Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:37, дипломная работа
Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.
В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций в ее разработке;
2) выделение и описание негативных последствий профессионального выгорания в «коммуникативных» видах деятельности;
3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;
4) эмпирическое изучение предрасположенности специалистов к профессиональному выгоранию;
5) разработка программы профилактической и коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9
1. Профессиональное выгорание как следствие стресса на работе 9
2. Профессиональное выгорание и его симптомы 14
3. Социально – психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания 18
Выводы по главе I 23
II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 26
1. Процедура и методика исследования 26
2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе II 39
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ 42
1. Подходы к управлению профессиональным стрессом и профилактике эмоционального стресса 42
2. Помощь и психическая саморегуляция с целью профилактики профессионального выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Наиболее распространенный предрассудок гласит, что, попав в беду, вы должны «взять себя в руки». К сожалению, этот предрассудок не содержит указаний, как именно это делается. Наша сегодняшняя встреча могла бы быть названа «Как говорить со своими жизненными обстоятельствами». Но прежде всего давайте познакомимся друг с другом, потому что нам предстоит вместе обучаться тому, как «победить самого себя» и через это победить сложившиеся обстоятельства.
II. Знакомство, ритуалы общения.
Участники садятся в круг, руководитель раздает бумагу и ручки. В верхней части листа необходимо написать свое имя. В половине со знаком «+» перечислить то, что особенно нравится (в работе, в людях, в себе); в половине со знаком « - » пишется то, что особенно неприятно в окружающем мире, включая профессиональную и повседневную жизнь.
Каждый участник зачитывает свои записи вслух. Важно, чтобы зачитывание не прерывалось ненужными комментариями, замечаниями, оговорками или самооправданием.
Встреча. Все становятся в круг, поближе друг к другу.
Руководитель: Закройте глаза. Теперь пусть каждый возьмет правой рукой руку соседа, подержит его руку в своей. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас. Пусть каждый сосредоточится на том, что он слышит; пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают… (1 мин.). Теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседа справа и слева, на ладонях, которых вы касаетесь. Постарайтесь понять, какая ладонь холоднее, а какая теплее, и кому принадлежат эти ладони – соседу слева или справа (30 сек.). Сейчас, по-прежнему с закрытыми глазами, сосредоточьтесь каждый на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка при каждом вдохе и выдохе (1 мин.). … Попробуйте посчитать каждый выдох и на пятом – откройте глаза.
III. Анти-стресс.
Существует ряд проверенных на практике действенных способов, позволяющих менее тяжело переносить стрессовые ситуации. Волевые усилия следует употреблять лишь для того, чтобы решиться попробовать. Трудность заключается в том, что вам может помешать нежелание перемен. Недостаточно попробовать один раз и если назавтра ничего не произойдет, отказаться от метода. Следует повторить попытку и лишь затем оценить ее. Здесь можно привести сравнение с утренней гимнастикой: она проста, но приносит пользу только при регулярном применении. Мы говорим с вами о преодолении стресса. Но чтобы победить врага, надо «знать его в лицо».
Стресс – это попытка организма приспособиться к неблагоприятной для него ситуации, нарушающей его нервно-психическое равновесие.
Проявления приверженности стрессу разнообразны:
- Чувство разлада, утрата надежд, тревога, страх перед будущим;
- Снижение активности, продолжительные периоды бездействия;
- Проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, чувство неспособности добиться своего;
- Чувство вины без реальных на то оснований;
- Состояние усталости, упадка сил;
- Нарушения сна, резкий набор веси или похудение;
- Ощущение неудачи, тоска, разочарование в себе или окружающих, раздражительность;
- Потливость, спазмы гортани, головные боли, мышечная скованность.
Эти проявления стресса можно значительно уменьшить, если попробовать научиться вести себя в трудной жизненной ситуации по-иному. Разумеется, никто не в состоянии измениться в один прием и полностью. Однако можно добиваться небольших перемен, действовать шаг за шагом, что в итоге вызовет позитивный сдвиг.
IV. Снятие мышечного напряжения.
Для снятия стресса можно дать следующие советы: наиболее простой способ преодоления стресса – дать ему «выход» - на крик, возмущение отвечать криком, возмущаться и т.п.
Однако в общении с людьми, в своей практической деятельности мы вынуждены сдерживать свои эмоции, придерживаться определенных правил, требований, и в этой ситуации необходимы специальные знания, как правильно справляться со стрессом.
С чего начать?
1. Начните с того, что не делайте ничего. Посидите спокойно несколько минут. Подождите, пока ваш разум не прояснится, пока вы сами не успокоитесь.
