них  стал так называемый «универсальный микрозакон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микро- (социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом). Из этого «закона» уже чисто логически вытекало положение о том, что основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур [10].

Это означало, что социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы  путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Так морено пришел к одному из наиболее утопических выводов своей теории – о возможности «улучшения» человеческих отношений в рамках любой общественной системы.

Среди других законов, сформулированных Морено, особой популярностью в ряде школ современной западной социологии пользуется так называемый «закон насыщения». Согласно «закону насыщения», в национальных и международных отношениях существует точка, превышение которой ведет к «перенасыщению» или иными словами, к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.

Продолжением социометрии  являются психодрама и социодрама, также разработанные Морено. Он создал «терапевтический» (его иногда называют социометрическим) театр, который означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группах. Социодрама – это моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций, а психодрама – это моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Находясь на сцене люди, проигрывают определенные психические состояния и социальные роли, благодаря чему им становится психологически легче и комфортнее. Таким путем ученый лечил неврозы, алкоголизм, смягчал конфликты, выявлял неформальных лидеров, оптимизировал социально-психологический климат в малой группе [11].

Создание социометрии  явилось одним из наиболее значимых достижений социологии как науки  за весь период её существования. Внедрение  количественных методов в социологию существенно преобразило её и позволило осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, сопоставимой с исследованиями в области естественнонаучного знания. Одним из наиболее существенных последствий создания микросоциологии стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования с использованием количественных методов и современной компьютерной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социометрия (микросоциология) Дж. Морено

§1. Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса.

 

У.Джеймс (1842-1910) – один из немногих психологов, частичное  влияние которых признавал сам  Дж.Л.Морено. Вполне вероятно, что влияние  это не ограничивалось только философско-психологическими идеями: судьба У.Джеймса во многом перекликается с жизненным путем Дж.Л.Морено. Не имея конкретных данных относительно того, знаком ли был Дж.Л. Морено с биографией У.Джеймса, проведем некоторые аналогии.

Тот и другой имели медицинское  образование, но в практической работе стремились уйти от традиционной медицины. Тот и другой серьезно интересовались философией (У. Джеймс – создатель  философского направления). Тот и  другой достаточно долго самоопределялись и пришли к тому, что в относительно завершенном виде составило их основные представления, примерно в одном возрасте – к 40 годам. Того и другого характеризует противоречивость и некоторая двойственность теоретических представлений, у У.Джеймса проявляющаяся, в частности, в отношении к материализму и идеализму. Идеи того и другого парадоксально соотносимы и с бихевиоризмом, и с гуманистической психологией (У. Джеймс выступает как один из предшественников того и другого). Тот и другой проявляли интерес  к «особым состояниям сознания» (У.Джеймс в своем интересе к религиозным переживаниям и состояниям, возникающим под влиянием психотропных веществ, Дж.Л.Морено – в обращении к состояниям катарсиса, спонтанности).   

Дж.Л.Морено адресуется к двум его  работам, которые и в целом выступают как знаковые для позиции У.Джеймса: «Основы психологии» и «Многообразие религиозного опыта». По всей вероятности, в период психологического самообразования Дж.Л.Морено «Основы психологии» У.Джеймса стали для него первой систематизированной работой по психологии (во всяком случае, это единственная фундаментальная сводка по психологии, на которую он ссылается). Сам Дж.Л.Морено в качестве наиболее важной для себя идеи У.Джеймса выделил идею множественности субъективных миров, однако, как представляется, можно найти и иные параллели, предположив влияние У.Джеймса на Дж.Л.Морено.

Прежде всего подчеркнем многими  отмечаемую двойственность взглядов У.Джеймса, воплощающуюся, в частности, как  в частом расхождении его философской  и психологической позиций, так и в непоследовательности самих психологических воззрений вплоть до того, что  иногда возникает подозрение на то, что работы Джеймса написаны разными авторами. Открытое противостояние Джеймса-философа материализму не мешает ему как психологу рассматривать, например, психофизическую проблему с позиций примата телесных явлений  в отношении психических.

