Смысложизненные ориентации современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Молодежь – это социальный субъект, заключающий в себе огромный интеллектуальный потенциал, инновационную силу, особые способности инициативы, активность. Это наиболее здоровая физически часть населения, в то же время в силу своих возрастных рамок наиболее уязвимая вследствие своего становления во всех сферах жизни и деятельности. По мере того, как развивается молодой человек, постепенно происходит ломка ценностных ориентиров и формируются новые социальные качества и отношения.

Файлы: 1 файл

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Поломошина  А.Е.

(г. Иркутск)

Смысложизненные ориентации современной  молодёжи

Молодежь –  это социальный субъект, заключающий  в себе огромный интеллектуальный потенциал, инновационную силу, особые способности инициативы, активность. Это наиболее здоровая физически часть населения, в то же время в силу своих возрастных рамок наиболее уязвимая вследствие своего становления во всех сферах жизни и деятельности. По мере того, как развивается молодой человек, постепенно происходит ломка ценностных ориентиров и формируются новые социальные качества и отношения.

Интересы молодёжи определяются её социально-экономической и политической ролью в обществе. Талант и знания не всегда оказываются востребованными, отсюда и формируется нестабильность, неуверенность в будущем, растерянность, неполноценность, зависимость и т.п. Создаётся особая психологическая ситуация, ведущая к переменам в социальной жизни.

Исследование ценностных ориентаций, оценок, жизненных приоритетов, установок, профессиональных предпочтений современной молодежи в нынешней ситуации, безусловно, актуально. Довольно интересными кажутся такие вопросы как: отношение к образованию, к работе; к семейной и общественной жизни; вопросы, касающиеся материального благополучия, моральных принципов и многое другое.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы трактуется весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.[5] Ценности – это то, ради чего люди живут и то, что ценят.

Для того, чтобы разобраться  во всех выше перечисленных вопросах, я провела собственный опрос среди молодых людей в возрасте от 17 до 22 лет. Использовала такие методики, как «Морфологический тест жизненных ценностей» (предлагаемый вариант опросника предназначен определить проблемы мотивации, проблемы лучшего понимания важности разных жизненных сфер деятельности различных групп) [2], тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (оригинальная методика, разработанная на основе теории стремления к смыслу) [4]. Также проанализировала другое социологическое исследование – аналитический доклад  Института социологии РАН «Российское общество: мировоззрение, социальные установки, духовные предпочтения» [3], сопоставила в соответствии со своим исследованием, выяснила и определила некоторые результаты.

Рассмотрим, как молодёжь воспринимает старшее поколение. Становление  жизненных приоритетов переживают не только сами молодые люди, но и  их родители, друзья, говоря другими  словами, всё близкое окружение. Молодёжь является более категоричной в своих суждениях в отличие от своих родителей. В данном случае, опираясь на своё исследование, сделаю акцент на отношения молодых людей разного пола к старшему поколению. Наблюдается такая тенденция, что девушки более уважительны, терпимы и толерантны по отношению к ценностям и установкам родителей, нежели юноши. Но данный тезис вполне можно опровергнуть и отрицательно оценивать, так как имеются некоторые исключения на индивидуальном уровне.

Значимой в высокой степени является такая ценность, как образование (занимает около 50%  среди всех жизненных  установок для всех слоёв населения и всех социальных групп) [3]. Образование – важнейшая сфера социальной жизни. Говоря о школьном образовании, мнение молодёжи неоднозначно. В целом, получение образования в школе рассматривается как начальный фундамент подготовки к среднему специальному и высшему образованию. Особую роль в жизни каждого играет правильный достойный выбор профессии, от него зависит судьба молодого человека. Планирование будущей профессии у молодёжи возникает под различным влиянием. Это собственные ориентиры и предпочтения, мнение родителей, учителей, друзей, также это СМИ, книги и т.п. Высшее образование стремятся получить многие люди, причем стоит отметить, уже и не только молодые.

На основе собственного исследования выделила одну очень примечательную и противоречивую характеристику: уровень  образованности возрастает, но прослеживается некая несогласованность смысла образования, то есть большинство молодых людей идут в ВУЗы и СУЗы, не осознавая важность и суть образования, а также, не зная толком, чем они будут заниматься после получения выбранной ими профессии. Касаясь мнения молодых людей разного пола, сложно сравнивать отношение к образованию, так как девушки и юноши имеют достаточно одинаковые установки.

Исходя из отношения к  образованию, не упускается из виду и  такая ценность как ответственность. Чаще к молодёжи употребляют понятие  «безответственность», но это совсем не так. С каждой новой ценностью, с каждым сломанным стереотипом, с приобретением какого-либо  нового социального качества молодой человек «взваливает» на себя всё новую и новую ответственность. Ответственность многогранна и зависит от психологического настроя, а также от общества, в котором находится и проходит социализацию молодой человек. И снова затрону отношение к ответственности по половому различию. Можно сделать вывод о том, что в данном аспекте женский пол доминирует. Уровень их ответственности в любой сфере жизни, выше. Но не откажусь от того, что всё-таки существуют исключения.

Работа – та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи её сегодняшнее  материальное благосостояние. Любой человек подходит к решению данного вопроса осознанно и серьёзно. Здесь следует подчеркнуть то, что современная молодёжь обладает более высоким уровнем образования. Сегодня главным успешным фактором трудоустройства является высокая готовность к смене характера деятельности. [1] Только 51% молодых людей работают по специальности, полученной в учебном заведении. Среди остальных 50% после некоторого времени работы по своей основной профессии сменили специальность, а другие 50% вообще никогда не работали по своей специальности.

На основе своих результатов опроса и анализа определила, что наиболее прибыльной молодёжь считает профессию бизнесмена. Далее это юристы, экономисты и т.д. Можно сделать вывод о том, что наиболее престижными молодые люди считают те профессии, которые особо значимы в рыночной экономике. Замечу, что при выборе работы престижность не всегда главное качество.

Опираясь на аналитический  доклад Института социологии РАН, работа как жизненно-ценностная ориентация стоит наравне с образованием. [3]

Доминантой  жизненных ценностей и поведенческих  приоритетов остаётся материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. [6]

Достаточно хорошо и удовлетворительно оценивают своё материальное положение чуть больше половины молодёжи. Хотя оно довольно далеко от уровня её запросов. Динамика оценки своего материального благосостояния молодёжью говорит о более благоприятной ситуации. Не удивителен и тот факт, что молодых людей, ожидающих улучшения своего материального положения в 3 раза больше, чем ожидающих его ухудшения. «Жалуются на материальное положение среди занятой молодёжи те, кто работают чаще в государственных учреждениях. Более или менее довольны своим материальным положением работающие на акционерных и частных предприятиях.» [1]

Не менее  важной ценностью для современных молодых людей является семья. Главными ценностями семейной жизни, по мнению молодёжи, являются дети, духовно-эмоциональное взаимодействие, гармония, благополучие, взаимопонимание и взаимоподдержка.

Анализ собственного исследования даёт следующее процентное соотношение среди молодых по вопросу планирования детей: 87% хотят  иметь детей, 5% - не хотят иметь  детей вообще, и 8% респондентов на момент опроса ещё не задумывались о детях.

Также невозможно не согласиться с тем, что в  отношении семейных ценностей молодёжь превыше всего ставит независимость  и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далёкой перспективе <…> [6].

Также рассмотрим вид ценностей, которые касаются социализации молодых людей. Например, ценности добра, свободы особо не подвержены влиянию перемен в  обществе. Сюда, кстати, и относится  отношение к ответственности, которое упоминала выше. Среда социализации молодого поколения – это его окружение: родные, друзья, знакомые, учителя, преподаватели и многие другие. Прежде всего, исходя из вышесказанного, важным является общение: общение с родителями, общение с друзьями. Немаловажное значение имеет досуг. «Характер досуга – важнейший индикатор социального самочувствия различных социальных групп». [3] В процессе социализации молодёжь усваивает основные принципы сфер жизнедеятельности. Главный девиз для них: «Инициатива, активность, креативность, предприимчивость, оригинальность и поиск нового». Что вполне доказывает настоящая ситуация в нашем обществе.