2. Задайте себе вопросы:
- Будет ли эта проблема волновать меня через день, неделю, месяц?
- Стоит ли этого того, чтобы так переживать?
- Что еще хуже того может случиться со мной?
3. Не делайте «из мухи слона». Наша жизнь полна мелких неприятностей и беспокойств, не принимайте их близко к сердцу.
4. Постарайтесь
просто «выбросить из головы»
ощущение несчастья, беспокойства,
переключитесь на более
5. Снимите мышечное напряжение, это также способствует снятию стресса, достижению состояния покоя, расслаблению организма.
Упражнения на мышечное расслабление.
Способ 1. Соедините вместе большой и указательный пальцы правой руки. Произнесите несколько раз: «Я спокоен. Я расслаблен».
Способ 2. Встаньте, немного расслабив ноги, и сожмите одну руку в кулак. Затем быстро поднимите руку к голове и опустите несколько раз. Каждый раз, опуская руку, проговаривайте фразу: «Я бодр», «Я чувствую прилив энергии» и т.п. Если вас окружают люди, представьте мысленно, что вы его выполняете.
Способ 3. Легкими движениями пальцев массажируете (слегка выворачиваете) ушную раковину и затем потягиваете мочку ушей.
Способ 4. Руки кладете на стол, ладонями к плоскостям стола, облокачиваетесь на стол и потягиваетесь.
Способ 5. Вытягиваете ноги, руки, тело и несколько раз вдыхаете и выдыхаете. Вдох – на счет пять, выдох – на счет семь.
Способ 6. Сделать глубокий вдох и одновременно с силой напрячь мышцы: сжать пальцы в кулаки, напрячь руки и ноги, втянуть живот, сжать зубы и губы. В таком состоянии, на высоте задержки вдоха, надо пробыть 2-3 секунды. Затем мгновенно сбросить напряжение сразу во всех мышцах и сделать спокойный замедленный выдох.
V. Стабилизация внутреннего состояния.
Способ 1. «Выбор». Всякий раз, когда вы почувствуете себя несчастным, сосредоточьтесь и постарайтесь максимально усилить ощущение напряжения и борьбы в своем сознании или теле. Осознайте, что именно это состояние вызывает у вас боль и неприятные эмоции. Затем спросите себя: «Если я перестану напрягаться, это будет хорошо или плохо? Если это хорошо, буду ли я стремиться освободиться от напряжения?» Внимательно прислушайтесь к своему внутреннему голосу. И если он подскажет вам утвердительный ответ, то смело «выбрасывайте все это из головы». Делайте свой выбор уверенно, спокойно и без лишних усилий: просто решите для себя, что напряжение следует убрать.
Способ 2. «Отвлечение внимания». В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:
1. Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете.
2. Медленно
сосчитайте предметы
3. Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера дел или действий.
4. В течение
2-х минут займитесь
Через несколько минут позитивного отвлечения вы сможете снова сосредоточиться на той проблеме, которую вам необходимо решить.
VII. Формирование положительной установки по отношению к себе.
Давайте проведем эксперимент.
1. Составьте
список людей, о ком вам приходится
заботиться, за жизнь и поведение
которых вы чувствуете
Вопрос к группе: Как вам понравились результаты?
Многие зрелые люди вкладывают много сил и энергии в заботу о других людях (о близких, о детях), с готовностью распространяют эту заботу на кого угодно, кроме самих себя. Но как же можно нести ответственность за других, если вы не чувствуете ответственности за себя? Мы часто игнорируем свои нужды и интересы, мы способны слышать и заботиться о том, что нужно другим людям, но не слышим и не обращаем внимания на свои нужды и потребности. Это входит в нашу привычку. Это общепринято. Если человек ведет себя иначе, он воспринимается эгоистом, у него появляется чувство вины.
Вопрос к группе: Оптимально ли это для вас и ваших близких?
Послушайте меня и проверьте, какие чувства вызывают у вас следующие утверждения:
- Я имею право на уважительное отношение.
- Я имею право быть счастливым.
- Я имею право на отдых.
- Я имею право свободно распоряжаться своим временем.
Вопрос к группе: Не кажутся ли вам эти идеи эгоистичными? Не возникает ли у вас чувство вины?
Резюме: Я не собираюсь советовать вам становиться эгоистами. Я лишь настоятельно прошу, чтобы вашему внутреннему «Я» вы предоставили равные права с другими людьми и чтобы вы верили, что, поступая так, вы не только не причините вреда окружающим, но в действительности будете им полезны. Если вы начнете более серьезно относиться к вашим собственным внутренним сигналам, то ваши близкие тоже будут лучше и полнее осознавать вас в качестве реального человека, а не как какое-то удобство. Вернитесь к составленному вами списку людей, за которых вы несете ответственность, и если вы не включили в этот список себя, то дополните его.
VIII. Активная перестройка профессионального сознания и самосознания.
Постарайтесь преодолеть чувство безысходности, обреченности, неуверенности в себе и наметьте план ваших дальнейших действий. Для этого можно воспользоваться следующей схемой:
1. Мои достоинства (что я имею и умею):
а) образование;
б) квалификация;
в) профессиональный опыт (стаж работы);
г) профессионально важные качества: специальные знания и практические умения, необходимые личностные свойства.
2. Моя цель в дальнейшей
Кем я хочу работать?
Где я хочу работать?
Какие условия труда меня устраивают?
Какую зарплату (льготы) мне хотелось бы получать?
Дополнительные требования?
3. Как добиться того, чего я хочу (осуществление цели):
а) Сбор необходимой информации об интересующих меня вакансиях:
- в Центре занятости населения;
- частной бирже труда;
- через рекламные проспекты, объявления в газетах, по радио, телевидение;
- сообщение друзей, соседей, бывших сослуживцев и коллег;
- отделы кадров предприятий, где имеются интересующие вас специальности;
- другие возможные источники.
б) Анализ полученной информации:
- фирма;
- вакансия;
- требования работодателей.
в) Предложение своих услуг:
- телефонные переговоры (с кем и когда);
- письменное обращение к работодателю (кому);
- собеседование с работодателем (с кем, когда).
4. Возможные проблемы (что может помешать моему новому трудоустройству).
Вопрос к группе: Сможете ли вы полностью отказаться от занятий своей профессией? Что вам для этого нужно? Как можно попробовать свои силы в других видах профессиональной деятельности?
Никогда не упускайте возможности учиться чему-то новому. Не исключено, что новые профессиональные знания и умения помогут вам по-другому посмотреть на вашу нынешнюю специальность и понять, что именно в ней вы сможете реализовать себя с наибольшей полнотой. Если же этого не произойдет, тогда вы сможете заняться новым видом профессионального труда и попробовать свои силы в новой для вас профессиональной сфере. Чем больше человек умеет, тем увереннее и спокойнее он себя чувствует. Это позволит вам снять некоторые душевные проблемы и избавить от разочарований.
IX. Подведение итогов занятия.
Подведем итоги:
- Осознайте, что никто за вас не решит ваши проблемы, научитесь справляться с ними сами.
- Научитесь вести свои дела удачно, не доставляйте удовольствие внешним факторам влиять на них.
- Поверьте в то, что вы отличный специалист и убедите в этом окружающих.
- Не соглашайтесь на то, что доступно: стремитесь именно к той работе, которую вы больше всего хотите выполнять.
- Здоровый образ жизни – залог вашей эмоциональной стабильности, внутренней раскрепощенности, вашего благополучия, в том числе и профессионального.
- Возьмите себе за правило все планировать и учитывать.
- Запаситесь терпением и настойчивостью – и у вас все получится.
- Не рассчитывайте на быстрый успех.
- Правильно воспринимайте неудачи, анализируйте их и извлекайте из них уроки.
Аутотренинг
С учетом того, что психолог обычно рекомендует свои клиентам в качестве психологической самопомощи в трудной жизненной ситуации аутотренинг, он должен заниматься аутотренингом и сам. При этом следует иметь в виду, что аутотренинг служит одновременно и средством профилактики психологических срывов, и выступает в качестве действенного средства коррекции (конструктивного выхода) из затянувшегося стрессового состояния. В этой связи мы считаем целесообразным в рамках своей дипломной работы привести в качестве образца один из вариантов составленного нами аутотренинга для психологов-консультантов.
Аутотренинг – это психотерапевтический метод, сочетающий в себе элементы самовнушения и саморегуляции. Он помогает управлять своими эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать чрезмерное напряжение. Научившись расслабляться, любой человек сможет использовать скрытые запасы своих физических и душевных сил.
Методика психической саморегуляции (см Приложение 1) может быть использована:
- Для успокоения, кратковременного отдыха и снятия нервных перегрузок, предупреждения психического, физического перенапряжения и усталости, повышения работоспособности;
- Для мобилизации эмоционально-волевой сферы; формирования настроя, готовности к выполнению служебных задач, преодоления трудностей, ощущения прилива сил, уверенности в себе;
Информация о работе Синдром профессионального выгорания работников