Характерно, что и влияние У.Джеймса  на развитие последующей психологии также оказывается весьма противоречивым (бихевиоризм заменяет «поток сознания потоком активности», сохраняя идею прагматизма и адаптивности; гуманистическая психология принимает идею активности и уникальности внутреннего бытия; трансперсональная психология называет его одним из предшественников в связи с интересом к особым состояниям сознания и самоэкспериментированием в этой области     Подобная противоречивость весьма характерно и для Дж.Л.Морено, принимающего то бихевиористическую позицию («роль как поведенческий паттерн», спонтанность как характеристика поведения, соответствующего ситуации – т.е. адаптивного), то позицию экзистенциально-гуманистическую (роль как способ бытия, спонтанность как проявление космического творчества). Уместно упомянуть и о том, что В.Вундт не счел возможным вообще рассматривать «Основы психологии» У.Джеймса как психологическую работу, видя в ней скорее художественное произведение. Аналогичные упреки  обращены и к Дж.Л.Морено, вполне в духе эссеистики не утруждавшего себя обоснованием  собственных идей, считая их самодостаточными.

В содержательном плане в качестве основных положений У.Джеймса выделим следующие, условно объединив как его философские, так и психологические идеи.(Избежать противоречий нам при этом не удастся в силу указанной противоречивости идей самого У. Джеймса).

Существенно, что сознание для У.Джеймса - не замкнутый в себе самостоятельный мир. Его неправомерно рассматривать вне  того, кому оно принадлежит. Важной представляется и другая мысль, нашедшая у У.Джеймса лишь общие очертания: мысль о наличии континуума космического сознания, в который индивидуальное сознание погружено, как в материнское море, и от которого отделено лишь тонкими перегородками. Идеи Дж.Л. Морено созвучны тому и другому.

Как функционалиста и  прагматиста, У.Джеймса интересует не столько строение сознания, сколько то, что оно дает человеку и как это происходит. Укажем, что эта позиция относится не только к сознанию, но и к подходу к онтологическим и религиозным проблемам (вопрос о существовании Бога – вопрос о том, что мысль о Боге дает человеку). Основная функция сознания – адаптивная: сознание должно помочь человеку приспособиться к миру. В свою очередь, адаптированность  в полном смысле означает чувствование себя в мире своим, переживание единства с миром - то, что Э.Фромм существенно позже назвал «чувством укорененности». Именно это чувство выступает для У.Джеймса как критерий психического здоровья человека. (Аналог у Дж.Л. Морено: причастность Божественному творчеству, спонтанность). В редких случаях это чувство оказывается врожденным; в целом для его обретения требуется проживание особого опыта, в частности, опыта религиозных переживаний : тогда происходит «второе рождение» человека. (Аналог у Дж.Л. Морено: психодрама как «экспериментальная теология»; повторное  проживание - “истинный второй раз”  как избавление от первого). Созвучными идеям Дж.Л. Морено являются представления У.Джеймса о том, что религия может рассматриваться не только как социальная организация, но и в плане   интраиндивидуального пространства, как характеристика его гармоничности.

В целом сознание, по У.Джеймсу,  стремится представить субъекту мир в соответствии с его потребностями, дабы человек мог чувствовать себя максимально комфортно. Механизмом выступает вычерпывание сознанием из потока ощущений  (более высокий уровень сознания – «личное сознание» – взаимодействует с первичным сенсорным потоком) наиболее значимых и организация их в субъективное предметное пространство, максимально соответствующее актуальным потребностям. Таким образом, сознание активно: субъективная реальность возникает как результат субъективного же творчества. В силу индивидуальности потребностного мира субъективные реальности, созданные из одного исходного материала, неповторимы . (Аналог у Дж.Л.Морено - почти дословное повторение идеи множественности субъективных миров с прямой ссылкой на У.Джеймса).

Вместе с тем люди, наделенные, в отличие от животных, интеллектом (в понимании  Джеймса – умением ставить проблемы  и разрешать проблемные ситуации) и речью, могут договориться «что и как называть» и тем самым попытаться понять друг друга. (Аналог у Дж.Л.Морено – способность к эмпатии, с той существенной разницей, что она во многом деинтеллектуализирована). Такое понимание, однако, не может быть полным в силу того, что существует нечто уникальное в абсолютном смысле -  различение Я и не-Я (Мое и не-Мое). Такая постановка вопроса выводит У.Джеймса на проблемы личности, понимаемой им через призму самосознания.

Информация о работе Социометрия и психодрама Дж. Морено