Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:58, шпаргалка
основные понятия по специальной психологии
Социализация – это процесс
усвоения индивидом социальных норм
и культурных ценностей современного
общества. Т. Парсонс определяет социализацию
как «общественную форму
Особенности социализации детей с легкими
формами психического недоразвития заключаются
в адаптации к условиям окружающей среды
посредством приобщения к нормам поведения,
культуре, получения им образования. Процесс
социализации достигает определенной
степени завершенности при достижении
личностью социальной зрелости.
Социализация детей с легкими нарушениями
интеллекта начинается с момента выявления
нарушений в интеллектуальной сфере. В
детском саду создаются различные специализированные
группы, в общеобразовательных школах
– классы коррекции. При точной постановке
диагноза «олигофрения в степени дебильности»
дети поступают в специальные коррекционные
сады и школы VIII вида. По окончании школы
такие дети продолжают обучение в специальных
училищах, где получают профессиональные
знания, умения и навыки.
Важное место в специальных школах придается
трудовому обучению. Оно уже с IV класса
носит профессиональный характер. В процессе
обучения труду подростки осваивают доступные
им профессии. Основные виды труда,
изучаемые учащимися коррекционной школы
VIII вида: столярное дело, слесарное дело,
швейное дело, сапожное дело, картонажно-переплет-ное
дело, сельскохозяйственный труд и другие
различные виды, связанные с местным производством.
Кроме этого, в других регионах России
разрабатываются и внедряются авторские
инновационные учебные программы, которые
способствуют более успешной социальной
адаптации и реабилитации детей с нарушением
интеллекта и являются одним из путей
подготовки их к самостоятельной жизни.
Если школа имеет необходимую материальную
базу, то в ней могут быть открыты классы
(группы) с углубленной трудовой подготовкой.
В такие классы переходят учащиеся, окончившие
восьмой (девятый) класс. Окончившие восьмой
(девятый) класс с углубленной трудовой
подготовкой и успешно сдавшие квалификационный
экзамен получают документ о присвоении
соответствующего квалификационного
разряда.
Помимо образования, специальная школа
обеспечивает детям с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности медицинское
и психологическое сопровождение, для
чего в штате специальной школы имеются
соответствующие специалисты. Они работают
в тесном взаимодействии с педагогическим
персоналом, осуществляя диагностическую
деятельность, психокоррек-ционные и психотерапевтические
мероприятия, поддерживая в школе охранительный
режим, участвуя в профконсультировании.
37 ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Попадая в условия школьного
обучения, ребенок с интеллектуальной
недостаточностью испытывает ряд трудностей
со стороны психической адаптации.
В отличие от нормально развивающихся
детей умственно отсталый ребенок еще
не готов к переходу от игровой деятельности
к учебной.
С целью эффективной реализации адаптационных
мероприятий в педагогической практике
используют три способа построения объяснений
педагога по выполнению задания:
1) целостный, когда дается весь план работы
в целом. Дети должны выслушать целиком
объяснение всех последовательных действий
и только после этого приступить к работе;
2) диктантный способ используется в самом
начале обучения. При нем словесная инструкция
делится на части и неоднократно повторяется
ребенку на каждом этапе его действия.
Вербальная инструкция может подкрепляться
невербальными компонентами речи, оказанием
различных видов помощи ребенку;
3) комбинированный способ объяснения включает
элементы целостной и диктантной инструкции.
При нем знакомая часть задания выполняется
детьми по целостной инструкции, а новый
этап работы – по диктантной. Ведущая
роль в умственном воспитании принадлежит
обучению, основной формой которого является,
как и в обычном детском саду, коллективное
занятие. Задача, стоящая перед процессом
обучения, – планомерное, последовательное
сообщение педагогом программных знаний
и умений; воспитание у детей-дошкольников
с нарушенным интеллектом способности
учиться; формирование навыков учебного
труда, развитие речи. Основными дидактическими
занятиями являются: занятия по формированию
элементарных математических представлений
и обучению грамоте. Обучение детей осуществляется
строго в соответствии с расписанием.
С целью облегчения процесса адаптации
создается преемственность воспитательных
и обучающих моментов, корректирующих
и компенсирующих мероприятий.
Мероприятия, связанные с адаптацией детей
с интеллектуальной недостаточностью
к обучению в школе, включают в себя несколько
аспектов.
1. Обучение ребенка навыкам самообслуживания.
2. Выработка у ребенка мотивации к обучению
в школе.
3. Выработка у ребенка положительного
отношения к труду.
