Социальная работа с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является молодая семья.

Предметом – проблемы молодой семьи.

Целью курсовой работы является изучение методов социальной работы с молодой семьей.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения проблем молодой семьи 5
Социально-экономические проблемы молодой семьи 5
Социально-психологические проблемы молодой семьи 11
Формы и методы социальной работы с молодыми семьями 18

Глава 2. Особенности методов социальной работы с молодыми семьями 22

2.1. Психоконсультирование как метод работы с молодыми семьями 22

2.2. Клубная деятельность как метод работы с молодыми семьями 30

2.3. Анализ и интерпретация проведенного исследования по отношению молодежи к институту семьи и брака 34

Заключение 37

Список использованной литературы 40

Приложение 43

Файлы: 1 файл

курсовая РАБОТА.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

     Особое  внимание следует уделять добрачному консультированию молодых людей, собирающихся создать семью, основной целью которого является помощь молодым людям в  узнавании друг друга, в прояснении тех моментов, которые грозят в  дальнейшем подорвать устои брака.

     Консультирование  молодой семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное  семейное «Мы», гибко регулируя отношения  как внутри семьи, так и с различными социальными группами [10; с.81].

     Основные  задачи семейного консультирования:

     - психологическое консультирование  по вопросам брака, включая  выбор брачного партнера и  заключение брака;

     - консультирование супружеских отношений  (диагностика, коррекция, профилактика);

     - психологическая помощь семье  при разводах;

     - консультирование, диагностика, профилактика  и коррекция детско-родительских  отношений;

     - психологическая помощь в вопросах  усыновления и воспитания приемных  детей;

     - психологическое сопровождение  беременности и родов;

     - психологическое сопровождение  становления родительства;

     - психологическое консультирование  по вопросам супружеской измены;

     - психологическое консультирование в случаях насилия в семье                 [15; с. 284].

 

 

     Психологическое консультирование – это целостная  система. Существует различные стадии процесса консультирования:

     Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные  диагностические процедуры.

     При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная  ситуация, но если говорить об общей  задаче консультирования семьи –  то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации -  помочь принять жизнь во всех ее  проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию. 

     Консультант осуществляет необходимую поддержку  клиента, гибко изменяя ее форму  и меру в соответствии  с его  достоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения  своей жизни, породившее семейное неблагополучие. И никто  не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика  объясняемый материал. Консультант  лишь может создать условия для  изменений стимулировать этот процесс: организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел  к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.

     Основной  этап консультирования - отбор и  применение средств, которые позволяют  создать условия, стимулирующие  позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению  способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе консультант осмысливает  результаты диагностики и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи  и личности, обретения членами  семьи положительных отношений  к себе, другим, миру в целом гибкости, способности успешно контактировать между собой и с социумом, адаптироваться в нем. Затем он разрабатывает  и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психолгической поддержки молодой семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью  и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности  и потребности.

     Анализ  промежуточных и конечных результатов  совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования- сопровождения.

     Психологическое консультирование – пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинги) и динамику всего процесса консультирования.

     Для осмысления динамики можно воспользоваться  метафорой совместного путешествия  от наличной ситуации к желаемому будущему.

     Тогда консультирование предстанет как помощь клиенту в решении трех основных задач:

     - определить «место, на котором  в момент общения находится  семья» (В чем состоит проблема? В чем сущность семейного неблагополучия  и его причины?);

     - выявить «место, куда хочет прийти  путник», т.е. состояние, которого  хочет достичь семья (сформировать  образ желаемого будущего, определить  его реальность) и выбор направления  изменений (Что делать? В каком  направлении двигаться?);

     - помочь семье туда перебираться (Как это сделать?) [21; с.138-140].

     Анализируя  проблемы, с которыми молодые супруги  часто обращаются в консультацию, исследователи (Ю.Е.Алешина, В. Ю.Меновщиков) считают наиболее типичными:

     - различного рода конфликты и  взаимное недовольство, связанные  с распределением супружеских  ролей и обязанностей;

     - конфликты, проблемы, недовольство  супругов из-за различий во  взглядах на семейную жизнь  и межличностные отношения;

     - сексуальные проблемы, недовольство  одного супруга другим в этой  сфере и их взаимное неумение  наладить нормальные сексуальные  отношения;

     - сложности и конфликты во взаимоотношениях  супружеской пары с родителями  одного или обоих супругов;

     - болезнь (психологическая или  физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные  необходимостью адаптации семьи  к заболеванию, негативным отношением  к себе и окружающим самого  больного или членов семьи;

     - проблемы власти и влияния  в супружеских взаимоотношениях;

     - отсутствие тепла в отношениях  супругов, дефицит близости и  доверительности, проблемы общения [21; с.146].

     В последнее десятилетие наметилась тенденция расширенно использовать термин «семейное консультирование»  как синоним психологического сопровождения  семьи в сложные периоды жизни. Семейное консультирование может включать психологическое, правовое, (юридическое), жилищное, административное, педагогическое и др.

     Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преображение связей членов семьи друг с другом и окружающей средой, на развитие умения понимать друг друга и формировать  полноценное семейное «МЫ», гибко  регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными  группами.

     Правовое  консультирование направлено на помощь в решении юридических вопросов, регулируемых семейным законодательством, устанавливающим условия и порядок  вступления в брак, прекращение брака  и признание его недействительным, личные неимущественные и имущественные  права членов семьи (супругов, родителей  и детей, усыновителей и усыновленных) и других родственников или иных лиц, а также определяющим формы  и порядок устройства в семью  детей, оставшихся без попечения  родителей.

     Консультирование  семьи по жилищным вопросам сводится к разъяснению основ жилищного  законодательства. Это особенно актуально  в период получения семьей жилья, покупки, продажи, обмена, раздела, приватизации, получения наследства и дарения  доли имущества без согласия одного из супругов. Консультации семье по жилищным вопросам оказывают работники  жилищных, юридических и нотариальных контор, муниципалитетов, департаментов  по молодежной и семейной политике местных органов власти.

     Консультирование  по вопросам административного права  осуществляется специалистами разного  профиля и направления: педагогами, руководителями жилищно-эксплуатационных контор, участковыми инспекторами полиции  и др.

     Педагогическое  консультирование включает несколько  видов в зависимости от необходимой  модели педагогической помощи семье: по вопросам обучения детей, взаимоотношения с учителями и др. Консультант выступает в роли специалиста, которому хорошо известны проблемы и способы воспитания, он может дать советы, задания, проверить их выполнение. Это педагоги и социальные работники, социальные педагоги, реже психологи.

     Виды  психологического консультирования:

     - проблемно-ориентироанное – акцент  делается на модификации поведения,  анализе внешних причин проблемы; цель работы; формирование и укрепление  способности клиента к адекватным  ситуации действиям, овладение  техническими, позволяющими улучшить  самоконтроль;

     - личностно-ориентированное – основано  на анализе индивидуальных, личностных  причин проблемы, процессе складывания  деструктивных личностных стереотипов,  предотвращении подобных проблем  в будущем; консультант  принципиально  воздерживается от советов и  организационной помощи, так как  это уводит в сторону от  внутренних, глубинных причин проблемы;

     - направленное на решение проблемы  – акцент на активизацию собственных  ресурсов клиента; анализ причин  проблемы неминуемо приводит  к усилению чувства вины у  клиента.

     Консультирование  бывает индивидуальное групповое. Групповое  чаще всего организуется после предварительных  индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами или если они являются членами  одной системы межличностных  отношений (семья, класс); однократное  и многократное; по личному обращению  и вызову; без дополнительного  тестирования и с ним; без привлечения  методов психологической коррекции  и с привлечением; изолированные  и в комбинации с другими методами и психологической помощи; очное, заочное (по телефону доверия), письменное, через популярные у читателей издания [22; с.176-178]. 

2.2 Клубная деятельность  как метод работы  с молодыми семьями

     Клубное движение молодых семей на примере  клубов «Молодая семья» в Удмуртской Республике.

     В настоящее время в Удмуртской Республике приобретает широкий  размах клубное движение молодых  семей. Если в 1996 году насчитывалось  всего 17 клубов «Молодая семья», то в 2008г. в Удмуртии организовано около 200 общественных объединений. Наиболее активно клубное  движение молодых семей развивается  в районах Удмуртии: Увинский, Шарканский, Можгинский, Завьяловский,  Воткинский, Балезинский.

     Целю  и задачами этих клубов является укрепление семьи через организацию работы клубов молодых семей как органов общественной самодеятельности. 

     Актуальностью и значимостью является вовлечение все большего числа молодых семей в подобные общественные объединения делают семейный досуг более содержательным и разнообразным, а также способствуют укреплению семьи. Клубные объединения ведут большую просветительскую работу с молодыми семьями по вопросам семьи и брака.

     В настоящее время в Удмуртской Республике приобретает широкий  размах клубное движение молодых  семей, которое уникально по своей  сути. На начало 2008г. в Удмуртии функционирует  около 200 клубов, объединяющих 1882 семьи. Потребность в создании таких  клубов остро ощущается в сельских населённых пунктах, так как  это - одна из редких возможностей совместного  общения и проведения досуга. Клубное  движение формирует у семейной молодёжи активную социальную позицию, предупреждает  иждивенческие настроения по отношению  к государству.

     Клубы «Молодая семья» организуют свою деятельность в рамках Республиканской программы «Молодежь Удмуртии» и целевых молодежных программ городов и районов Удмуртской Республики. Семейные клубы работают на основе принятых ими Положений, программ, все мероприятия организуются на принципах добровольности, открытости, общего интереса и  свободного посещения любыми семьями.

     Согласно  Федерального Закона об  общественных объединениях, клуб молодая семья  в Удмуртии  функционирует как  орган общественной самодеятельности.

     В деятельности клубов используются различные  формы досуга: молодые семьи проводят конкурсы, ходят в походы, играют в КВН, отдыхают в палаточных лагерях, состязаются в разных видах спорта, организуют и проводят календарные  праздники, организуют встречи клубов из разных районов Удмуртской Республики, благоустраивают и озеленяют  свои улицы, организуют конкурсы народных умельцев, проводят встречи семей  разных поколений, оформляют выставки, создают краеведческие уголки (д. Падера Балезинского района Удмуртской Республики) и т.д. Стало традицией проведение республиканских мероприятий для молодых семей, нацеленных на  поддержку и расширение клубного движения в Удмуртской Республике, вовлечение все большего числа молодых семей в общественные объединения, организацию содержательного и разнообразного семейного досуга, а именно, республиканского фестиваля клубов молодых семей «Под крышей дома своего», семейного палаточного экологического лагеря «Берегиня», республиканского методического семинара-практикума для руководителей клубов молодых семей «Ступени роста».

Информация о работе Социальная работа с семьей