Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56

Файлы: 1 файл

новыйкол.docx

— 108.20 Кб (Скачать файл)

      16. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть есть какая-то неосознаваемая  потребность причинить себе боль, вред.     

        б) Мне бы понравилось водить  мотоцикл, или ездить на нем. 

      Порядок обработки результатов.

      Каждый  ответ, совпавший с ключом, оценивается  в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем  уровня потребностей в ощущениях.

      Ключ

1. а  5. б 9. а 13. б
2. а 6. б 10. б 14. б
3. б 7. б 11. а 15. а
4. б 8. б 12. б 16. б

      Интерпретация:

      Поиск новых ощущений имеет большое  значение для человека, поскольку  стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что, в конечном счете, ведет, к его  личностному росту.

      11-16 баллов. Высокий уровень потребностей в ощущениях обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, "щекочущим нервы" впечатлениям, часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

      6 - 10 баллов - средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны — об открытости новому опыту, с другой стороны — о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

      0 - 5 баллов. Низкий уровень потребностей в ощущениях обозначает присутствие предусмотрительности, осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Тест  «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).

      Инструкция.

      "Тебе  предлагается ряд вопросов, касающихся  различных сторон твоей жизни.  Если честно и обдуманно отвечать  на каждый вопрос, то у тебя  будет возможность лучше узнать  самого себя.

      Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай на каждый вопрос следующим  образом: если ты согласен, отвечай "да", если не согласен - ответь "нет". Если ты не живешь вместе с родителями, то отвечай на вопрос о семье, имея в  виду тех людей, с которыми живешь.

      Работай как можно быстрее, долго не раздумывай".

    1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
    2. Легко ли ты заводишь друзей?
    3. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
    4. Часто ли ты нервничаешь?
    5. Яляешься ли ты обычно в центре внимания в компании сверстников?
    6. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
    7. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
    8. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
    9. Кажется ли тебе иногда, что за твоей синой люди говорят о тебе плохо?
    10. Много ли у тебя близких друзей?
    11. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
    12. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
    13. Всегда ли ты дома обеспечен (-а) всем необходимым?
    14. Боишься ли ты оставаться один (одна) в темноте?
    15. Ты всегда уверен (-а) в себе?
    16. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
    17. Бывает ли, что, когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
    18. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
    19. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
    20. Бывает ли, что ты злишься на всех?
    21. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным (-ой)?
    22. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
    23. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не переносишь?
    24. Можешь ли ты ударить человека?
    25. Ты иногда прощаешь людям?
    26. Часто ли родители наказывают тебя?
    27. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
    28. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
    29. Легко ли ты можешь рассердиться?
    30. Рискнул (-а) бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
    31. Ты - человек робкий и застенчевый?
    32. Бывает ли у тебя чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
    33. Ты часто совершаешь ошибки?
    34. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
    35. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
    36. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
    37. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
    38. Бывает ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
    39. Завидуешь ли ты иногда счастью доугих?
    40. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
    41. Часто ли ты дерешься?
    42. Легко ли тебе усидеть на месте?
    43. Ты охотно отвечашь у доски в школе?
    44. Бывает ли, что ты так расстроен (-а), что долго не можешь уснуть?
    45. Часто ли ты ругаешься?
    46. Мог (-ла) бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
    47. Часто ли в вашей семье бываю ссоры?
    48. Ты всегда делаешь все по-своему?
    49. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
    50. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

      Ключ  к опроснику

      Показатель       № вопроса
      1. Отношения в семье       3+; 13-; 18+; 19+; 26+; 27+; 32+; 38+;47+.
      2. Агрессивность       7+; 12+; 24+; 25+; 30+; 40+; 41+; 45+; 46+.
      3. Недоверие к людям       1-; 2-; 8+; 9+; 10-; 11+; 22+; 23+; 31+.
      4. Неуверенность в себе       4+; 14+; 15-; 16+; 20+; 21+; 28+; 29+; 33+; 39+; 49+.
      5. Акцентуации: гипертимная, истероидная,  шизоидная, эмоционально-лабильная       34+; 42-; 50+; 5+; 35+; 43+; 17+; 36+; 48+; 6+; 37+; 44+.