Необходимо помнить, что главная задача
педагогов, психологов, родителей – социальная
адаптация ребенка и интеграция его в
общество. Ребенок должен чувствовать
себя нужным обществу человеком.
38 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ У
ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
У умственно отсталого ребенка
наблюдается слабая дифференциация
чувственного познания, снижение адаптации
органов чувств.
Т. Н. Головина отмечает у таких детей снижение
цветовой чувствительности. При этом обучение
цветовому восприятию проходит крайне
медленно.
Процесс восприятия затруднен замедленностью
процессов анализа и синтеза, тугопод-вижностью,
инертностью нервных процессов.
Ввиду частых и многочисленных анатомо-фи-зиологических
нарушений зрительного анализатора дети
с умственной отсталостью испытывают
большие затруднения в пространственной
ориентировке, восприятии перспективы,
светотени, глубины.
Психологи отмечают существенные отклонения
в развитии внимания умственно отсталых
школьников. Л. С. Выготский, специально
занимавшийся изучением внимания, установил,
что недоразвитие его высших форм у умственно
отсталых детей объясняется «расхождением
их органического и культурного развития».
Характерное для умственно отсталых преобладание
непроизвольного внимания над произвольным
объясняется особенностями их нейродинамики:
слабостью внутреннего торможения и резко
выраженным внешним торможением. Трудно
регулируемое внешнее торможение лежит
в основе частых отвлечений внимания и
его неустойчивой направленности. Сложности
распределения и переключения внимания
обусловливаются патологической инертностью
процессов возбуждения и торможения. Так
как органический дефект, приводящий к
нарушению внимания, сам по себе устранить
невозможно, то коррекционную работу следует
направить на поиски адекватных дефекту
средств воспитания внимания в непосредственной
учебной и других видах деятельности.
Мышление умственно отсталого ребенка
также имеет свои особенности. Характеризуя
тот или иной объект, первоклассники вспомогательной
школы обычно указывают на его постоянные
признаки, общие для всех предметов подобного
рода, а особенности, своеобразные черты
пропускают. Кроме того, полноценный анализ
требует, чтобы школьники обладали соответствующими
языковыми средствами для обозначения
частей предмета и выделения его свойств.
Отсутствие в словарном запасе умственно
отсталых учащихся слов, нужных для характеристики
частей и свойств предмета, в большей степени
мешает его познанию, не дает возможности
детям осмыслить роль каждой части и связи
между частями.
В структуре речи умственно отсталых наблюдаются
нарушения всех ее сторон: информационной,
эмоционально-выразительной, регулятивной.
Характерны бедный словарный запас, примитивность
высказываний, аграмматизмы на письме.
Таким детям трудно действовать по словесной
инструкции, они не могут согласовать
речь и деятельность, прокомментировать
происходящее.
Этапы развития речи у ребенка с нарушением
интеллекта замедленны и качественно
несовершенны.
39 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ИХ
Ощущения представляют собой акт
познавательного процесса, возникающий
при непосредственном воздействии предметов
и явлений окружающей действительности
на анализаторы, при этом происходит лишь
отражение отдельных свойств предметов.
Наиболее целостным отображением действительности
является восприятие.
Ощущения и восприятия относятся к чувственному
познанию. Развитие чувственного познания
у умственно отсталого ребенка является
важным аспектом формирования ментальных
процессов (умственного воспитания).
Сенсорное воспитание направлено, во-первых,
на совершенствование отдельных анализаторов
и правильное их использование для накопления
сенсорного опыта; во-вторых, на формирование
удетей перцептивных действий – действий
рассматривания, выслушивания, ощупывания,
т. е. формирования систем сенсорных эталонов;
в-третьих, обучение способам решения
постепенно усложняющихся сенсорных задач;
в-четвертых, на своевременное и правильное
соединение сенсорного опыта со словом.
Соединение того, что ребенок воспринимает
со словом, обозначающим воспринимаемое,
помогает закрепить в представлении образы
предметов, их свойства и отношения, делает
эти образы более четкими, обобщенными.
Развитие восприятия во всех случаях идет
от различения предметов, их качеств, отношений
к их восприятию на основе образа, а затем
и к фиксации образа в слове. Сенсорное
воспитание осуществляется учителем-дефектологом
и воспитателем как на специальных занятиях,
так и в процессе повседневной жизни.
Занятия проводятся по следующим направлениям:
развитие зрительного восприятия, слухового
восприятия и внимания, тактильно-двигательного
и вкусового восприятия.
Исходным пунктом всякого познания являются
ощущения, которые напрямую связаны с
деятельностью различных органов чувств.
