Социальная адаптация детей к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально – психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
3. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

Содержание работы

Введение с.3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме
социально – психологической адаптации детей к ДОУ

1.1 Проблема социально – психологической адаптации
в современной психологии с. 6
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста с. 14
1.3 Особенности социально – психологической
адаптации детей к ДОУ с. 18


Глава 2. Исследование особенностей
социально – психологической адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного учреждения.

2. 1. Характеристика методик с. 24
2. 2 Результаты исследования с. 30

Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию с. 36

Заключение с. 45
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц. адапт. к ДОУ.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 
 

Группы Дезадапта-

ция (в %)

Усложнённая Средняя Лёгкая
1. Группа 1 7 13 67 13
2. Группа 2 _ 20 54 26

 

  Таким образом, уровень адаптации детей к условиям ДОУ в обеих группах примерно одинаков, во 2 группе он несколько выше.

  Далее мы провели исследование психического развития детей разных уровней адаптации.  

     2.  Методика диагностика уровня  психического  развития детей  определялся  с  помощью  методики    Е.А.  Стребелевой.   

     Характеристика  поведения детей  в процессе диагностики.

      

     Особенностью  всех  диагностических  ситуаций  является  взаимодействие, общение  ребенка со взрослым. Необходимым условием проведения исследования было  знакомство  экспериментатора  с  детьми,  которое  обеспечивало положительную реакцию детей на ситуацию обследования, узнавание взрослого, радостное  оживление при  его появлении,  ожидание  общения и игры  с ним.

     Для установления  контакта  с  детьми  экспериментатор  регулярно  посещал  ясельную группу  в  детском  саду,  играл  вместе  с  малышами,  отправлялся  на  прогулки, участвовал в режимных моментах детских учреждений. Еще одним обязательным условием  проводимой  диагностики  было  наличие  отдельного  помещения  и отсутствие в поле зрения ребенка посторонних отвлекающих предметов и других детей. 

     Появление  незнакомого  взрослого,  сама  ситуация  обследования,  новые  предметы, комната, в которой проводится диагностика и многие другие факторы могут  повлиять  на  достоверность  результатов.  Ребенок  может  испугаться, отвлечься  на окружающие  предметы,  отказаться  от  общения со  взрослым,  что повлечет за собой несоответствие показанных результатов его реальному уровню развития.  В ситуациях обследования  большое значение  играли  мотивация ребенка,  а также действие  по  образцу,  предложенному  взрослым.  Основа диагностических  ситуаций -  принятие  образца,  следование  ему,  точность  его воспроизведения.

     Используемая  в  исследовании  методика  Е.А.  Стребелевой  способствовала установлению  контакта  экспериментатора  с детьми  и их  заинтересованности  в продолжении «игры».  Данная  методика  обеспечивала  положительное эмоциональное состояние ребенка на всем протяжении обследования. Детям были интересны  задания,  однако  малыши  постоянно  пытались  изменить  правила взаимодействия со взрослым.

     Методика  предусматривает, чтобы экспериментатор  не  давал  словесную  инструкцию  при  показе  образца  действия.  Многие  дети настойчиво добивались не просто реакции взрослого в ответ на свои предметные действия и участия в них, но и вербализированной оценки. Кивка головы, улыбки и т.п. действий взрослого было недостаточно.

     Диагностика  общения  и  речи.  В  основном  все  дети  были  активны, проявляли  желание  общаться  с  экспериментатором,  используя  при  этом  все средства  общения -  экспрессивно-мимические, предметные  действия,  речь. Дети адресовывали  взрослому  инициативные  действия  с  предметами,  охотно воспроизводили действия показанные экспериментатором.

     Диагностика  познавательной  активности.  В  ситуации  с  исследованием незнакомого  предмета  дети  стремились  перейти  от  предметного  действия  к эмоционально-личностным контактам или совместной игре со взрослим. Причем конфигурация  исследуемого  предмета провоцировала у большинства детей совершенно  определенные  игровые действия. Вопрос: "Что это?"  задавали не  все дети, они познавали предмет через действие.

       Помощь и участие взрослого, его показ правильного способа действия  возрождали  активность малышей. Попытки повторить образец были более эмоционально положительно окрашены и довольно продолжительны.

     Диагностика целенаправленности и самостоятельности. В данной пробе дети  вели  себя по-разному. Одни увлеченно действовали  с предметами, пытаясь достичь  результата,  другие же  осторожно манипулировали  с ними, переставляли детали,  которые  нужно  собрать,  постепенно  утрачивая  цель  действия.  Причем заинтересованность  детей  определялись  реакцией  экспериментатора.  Дети оживлялись,  радостно  улыбались,  когда  он  обращался  к  ним,  при  неудачах протягивали  детали  с  просьбой  помочь.  Конечный  результат  оценивали  только некоторые дети.

     Процессуальная  игра  вызывала  у  детей  самые  яркие  положительные эмоции, т. к. малыши давно старались переключить  на нее общение со взрослым.

     Все  дети  были  внимательны  к  действиям  экспериментатора,  особенно  к  тем, которые сами они еще  не использовали (новые сюжеты, предметы-заместители).

     Они  сначала  наблюдали  за  действиями  взрослого,  затем  сами  вступали  в  игру.

     Некоторые дети сами выбирали сюжет, другие ждали  предложений взрослого, его наводящих  вопросов.  Часть  малышей  принимали  экспериментатора  в  качестве равного партнера по игре, даже руководили его действиями с помощью речи.

     Во  время  проведения  диагностических  проб  экспериментатор  делает необходимые пометки в протоколе исследования (См. приложение 3).

       После процедуры проведения и обработки методик, показатели и параметры уровня  развития  общения  и  речи;  познавательной  активности, игровой деятельности,  целенаправленности  и самостоятельности в предметной деятельности, умственного развития находят свое отражение в баллах. Таблица с указанием средних баллов  в группах легкой  адаптации,  тяжелой и адаптации средней тяжести по каждому из показателей, дана ниже. 

      

  Познават.

активн. в ПД

Умственное 

развитие

Общение Речь Процессу-

альная  игра

Целенаправлен. и самостоят. в ПД
Легкая 

адаптация

           
Среднее 10,2 32,6 13 6,2 21 17,2
Средняя

адаптация

           
Среднее 10,5 31,2 11 5 18 13,2
Тяжелая

адаптация

           
Среднее 10 32,2 11,4 5,4 16 13,5

 

     Проведенный  сравнительный  анализ  детей  по  вышеперечисленным показателям  свидетельствует  о  том,  что  характер  адаптации  ребенка  к дошкольному  учреждению  не  зависит  от  умственного развития,  познавательной активности,  развития  общения и речи.  По  данным  показателям у детей не наблюдалось  существенных  различий.  Единственными  показатели,  по  которым обнаружены различия между детьми с разным типом адаптации были:

     1.  Уровень развития процессуальной  игры;

     2.  Показатель  целенаправленности  и  самостоятельности  в   предметной деятельности.

     Суммарные баллы по данным показателям существенно  различались - так, у детей с легкой адаптацией они были значительно выше (процессуальная игра - 21 балл, целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности -17, 2 балла),  чем у детей с усложнённой адаптацией (процессуальная  игра - 16  баллов, целенаправленность  и самостоятельность в предметной  деятельности -13,5баллов).  Таблица результатов в Приложении 4.

       У детей 2 ясельной  группы показатели: уровень развития процессуальной игры и показатель  целенаправленности  и  самостоятельности  в  предметной деятельности немного выше, чем у детей 1 группы, соответственно у них в среднем выше уровень адаптации.

     Исходя  из  полученных  результатов  можно  сделать  следующее предположение:  чем  лучше  ребенок  ориентирован  на  конечный  результат  своей  деятельности, способен находить способы  действий, ведущие к намеченной цели, готов  удерживать  цель  на  протяжении  долгого  времени,  самостоятелен  в  ходе выполнения действий, может оценивать свои действия по результату, чем больше в игре ребенок проявляет инициативности, самостоятельности, умения выполнять и варьировать игровые действия, использовать предметы-заместители, чем лучше у  малыша  развито  воображение,  тем  легче  ребенок  будет  адаптироваться  в условиях ясельной группы детского сада. Соответственно, если данные умения у ребенка развиты слабо, тем труднее будет проходить его адаптация.

     В то же время, полученные данные показали, что у детей нет существенных различий,  ни  в  умственном  развитии,  ни  в  коммуникативном. 

     Глава 4. Рекомендации.

     Меры, облегчающие адаптацию. 

     Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

     Для родителей;

     1. Провести первое знакомство родителей  и ребенка с ДОУ:

     - прийти на детский праздник;

     - проконсультироваться у психолога;

     -посетить  занятия;

     -пройти  с экскурсией по ДОУ;

     -посетить «День открытых дверей».

     2. Приходя в детский сад, желательно  познакомится с группой, куда  будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.

     3. В адаптационный период нежелательно  разрушать любые привычки, в том  числе и вредные (например, если  ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.

     4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

     5. Нужно придерживаться режима  дня максимально приближенного  к режиму в ДОУ.

     6. Готовится к посещению сада  лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.

     7. Накануне первого посещения детского  сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.

     8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

     9. Первые несколько дней (приблизительно  неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей  в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами.

Информация о работе Социальная адаптация детей к ДОУ