Синдром эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Всё это является симптомами синдрома эмоционального выгорания.

Содержание работы

Введение. Актуальность.
Определение понятия «синдром эмоционального выгорания».
История развития термина
Распространенность синдрома эмоционального выгорания
Этиология
Личностный фактор
Ролевой фактор
Организационный фактор
Диагностика
Стадии эмоционального выгорания
Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий.
СЭВ у медицинских работников
Факторы риска формирования дезадаптационных состояний личности врача
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
Приложение. Опросник В. Бойко для диагностики уровня эмоционального выгорания.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Sindrom_emotsionalnogo_vygorania.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

 

Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания.

 

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
  • использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

 

«Напряжение».

 

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

Неудовлетворенность собой;

«Загнанность в клетку»;

Тревога и депрессия.

 

«Резистенция».

 

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

Эмоционально-нравственная дезориентация;

Расширение сферы экономии эмоций;

Редукция профессиональных обязанностей.

 

«Истощение».

 

Эмоциональный дефицит;

Эмоциональная отстраненность;

Личностная отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные нарушения.

 

Инструкция.

 

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Обработка данных.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов  раздельно для каждого из 12 симптомов  «выгорания», с учетом коэффициента  указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный  ответ на вопрос №13 оценивается  в 3 балла, а отрицательный ответ  на вопрос №73 оценивается в 5 баллов  и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей  симптомов для каждой из 3-х  фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель  синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти  симптомов.

 

Ключи.

 

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

 

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

 

«Истощение»

Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

 

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся  симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 -20 баллов - сложившийся симптом.

20 и более баллов - симптомы с  такими показателями относятся  к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не  сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся  фаза.

 

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

какие симптомы доминируют;

какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

По этой методике нами было опрошено 22 слушателя ФДО РостГМУ и участника клуба «Юный медик» в возрасте от 15 до 22 лет. В результате:

33% признались, что на работе (в школе) встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаеют им чего-нибудь плохого;

Все опрошенные утверждают, что очень переживают за свою работу(учебу);

75% признались, что довольны своей профессией меньше, чем в начале карьеры (процесса учебы).

33% жалуются, что им не повезло с работой (учебой).

У 50% опрошенных выявилась та или иная стадия депрессии или тревоги;

У 42% наблюдается личностная отстраненность.

В фазе резистентности находятся 38% опрошенных, в фазе напряжения – 17%, истощения – 33%, никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось у 12%.

 

Список используемой литературы.

 

    1. Г.А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания.
    2. Б.А. Ясько. Психология личности и труда врача. Курс лекций (Изд. Феникс, Ростов-на-Дону).
    3. Ресурсы Интернета:
      1. ariom.ru/litera/osho/osho-37.htm - 29k
      2. www.psystatus.ru/article.php?id=82 - 73k
      3. health.mpei.ac.ru/sindrom.htm - 37k
      4. psylist.net/praktikum/19.htm - 28k
      5. magazine.mospsy.ru/nomer5/s16.shtml - 37k
      6. www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2 - 52k

 

Приложение.

 

Опросник В. Бойко.

 

1. Организационные  недостатки на работе постоянно  заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня  я доволен своей профессией  не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся  в выборе профессии или профиля  деятельности (занимаю не свое  место).

4. Меня  беспокоит то, что я стал хуже  работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота  взаимодействия с партнерами  очень зависит от моего настроения  — хорошего или плохого.

6. От  меня как профессионала мало  зависит благополучие партнеров.

7. Когда  я прихожу с работы домой, то  некоторое время (часа 2-3) мне хочется  побыть наедине, чтобы со мной  никто не общался.

8. Когда  я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить  проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне  кажется, что эмоционально я не  могу дать партнерам того, что  требует профессиональный долг.

10. Моя  работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно  устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь  дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие  с партнерами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа  с людьми приносит все меньше  удовлетворения.

15. Я бы  сменил место работы, если бы  представилась возможность.

16. Меня  часто расстраивает то, что я  не могу должным образом оказать  партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне  всегда удается предотвратить  влияние плохого настроения на  деловые контакты.

18. Меня  очень огорчает, если что-то не  ладится в отношениях с деловым  партнером. .

19. Я настолько  устаю на работе, что дома стараюсь  общаться как можно меньше.

20. Из-за  нехватки времени, усталости или  напряжения часто уделяю внимание  партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда  самые обычные ситуации общения  на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно  воспринимаю обоснованные претензии  партнеров.

23. Общение  с партнерами побудило меня  сторониться людей.

24. При  воспоминании о некоторых коллегах  по работе или партнерах у  меня портится настроение.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания