Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:35, реферат
Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.
Введение
Основная часть
Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми.
Жанры, используемые в сказкотерапии.
Функции притч.
Функции сказок.
Типологии сказок.
Особенности сказкотерапии с детьми.
Глава 2. Сказкотерапевтические методы.
Основные методы сказкотерапии.
Метод «Рассказывания и сочинения сказки».
Метод «Рисование сказки».
Метод «Изготовление кукол».
Метод использования карт «Мастер сказок».
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика».
Метод «Песочная терапия».
Метод «Кататимный подход в сказку».
Заключение.
Список литературы.
Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;
Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.
2.1.6. Метод «Песочная терапия»
Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.
Как пишет Н.А.Сакович [8], «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».
Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.
2.1.7. Метод «Кататимный подход в сказку»
Я.Обухов (цитат. по [9]) разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:
Фаза предварительной
беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку
предлагается рассказать о своей
любимой сказке. Психолог расспрашивает
ребенка, когда он эту сказку впервые
услышал. От кого он ее услышал, как
и где это происходило. Какие
моменты сказки особенно волновали.
Как ребенок относился к
Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.
Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.
Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.
Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания [9]:
1. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;
2. Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;
3. Недостаточное
4. Недостаточная мотивация.
Заключение
Таким образом, для изучения
вопроса использования
Описаны основные методы сказкотерапии.
В заключении можно сказать, что специалист сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.
Библиография
1. Вачков И.В.
Сказкотерапия. Развитие
2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.
3. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
6. Киселева М.Б.
Арт-терапия в работе с детьми:
Руководство для детских
7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
8. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
9. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
10. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
11. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.
12. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.
Информация о работе Сказкотерапия как вид психологической помощи