      Оценка  результатов

      Показатель       Высокие баллы (группа риска)
      1. Отношения в семье       5 и более баллов
      2. Агрессивность       5 и более баллов
      3. Недоверие к людям       5 и более баллов
      4. Неуверенность в себе       6 и более баллов
      5. Акцентуации: гипертимная, истероидная,  шизоидная, эмоционально-лабильная       2-3 балла по каждому типу акцентуации

      Обработка результатов

      Ответы  учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с  ключом по каждой шкале. Суммарный балл по каждой из 5 шкал отражает степень  ее выраженности.

      Интерпретация результатов

      1. Отношения в семье.

      Высокие баллы свидетельствуют о нарушении  внутрисемейных отношений, которое  может быть обусловлено:

    • напряженной ситуацией в семье;
    • родительской неприязнью;
    • необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
    • страхом перед родителями и т.д.

      2. Агрессивность.

      Высокие баллы свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости.

      3. Недоверие к людям.

      Высокие баллы говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности и враждебности.

      4. Неуверенность в себе.

      Высокие баллы свидетельствуют о высокой  тревожности, неуверенности личности в себе.

      5. Акцентуации характера.

      К группе риска относят следующие  типы акцентуации характера:

      Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, энергичен, активен, не любит дисциплины, раздражителен.

      Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, ненадежен в человеческих отношениях.

      Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, часто уходит в себя.

      Эмоционально-лабильный  тип. Характеризуется непредсказуемой изменчивостью настроения . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка.

      Вопросы       Баллы
      1. Обнаружили ли  Вы у ребенка:
      1.Снижение  успеваемости в школе в течение  последнего года.       50
      2. Неспособность рассказать Вам  о том, как протекает общественная  жизнь в школе.       50
      3. Потерю интереса к спортивным  и другим внеклассным мероприятиям.       50
      4. Частую смену настроения.       50
      5. Частые синяки и порезы.       50
      6. Частые простудные заболевания.       50
      7. Потерю аппетита и похудание.       50
      8. Частое выпрашивание у Вас  денег.       50
      9. Понижение настроения, негативизм.       50
      10.Самоизоляцию.       50
      11.Скрытность, уединенность.       50
      12.Позицию  самозащиты в разговоре об  особенностях поведения.       50
      13. Гневность, агрессивность.       50
      14.Нарастающее  безразличие к окружающему.        
      15.Резкое  снижение успеваемости.       100
      16.Татуировки, следы ожогов сигаретой.       100
      17.Бессонницу, повышенную утомляемость.       100
      18.Нарушение  памяти.       100
      19.Отказ  от утреннего туалета.       100
      20.Нарастающую  лживость.       100
      21.Чрезмерно  расширенные или суженные зрачки.       200
      22.Значительные  суммы денег без известного  источника дохода.       300
      23.Частый  запах спиртного.       300
      24.Потерю  памяти на события, происходившие  в период опьянения.       300
      25.Наличие  шприца, игл, ацетона.       300
      26.Наличие  неизвестных таблеток, травы.       300
      27.Состояние  опьянения без запаха спиртного.       300
      28.Покраснение  глазных яблок, коричневый налет  на языке.       300
      2. Слышали ли Вы  от ребенка:
      1. Высказывания о бессмысленности  жизни.       50
      2. Разговор о наркотиках.       100
      3. Отстаивание своего права на  употребление наркотиков.       200
      3. Сталкивались ли  Вы со следующим:
      1. Пропажей лекарств.       100
      2. Пропажей из дома денег, ценностей       100
      4. Случалось ли  с Вашим ребенком:
      1. Задержание в связи с употреблением  опьяняющих средств на дискотеках.       100
      2. Задержание в связи с вождением  транспорта в состоянии опьянения.       100
      3. Совершение кражи.       100
      4. Арест в связи с хранением,  приобретением наркотиков.       300
      5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения.       100

 

 

      Если  Вы обнаружили более чем 10 признаков  и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.  


Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками