Сказкотерапия как вид психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:35, реферат

Описание работы

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми.
Жанры, используемые в сказкотерапии.
Функции притч.
Функции сказок.
Типологии сказок.
Особенности сказкотерапии с детьми.
Глава 2. Сказкотерапевтические методы.
Основные методы сказкотерапии.
Метод «Рассказывания и сочинения сказки».
Метод «Рисование сказки».
Метод «Изготовление кукол».
Метод использования карт «Мастер сказок».
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика».
Метод «Песочная терапия».
Метод «Кататимный подход в сказку».
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

  Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

  Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

 

2.1.6. Метод «Песочная терапия»

 Сказкотерапия являясь  эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет  Н.А.Сакович [8], «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии  многофункциональны. Они позволяют  психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и  терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. 

 

2.1.7. Метод «Кататимный подход в сказку»

Я.Обухов (цитат. по [9])  разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

Фаза предварительной  беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку  предлагается рассказать о своей  любимой сказке. Психолог расспрашивает  ребенка, когда он эту сказку впервые  услышал. От кого он ее услышал, как  и где это происходило. Какие  моменты сказки  особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза  и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку  предлагается представить себя в  сказке, о которой он рассказывал  во время предварительной беседы.

Фаза обсуждения (5-10 минут).  Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается  на следующей сессии.

Однако  при использовании  этой методики имеются следующие  противопоказания [9]:

1.  Острые или хронические  психозы или близкие к психозу  состояния;

2.   Церебрально-органические  синдромы в тяжелой форме;

3.  Недостаточное интеллектуальное  развитие с IQ ниже 85;

4.  Недостаточная мотивация.

 

 

 Заключение

Таким образом, для изучения вопроса использования терапевтической  сказки в психологическом консультировании мы опирались на работы сказкотерапевтов И. В. Вачкова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Р. П. Ефимкина, Н.А. Сакович, Р.М. Ткач и другие.

Описаны основные методы сказкотерапии.

В заключении можно сказать, что специалист сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.

 

 Библиография

1.    Вачков И.В.  Сказкотерапия. Развитие самосознания  через психологическую сказку. –  М.: Ось- 89, 2007. -144 с. 

2.    Гребенщикова  Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.

3.    Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.

4.    Зинкевич-Евстигнеева  Т. Д. Формы и методы работы  со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

5.    Зинкевич-Евстигнеева  Т. Д. Основы сказкотерапии.

6.   Киселева М.Б.  Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

7.    Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

8.    Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

9.    Ткач Р.М. Сказкотерапия  детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

10.  Чех Е.В. Я сегодня  злюсь. Расскажи мне сказку. –  СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.

11. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

12.  Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.

 


Информация о работе Сказкотерапия как вид психологической помощи