Социально-психологическая модель семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие психологической совместимости в семье.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть социально-психологическую модель семейных отношений.
2. Определить психологическую совместимость как основной фактор семейного благополучия.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на родителях лежит  ответственность за воспитание у  детей способности к человеческому  общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме  того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое  благополучие всех членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологическая совместимость как основной фактор семейного благополучия

2.1 Исследования совместимости  в социальной психологии

Сейчас трудно установить в какой  именно области социально-психологической  проблематики впервые зашла речь о совместимости. При изучении групповых  конфликтов, психологического климата  в группах, эффективности групповой  деятельности, при исследовании процессов  и результатов коммуникаций, динамики межличностных отношений и других социально-психологических явлений  было обнаружено, что они определенным образом обусловлены соотношением свойств взаимодействующих людей [12].

В одних случаях это соотношение  негативно сказывалось на научаемом  явлении (снижало эффективность  деятельности группы, ухудшало климат и т. д.), в других — положительно. Сочетание характеристик, которое  оказывало позитивное влияние на изучаемое явление, стало обозначаться как совместимость людей.

Термин «однопорядковая совместимость», или просто «совместимость», употребляется для обозначения согласования характеристик систем одного уровня развития (две молекулы, два индивида и т. п.). Этому виду совместимости М. И. Сетров дает следующее определение: «...совместимость есть такое отношение двух систем, при котором обнаруживается сродство или общность систем по некоторым параметрам или по существу, обеспечивающая возможность их взаимодействия» [9].

В психологических работах дается лишь описательное определение совместимости. Например, определение, данное Ф. Д. Горбовым и М. А. Новиковым: «Совместимость — это понятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений» [6].

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую.

В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик  партнеров и на этой основе синхронизация  темпа психической деятельности. Во втором случае имеется в виду оптимальное сочетание типов  поведения людей в группе, их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.

Наличие психологической совместимости  членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге большей эффективности совместной деятельности.

В соответствии с данными исследований Н. Н. Обозова (1979) выделяются следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости:

1) результаты деятельности;

2) эмоционально-энергетические затраты  ее участников;

3) их удовлетворенность этой  деятельностью. [15]

Совместимость межличностная –  взаимное приятие партнеров по общению  и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. Критерием межличностной совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и главное процессом взаимодействия, когда каждый из них оказался на высоте требований другого и не потребовалось специальных усилий на установление взаимопонимания [15].

Авторы выделяют такие критерии психологической совместимости, как  высокую сплоченность группы, устойчивость ее во времени, высокую эффективность групповой деятельности, низкую конфликтность в группе, высокое взаимопонимание между партнерами, — словом, любое из социально-психологических явлений, взятое в его позитивном значении.

Однако, все-таки не все перечисленные критерии могут быть обязательными. Например, длительность отношений в браке может быть вызвана боязнью прервать отношения в силу отсутствия выбора партнеров, наличия детей, боязнью одиночества.

Наличие конфликтов и их частота  также малопоказательны, так как не учитывается различие в качестве этих конфликтов: так называемые конструктивные конфликты желательны и даже необходимы для развития отношений. Существуют три основных подхода к исследованию совместимости: структурный, функциональный и адаптивный [10].

Структурный подход ориентирован на поиск оптимальных сочетаний  характеристик членов группы. Это  оптимальное сочетание обозначается как гармония, соответствие характеристик  партнеров. Структурный подход базируется на мысли, что совместимые партнеры образуют некую устойчивую, адаптивную и в определенном смысле эффективную  структуру. Совместимость выступает  как подобие (сходство) или различие (контраст) характеристик партнеров [10].

При функциональном подходе группа рассматривается как целенаправленное образование, смысл существования  которой — реализация определенных функций, в социальной психологии они  обозначаются как роли.

Мера согласования ролей служит показателем совместимости. При  этом исследователи намеренно отвлекаются  от изучения свойств, которые обеспечивают участнику исполнение своей групповой  роли. Использование функционального  подхода предполагает изучение функций  системы, установления необходимой  для нее структуры распределения  ролей между индивидами и анализа  ролевого сотрудничества партнеров  при достижении целей системы [10].

Третий подход к проблеме совместимости  — адаптивный — получил наибольшее распространение в клинике и  психологической практике. Собственно говоря, этот подход ориентирован на изучение не совместимости, а ее результатов: позитивных межличностных отношений, эффективного общения. Адаптивный подход и ориентирован на улучшение процессов  общения в группах и совершенствование  межличностных отношений [10].

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют несколько подходов к пониманию собственно супружеской совместимости представленных в зарубежной социальной психологии: мотивационный, психодинамический, социокультурный и бихевиористический. В рамках мотивационного подхода лежит представление о том, что индивиды имеют разные потребности, удовлетворение которых изменяется при групповом взаимодействии [21].

У совместимых в потребностном плане личностей в ходе межличностного взаимодействия потребности удовлетворяются, и этим обеспечивается гармония в их отношениях. Так Э. Локки, изучая связь удовлетворенности браком и личностных качеств супругов, установил, что в основе субъективной удовлетворенности и стабильности брака лежит не принцип дополнительности (комплиментарности) личностных свойств, а принцип их сходства [19].