Следовательно, чем совершеннее деятельность
и взаимосвязь анализаторов, тем качественнее
процесс познания.
Формирование сенсорных функций у аномальных
детей идет в определенной последовательности.
Сначала формируются представления о
величине, цвете, форме предмета, т. е. зрительные
представления, а затем пространственные
представления.
Нарушения пространственных представлений
у умственно отсталых детей становятся
особенно заметны во время ручного труда,
рисования, физкультуры.
Зрительное восприятие также имеет свои
особенности. Дети не различают близкие
по спектру цвета, предметы, близкие по
форме и т. д.
40 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
На различных этапах человеческого
мировосприятия и попыток познать
то, что является еще за пределами
человеческого сознания и объяснения,
человек в первую очередь пытался
познать самого себя и себе подобных. В
наше время созданы такие дисциплины,
как физиология высшей нервной деятельности,
физиология сенсорных систем и, наконец,
психология.
Исходя из механизмов чувственного, абстрактного
и логического познания, психологические
процессы представляют только некоторые
аспекты психологии. Многие психологические
процессы рассматриваются на уровне пациента,
который проходит специальный курс лечения
непосредственно с применением медицинских
препаратов, советов и рекомендаций психиатра.
Применение и разработка многих методов
лечения могут происходить в качестве
диалога врача и пациента (разговорная
психотерапия). В психических процессах
неотъемлемой частью является память,
с помощью которой возможно объединение
деятельности человека, которая включает
в себя биофизиологические и психические
процессы. Осуществление вышеуказанных
процессов в данный момент времени обусловлено
тем, что многие события, которые уже произошли,
давно или не так давно, определенным образом
модифицировали состояние организма.
В фазе узнавания и запоминания можно
выделить представление и мышление. В
специальной психологии ученые также
выделяют вторичные образы, которые в
обыденной жизни называются представлением.
Психолог Дж. Брунердля отдельного изучения
в специальной психологии выделяет стратегии
для приема информации при определенном
образовании понятий.
Знаменитый психолог Л. С. Выготский выделяет
натуральные психические функции, т. е.
то, что есть у человека уже с самого рождения,
и то, что он приобретает в процессе взросления
и воспитания. С помощью личностного совершенствования
человека происходит формирование на
подсознательном уровне сознательного
отражения.
В свою очередь, З. Фрейд выделяет сознательные
и бессознательные пласты человеческого
мировосприятия.
Прикладные аспекты специальной психологии
включают в себя изучение коррекци-онной
и компенсационной работы, цель которых
заключается в оказании помощи людям с
врожденными и приобретенными дефектами
стать более полноценными членами общества.
Социальная адаптация людей с дефектами
развития проводится с целью повышения
уровня адекватности реакции на новые
условия жизни.
В процессе реабилитации детей с дефектами
развития используются позитивные аспекты
совместного образования в смешанных
группах с нормально развивающимися детьми.
41 СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В
Интеграция в общество людей
с ограниченными способностями
представляет собой их непосредственное
и равноправное участие во всех сферах
жизнедеятельности.
Социальная интеграция ребенка с отклонениями
в развитии является сложным общественным
процессом, состоящим из многих сторон
жизнедеятельности людей.
Интеграция подразделяется на «образовательную»,
«социальную», «интернальную», «экстернальную»
и др. Основой любой интеграции является
концепция нормализации, суть которой
выражается в равенстве людей с дефектами
развития и общепринятых условий жизни
всего общества.
Социальная интеграция детей с проблемами
в развитии поддерживается многими международными
актами: Декларациями о правах инвалидов,
о правах ребенка, о правах лиц с отклонениями
в интеллектуальном развитии и др. Социальная
интеграция аномального ребенка должна
начинаться на ранних стадия самосознания.
Ребенку необходимо научиться реа-лизовывать
свои потребности в обществе: потребности
в любви, нормальной обстановке для дальнейшего
развития, получения образования, участия
(по возможности) в общественной жизни.
Проблема социальной интеграции детей
в России заключается в отсутствии готовности
принятия дошкольных и общеобразовательных
учреждениях детей с нарушенным развитием.
Отсутствие программы, позволяющей проводить
образовательный процесс в смешанных
группах или в целом в общеобразовательных
учреждениях с присутствием таких детей,
негативно сказывается на их дельнейшем
социальном развитии.
С целью повышения эффективности социальной
интеграции детей с проблемами в развитии
социальная адаптация проходит в условиях
специализированных учреждений. В таких
специализированных школах проводится
трудовая, психологическая подготовка
для «вхождения» в полноценное общество.