При оценке параметра  ценностных ориентаций на основе анализа собственного исследования было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются семья, учёба, общение с друзьями, работа и здоровье. Также назывались такие ответы как родные, близкие, независимость, деньги. Единичными оказались варианты: развлечения, благополучие и удача, секс. Из достоинств, которые наиболее ценят в людях, особенно часто упоминались доброжелательность и честность. На втором месте отзывчивость и для некоторых немаловажное значение имеет культура общения, воспитанность. На вопрос «Что вам, прежде всего, нужно для счастья?”» дали ответы: друзья,  любовь и, некоторые считают, что для счастья им не хватает денег. Анализ способов проведения досуга дал следующие результаты. Дома большинство молодежи свободное время уделяет телевизору и компьютеру, особенное значение имеет глобальная сеть. Лишь немногие уделяют часть времени чтению книг, периодики и т.п. Среди других вариантов были рисование, разговоры по телефону, приготовление еды, сон. Увлечения и  интересы  достаточно разнообразны. Наибольшей популярностью пользуется спорт. Далее это посещение кинотеатров, клубов и т.п. Также здесь имеют место отдых, шопинг, сетевой маркетинг. Отношение к религии весьма неопределённое: большинство конечно верующие, но и преобладают атеисты, также часть опрошенных затруднилась в ответе.

Изучение ценностных ориентаций молодого поколения довольно сложный многозначный и многоаспектный материал, требующий постоянных исследований. Меняются социальные условия – меняются жизненные установки. Немало важнейших задач в различных областях жизни предстоит решать нынешней молодёжи. И от этих решений зависит наше будущее и будущее нашей страны. Молодёжь – та социальная группа, у которой ценностный потенциал всего лишь ещё формируется, поэтому социальная характеристика на основе собственного исследования и анализа других социологических исследований достаточно противоречива.

Список  источников:

 

  1. Орлова И.В. Ценностные ориентации современной молодёжи/И.В. Орлова//Наука. Культура. Общество. ИСПИ РАН. – М., 2010. - №1. – с.30-40.
  2. Официальный сайт «АЯ Психология» [Электронный ресурс] – Раздел: Тесты, описания. Морфологический тест жизненных ценностей. Режим доступа: http://azps.ru/tests/2/tt21.html (дата доступа 20.09.2011).
  3. Официальный сайт «Перспективы. Фонд исторической перспективы» [Электронный ресурс] – Раздел: Мысль и дух. Ценности и мировоззрение. Аналитический доклад Института социологии РАН «Российское общество: мировоззрение, социальные установки, духовные предпочтения». Режим доступа: http://www.perspektivy.info/misl/cenn/rossijskoje_obshhestvo_mirovozzrenije_socialnyje_ustanovki_duhovnyje_predpochtenija_iz_analiticheskogo_doklada_instituta_sociologii_ran_2009-03-20.htm (дата доступа 20.09.2011).
  4. Официальный сайт «Психология для всех» [Электронный ресурс] – Раздел: Наука. Психологические тесты. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Режим доступа: http://personalita.ru/126.html (дата доступа 20.09.2011).
  5. Официальный сайт Российской Академии Естествознания [Электронный ресурс] – Монографии. Теоретические подходы к решению педагогических проблем на конкретно-научном уровне методологии. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/76-2770 (дата доступа 20.09.2011).
  6. Федеральное интернет-издание «Капитал страны» [Электронный ресурс] – Раздел: Аналитика. Экономика. Ценностные ориентации современной молодёжи. Режим доступа:  http://www.kapital-rus.ru/articles/1014/ (дата доступа 20.09.2011).

Информация о работе Смысложизненные ориентации современной молодёжи