Имеются также сведения о том, что  ряд личностных качеств совместимых  супругов подчиняются принципу противоположности. [15]

Психодинамический подход предлагает подход к исследованию дисгармонии брака с точки зрения классического психоанализа.

В рамках данного подхода разработана  теория Г. Дикса, который видел принцип неблагополучия семьи в защитных механизмах, выработанных в детстве. У взрослых эти механизмы проявляются в боязни потерять своё «Я», которая обусловливает необходимость его защиты от брачного партнёра [16]. Социокультурный подход при анализе супружеской совместимости учитывает ролевые ожидания, притязания и ролевое поведение супругов в браке.

Под ролевыми ожиданиями в данном случае понимается степень готовности отдать выполнение той иди иной семейной функции брачному партнеру. Сочетание ролевых ожиданий и притязаний супругов и их реализация в семейной жизни определяет ролевое поведение человека в браке. [17] Неправильное распределение власти в семье ведет к снижению субъективной удовлетворенности браком.

Так, по данным В. Пэкорда, человек, демонстрирующий низкую степень удовлетворенности браком, склонен воспринимать своего партнера как явно доминирующего. В семьях, определяемых им как неблагополучные, мужья чаще воспринимают себя как равного, а жены более склонны определять своего супруга как доминирующего [23].

Таким образом, по мнению сторонников  социокультурного подхода, совместимость супругов определяется, прежде всего, соотношением их ролевых ожиданий и притязаний, а также характером распределения власти в семье.

Основы бихевиористического подхода к пониманию супружеской совместимости впервые был сформулированы Дж. Хомансом в рамках его концепции «элементарного социального поведения». Автор, в соответствии с традиционной бихевиористической концепцией, полагает, что взаимодействие в семье определяется вознаграждениями, наказаниями, частотой и качеством подкрепления [26].

По его мнению, в общении человек  ожидает пропорциональности между  получаемым выигрышем и понесёнными  издержками. Дисбаланс в ту или  иную сторону влечет за собой развитие конфликтов и снижение удовлетворенности  браком. Более обобщенный взгляд на данный феномен был предложен  в отечественной психологии в  рамках структурно-уровневой концепции  совместимости супругов Н. Н. Обозова. Данный подход рассматривает совместимость как сложное, многоуровневое явление.

Рассогласования в супружеской  жизни, по мнению автора, могут формироваться  на каждом из указанных уровней. Именно это и приводит к формированию субъективной неудовлетворенности  браком в той или иной сфере  семейной жизни.

Итак, мы можем сказать, что психологическая  совместимость определяется как  взаимное принятие партнеров по общению  и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности - ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей.

2.2 Общая характеристика  и уровни супружеской совместимости

В семейном взаимодействии совместимость  включает в себя психофизиологическую совместимость; личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях  и мире в целом); эмоциональную (переживание  происходящего во внешнем и внутреннем мире человека); поведенческую (внешнее  выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей или  духовную совместимость. Отмечается, что  чем больше наблюдается совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация в супружеской паре.

Опыт работы различных специалистов с семьями показывает, что особенно большую значимость в семейно-брачных  отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные  виды совместимости или несовместимости  подвержены динамическим изменениям и  достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи  или в ходе консультативной и  коррекционной работы.

Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или  с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая и, в частности, сексуальная несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование  ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и партнерских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии партнеров, а с другой - насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным.

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или  неудачу в супружестве, являются личные качества партнеров и их умение решать всевозможные проблемы, быть в  гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные  ситуации как личности или между  партнерами. Важно учитывать и  индивидуально-психологические особенности  каждого из партнеров.

Рациональным и комплексным  показателем индивидуальности может  служить тип личности, наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а  также разводов является «несходство  характеров», несовместимость партнеров.

Таким образом, гармонию семейно-брачных  отношений определяют несколько  основных элементов [10]:

- эмоциональная сторона партнерских  отношений, степень привязанности;

- сходство их представлений,  видений себя, партнера, распределения  ролей, представлений о социальном  мире в целом;

- сходство предпочитаемых каждым  из партнеров моделей общения,  поведенческих особенностей;

- сексуальная и, шире, психофизиологическая  совместимость партнеров;

- общий культурный уровень, степень  психической и социальной зрелости  партнеров, совпадение систем  ценностей партнеров.

Важным аспектом в семейной жизни  является деятельность. Каждый член семьи  имеет свой индивидуальный стиль  деятельности, и этот показатель также  является важным в оценке совместимости.

Индивидуальный стиль деятельности - это такая система приемов  и способов действий, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Индивидуальный стиль деятельности ярко проявляется в быту. Например, один из супругов выполняет домашние работы быстро, а другой - медленно. Об этом необходимо постоянно помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а приспособиться к свойствам его натуры, к его индивидуальному стилю деятельности.

Информация о работе Социально-психологическая модель семейных отношений