Также в таких условиях наиболее полно
проводится реабилитация в разных процессах
(учебном, психологическом) с использованием
специальных методик, направленных на
одновременное использование лечебной,
учебной и воспитательной работ.
Современное общество открыло новые аспекты
и возможности интеграции аномального
ребенка в общество, так профессионально
ориентированные педагоги (социальные
педагоги) призваны обучать детей с нарушенным
развитием к постепенному «вхождению»
в общество, психологической адаптации,
осознанию своих возможностей.
42 РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ
Дети с отклонениями в развитии
нуждаются с момента
Значение и роль обучения детей с нарушениями
в развитии более точно раскрыл В. С. Лед-нев,
который определил структуру этого понятия.
Основываясь на его теории о воспитании
таких детей, образование аномальных людей
можно выразить в общественно организуемом
процессе передачи знаний и навыков от
одного поколения другому при определенных
условиях.
Обучение людей с дефектами отличается
от программы обучения нормальных людей
формой, содержанием, которое основано
на трех основных аспектах:
1) познавательном (обучение), который обеспечивает
человека практическим опытом;
2) воспитательном (воспитание), при котором
происходит воспитание физических, умственных
и типологических свойств характера человека;
3) учебном (развитие).
Обучение в условиях нарушенного развития
основано на процессе усвоения опыта,
роль воспитания и дальнейшего развития
второстепенны, но все три процесса взаимосвязаны
и неотделимы друг от друга.
Вся коррекционно-педагогическая работа
направлена на исправление отклонений
в развитии детей с аномальными дефектами.
На практике проведение учебно-воспитательной
работы должно соответствовать только
одному требованию: обучению и приспособлению
аномальных людей к полноценной жизни
в обществе путем преодоления психических
и физических недостатков развития и обучения
применению новых знаний. Процесс адаптации
в социальном обществе людей с аномальным
развитием должен проводиться одновременно
по всем направлениям: познавательному,
эстетическому, трудовому и т. д. В процессе
обучения людей с дефектами в развитии
необходимо помнить о формировании нового
характера такого человека, который стремится
компенсировать свои недостатки и стать
полноценным членом общества.
В процессе коррекционного развития состояние
человека с дефектами постоянно изменяется,
развиваются нравственные, физические,
умственные навыки. Человек учится контролировать
свою деятельность, приобретает социально-трудовой
опыт.
43 ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ
Возрастная
психология предполагает изучение закономерностей
развития психологии, личности человека
на разных стадиях дизон-тогенеза.
Все этапы становления личности и каждый
отдельно находятся под постоянным влиянием
специфических закономерностей развития,
к которым относятся разные достижения,
образование, осознание своей значимости.
Существует несколько вариантов изучения
проблемы возрастной периодизации дизонто-генеза.
Российские дефектологи, психиатры и логопеды
разработали и предложили теории развития
личности человека.
А. Н. Леонтьев определил критерии возрастной
периодизации на основании ведущих видов
деятельности, которая оказывает дальнейшее
влияние на развитие психологических
процессов человека на каждой конкретной
стадии.
Теория Д. Б. Эльконина возрастной периодизации
основана на ведущих видах деятельности,
которые отвечают за возникновение образов
на основании психологического восприятия
на каждом конкретном этапе развития человека.
А. В. Петровский предложил три фазы возрастной
периодизации: адаптация, индивидуализация,
интеграция, каждая из которых представляет
собой процесс общения человека (ребенка)
с членами группы. Он рассматривает развитие
личности на основании этих трех фаз. Все
главные проблемы становления лич
ности человека формируются под воздействием
многих факторов: социальные условия,
психологическая обстановка окружающей
среды и др. Им же было замечено, что одни
и те же факторы могут по-разному влиять
на становление личности на разных этапах.
Л. С. Выгодский предложил три группы возрастной
периодизации: для первой группы характерно
построение возрастной периодизации по
внешнему признаку, на этом этапе развивается
критерий периодизации; для второй группы
характерно формирование внутренних критериев,
чаще всего это одна сторона развития
личности. Л. С. Выгодский обращал особое
внимание на то, что использование только
одной стороны развития личности очень
субъективно. Отрицательным признаком
использования одной стороны развития
является временность данного критерия,
который имеет изменчивый характер в зависимости
от возраста человека; для третьей группы
возрастной периодизации характерно одновременное
использование нескольких критериев развития
личности.
Л. С. Выгодский предложил в качестве критерия
использовать психические новообразования,
которые должны соответствовать каждой
возрастной группе и при этом использовать
термины «стабильные периоды развития»
и «нестабильные периоды развития» личности.
44 ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИЙ