Социально-психологические проблемы подготовки юношей и девушек к семейно-брачным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целенаправленная систематическая подготовка подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности неотделима от подготовки его к семейно-брачным отношениям. Дорога в большую жизнь берет свое начало в семье и снова ведет в семью. Школа как ведущее звено в системе формирования всесторонне развитой личности должна нести ответственность за подготовку своих питомцев к самостоятельной семейной жизни, к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Актуальность формирования личности семьянина обусловлена необходимостью упрочения семьи как важнейшей ячейки демократического общества, гуманизацией семейно-брачных отношений, повышением ответственности родителей за воспитание детей.

Содержание работы

Введение
1. Психологические и социальные основы современного брака
2. Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
3. Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по семье.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

Оценка успешности становления  готовности старших учащихся к семейной жизни осуществляется с использованием критериев диагностики этого  процесса: личностного осмысления ценности семьи и брака; наличия системы  знаний и умений в области семейной жизни; установки на создание и сохранение отношений в системе «индивид-семья-социум».

Выявленные нами взаимосвязи  между условиями и факторами, предпосылками, критериями и показателями становления готовности старших  учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра позволяют сформулировать следующие частные педагогические закономерности: чем шире пространство диалога между всеми субъектами образовательного процесса (учащимися, педагогами и родителями), тем эффективнее взаимосвязь внешнего социально-педагогического воздействия и внутриличностного становления готовности старших учащихся к семейной жизни; чем выше степень доверия во взаимоотношениях педагогов и учащихся, тем сильнее ориентация учащегося на самосовершенствование как ресурс семейного строительства; чем больше в деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра возможности для творчества, тем выше уровень авторства старших учащихся в учебных ситуациях, моделирующих семейные коллизии.

Подводя итоги, можно сформулировать основные педагогические принципы становления  готовности старших учащихся к семейной жизни: принцип единства внешних  и внутриличностных компонентов  становления готовности, принцип  «взращивания», принцип творческой активности. Все эти принципы использованы при разработке программы курса  «Подготовка юношей и девушек  к семейно-брачным отношениям», рассчитанной на юношей и девушек, обучающихся  в 10-11 классах. В следующем разделе  приведен поурочный план этого курса, включающий ролевые и экономические  игры, тренинг навыков межличностного общения, рекомендации по содержанию лекций.

3. Примерная программа  курса для старших классов  общеобразовательных учреждений  «Подготовка юношей и девушек  к семейно-брачным отношениям»

Настоящая программа разработана  как курс, рассчитанный на 1 год обучения (10 или 11 классы), 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа включает в себя этический, семьеведческий, медико-гигиенический, и экономический блоки. В зависимости от творческой позиции педагога материал можно проходить поблочно, или чередовать занятия из разных блоков.

I.Этический блок (6 ч.)

Занятие 1-3. Понятие любви (3 ч.)

Цель: Актуализация знаний по теме, формирование у школьников представлений  о трактовке понятия «любовь» в различных философских течениях, формирование личностного восприятия любви.

Основные понятия: любовь как этическое понятие.

Методические рекомендации

В начале занятия педагог  знакомит школьников с пониманием любви  в различных философских течениях. Знакомство проводится в форме лекции с элементами беседы (для лучшего  восприятия материала желателен  исторический подход в его изложении). Далее рекомендуется провести обсуждение перечисленных подходов к пониманию  любви (среди способов обсуждения можно  рекомендовать следующие: « неоконченное предложение», «телефон доверия», «  обращение с вопросом к самому себе»).

Педагог в ходе обсуждения подводит школьников к осознанию  необходимости в собственном  понимании любви.

Для дальнейшего проведения занятия рекомендуется организация  игровой ситуации. Одним из вариантов  может быть игра-упражнение «стихи о любви». Для его проведения выбираются двое молодых людей и две девушки. Они, как лидеры, выбирают себе команду: девушка-лирик набирает себе лиричных девушек. Страстный юноша выбирает страстных ребят. Сформированные команды  садятся в круг, впереди - лидеры.

Комната затемняется, ее центр  освещает свеча. Задача: все команды  по кругу должны читать по одному стихотворению  о любви. Это должны быть непременно стихи, и каждый участник не может  читать более двух раз. Не обязательно  читать до конца, но обязательно выражая  личностное отношение к описываемой  ситуации.

После этого возможен ролевой  розыгрыш житейских ситуаций.

Возможна следующая схема  игры:

· педагог предлагает ситуацию, понятную всем;

· ситуация разыгрывается  в парах; играют все;

· ситуация обсуждается в  микрогруппах в форме доклада;

· доклады перерастают  в живую игру, идет показ для  общей группы;

· обсуждение разных выходов  из этой ситуации, их плюсов и минусов.

Возможные темы: «опоздал и  забыл билеты...», «прости меня, пожалуйста!», «а ты опять сегодня не пришла»  и т. д.

Занятие 4-6. Религиозные учения о сущности любви (3 ч.)

Цель: Сформировать представления  школьников о понимании сущности любви в различных религиозных  учениях, показать христианское понимание  любви, христианскую философию понимания  человека, мира и Бога.

Основные понятия: Мировые  религии, христианство, как основа русской  культуры, любовь.

Методические рекомендации

Занятие проводится в форме  лекции с элементами беседы. Аудиторию  необходимо оформить репродукциями  картин на религиозную и библейскую тематику. Занятие начинается с вступительного слова педагога раскрывающего основные понятия темы (предварительно педагог  сам обязан наиболее полным образом  ознакомиться с рекомендуемой литературой). Далее педагог организует обсуждение различных подходов к пониманию  сущности любви. Домашнее задание может  заключаться в написании сочинения-рассуждения  по изучаемой теме.

Второй час занятия  посвящается восприятию философии  христианства, т.к. именно эта философия  легла в основу европейской и  русской культуры, а значит, и  в основу нашего понимания любви.

Классная комната оформляется  репродукциями картин, фотографиями храмов и святых мест, звучит духовная музыка. Педагог знакомит школьников с традициями христианства, обрядами, философией понимания человека, мира и Бога. Затем организует дискуссию, в ходе которой показывает понимание  любви в христианстве.

Третий час занятия  рекомендуется посвятить практическому  ознакомлению с обрядами христианства. Следует познакомить школьников со свадебным обрядом на основе краеведческого материала (через посещение музея  или приглашение фольклорной  группы).

II. Психологический блок (12 ч.)

Занятие 7-8 Межличностное  общение (2 ч.)

Цель: Создание предпосылок  для более свободного выражения  своих чувств.

Основные понятия: расслабление; правила поведения в тренинговой группе.

Методические рекомендации

Проводится тренировка различных  способов расслабления, установление зрительного контакта.

Занятие следует начать с  того, что каждый назовет свое имя  и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагается написать свое имя на табличке. Не обязательно  это будет настоящее имя, можно  назвать себя по-другому. Если решили взять другое имя, то, представляясь, следует сказать и настоящее, а потом попытаться объяснить почему вы решили его сменить.

Упражнение «Учимся расслабляться»

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь  напряжение, «зажатость», тревогу, можно  помочь себе расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерб интересам общения.

Прием № 1.

Сесть поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделать по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитать про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и без счета.

По окончании открыть  глаза и рассказать, что чувствовали, выполняя это упражнение.

Прием № 2.

Этот способ расслабления называется «Волшебное слово». Когда  мы волнуемся, можем произнести про  себя это «волшебное слово», и почувствуем  себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада» и  любые другие. Главное, чтобы они  помогали вам.

По окончании ведущий  спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что  он почувствовал.

Прием № 3.

Еще один способ успокоиться  и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите  про себя несколько утверждений  о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем.

Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых  навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

Занятие 9-10 (2 ч.)

Цель: Развитие умения вести  разговор.

Основные понятия: субличности, общение, наблюдательность.

Методические рекомендации

Проводится тренировка анализа  собственных реакций в ситуации взаимодействия с другими людьми.

Упражнение. Ведущий говорит  о том, что в обычной жизни  зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактными друг с  другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Затем ведущий  предлагает участникам занятия в  течение 3-5 минут смотреть в глаза  друг другу, стараясь установить контакт  с каждым членом группы. По окончании  ведущий спрашивает о чувствах.

Обсуждаются правила поведения  в группе. Вывешивается плакат.

Форма проведения: Игровые  занятия.

Занятие 11-12. (2 ч.)

Цель: Отработка умения слушать  собеседника.

Основные понятия: анализ субличностей, наблюдательность.

Упражнения:

«Части моего Я»

Ведущий предлагает детям  вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как  они, случается , ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так как получится, быть может, символически.

После выполнения задания  участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки  группе, рассказывают, что на них  изображено.

Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили.

Игра-тренинг «Таможня».

Ведущий: «Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности. Итак, наша группа - пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывести  из страны уникальное ювелирное изделие» (в качестве «предмета контрабанды» используется реальный маленький предмет: ключ, монета). Кто хочет быть таможенником?»

Взявший на себя роль таможенника, выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него по одному проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «проносит контрабанду». Чтобы облегчить задачу, «таможеннику» предоставляют 2-3 попытки. После того, как в роли «таможенника» побывали два подростка, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Желательно, чтобы сам ведущий тоже побывал в роли и «таможенника», и «контрабандиста».

Помимо повышения интереса к занятию, создания атмосферы непринужденности и веселья, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого  человека.

«Умение вести разговор»

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддерживать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия  по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания  разговора.

Группа делится на пары, Темы для беседы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий. Например: что беспокоит  в школе; что трудно в отношениях с родителями; какие качества хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.

На первом этапе разрешается  задавать только «открытые» (т.е. такие, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет» ) вопросы, например, не «Ты любишь поболтать с Олегом?», а «Почему тебе нравится болтать с Олегом?»

Ответы рекомендуется  давать также подробные, развернутые. После 3-5 минут диалога партнеры меняются ролями.

«Слушали молча»

Ведущий, напомнив окончание  предыдущего упражнения говорит, что в жизни важно уметь не только поддерживать разговор, проявляя собственную активность, но и молча выслушивать собеседника, что является подчас не менее важным проявлением участия, сопереживания другому.

Группа делится на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе то, что его  волнует, беспокоит, на что он не находит  ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению  к словам собеседника. Потом партнеры меняются ролями и, выступавший в роли слушателя, говорит о себе. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, можно провести и при работе в парах, но лучше сделать это в конце упражнения, когда группа собирается в полном составе.

Занятия 13-15. Женские и  мужские особенности, женственность  и мужественность.(3 ч.)

Цель: Дать учащимся понятие  о специфике женского и мужского организма, о психологических особенностях мужчин и женщин, различии их социальных функций. Развить ощущение принадлежности к своему полу.

Основные понятия: мужественность, женственность, маскулизация женщин, феминизация мужчин.

Методические рекомендации

Занятия проводятся в форме  ролевой игры «Планета мужчин и планета  женщин». Учащиеся делятся на 2 группы: «планету мужчин» и «планету женщин». Затем происходит «парад» планет: каждая «планета» рассказывает о своих достоинствах, ценностях. Затем происходит смена планет. Планету мужчин представляют юноши, а планету женщин - девушки. Проводится «антипрезентация» планет: каждая планета говорит о своих недостатках слабостях. Далее «планеты» обсуждают, что мешает их сближению, взаимодействию.

Информация о работе Социально-психологические проблемы подготовки юношей и девушек к семейно-брачным отношениям