Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

 

15. Дайте характеристики  типам и видам памяти. Раскройте  основные закономерности развития  памяти и приведите методы  диагностики и коррекции памяти.

Важнейшая особенность психики  состоит в том, что отражение  внешних воздействий постоянно используется чел. в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения чел. осуществляется за счет накопления индивидуального опыта.Формирование опыта было бы не возможным, если бы образы внешнего мира,возникающие в мозге чел. исчезали бесследно. Вступая в различные связи м/д собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствие с деятельностью чел. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется –Памятью. В памяти различают такие основные процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными, они формируются в деятельности и определяются ею. Так, запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности чел. Использование этого опыта в дальнейшей деятельности требует воспроизведения. Выпадение определенного материала из деятельности ведет к забыванию. Сохранение в памяти материала зависит от его участия в деятельности, поскольку каждый момент поведения чел. определяется его жизненным опытом. Будучи важнейшей хар–кой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность личности. В современных исследованиях памяти нет единой и законченной теории памяти. В качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Существует 2 основных уровня изучения механизмов памяти психологический,  нейрофизический. И совсем новый биохимический.

Физиологические теории памяти тесно связаны с важнейшими положениями  учения Павлова о закономерности высшей нервной деятельности, а именно об образовании условных, временных связей, т.е. эта теория запоминания на физическом уровне. Для понимания причины обусловленности данной теории важнейшее значение приобретает понятие подкрепление – есть не что иное как  достижение непосредственного действия индивида, или стимул который мотивирует данное действие. Т.о. подкрепление образует совпадение в связях, которые совпадают с действиями для достижения цели, которая остается и укрепляется. Т.о.физиологическое понятие подкрепленния и соотнесенное с ним психилогическое понятие цели действия представляет собой психилогический план, анализа механизма процесса запоминания.

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности чел., то форма ее проявляется чрезвычайно многообразно. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает ее зависимость от характеристик, особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и сохранения, воспроизведения. При этом отдельные виды памяти, выделяются в связи с основными 3 критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют двигательную (запоминание, сохранение различных движений и их систем), эмоциональную (чувства, эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, т.е. как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы побуждающие к действию, либо удерживающие от действия), образную (на представления, картины природы и жизни, а так же на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, обонятельной и вкусовой. Если зрительная и слуховая память играют ведущею роль в жизнедеятельности нормального человека, то осязание, обоняние и вкусовую память можно назвать профессиональными видами памяти), словесно-логическую (содержанием данного вида памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них  называют не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главную роль играет 2-ая сигнальная система. Это самый сложный вид памяти поскольку он существует только у человека) память. 2) по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную (запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запоминать). 3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов: кратковременную, долговременную, оперативную. Для того чтобы материал закрепился в памяти он должен быть соответствующим образом переработан. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временим консаледации следов. Этот процесс субъективно переживается как отзыв только что прошедшего события (что-то стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.), т.к. мы продолжаем видеть, слышать и т.д. Эти процессы не устойчивые и обратимые, а также они очень специфичны и их роль в формировании накопленного опыта очень значительна, поэтому их  рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения,  воспроизведения информации, который получил название кратковременная память. И наоборот, если информация и её характер сохраняются у нас в памяти продолжительно, то это считается  долговременной памятью. Оперативная- обозначает некие процессы, которые обслуживают наши с вами действия и операции. Например: когда мы выполняем арифметическое действие, то осуществляем его по частям, при этом мы уже удерживаем некоторые промежуточные части данного действия. По мере движению к конечному результату,  конкретный оперативный материал забывается. Запоминание этих промежуточных действий и их забывание при получение конечного результата называется оперативной памятью.

     Они обусловлены  индивидуальным различием видов  памяти, т.е.у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал, у др.-словесный материал, у 3х не замечается явного преимущества запоминания определенного материала. В связи с этим  выделяют наглядно–образный, словесно–абстрактный, промежуточный виды памяти. Эти типы зависят в определенной мере от соотношения 1–ой и 2–ой сигнальной системы. Факты свидетельствуют о том, что преобладание запоминания образов и мыслей определяется в 1ую очередь условиями жизни и деятельности. Требование жизни и  профессиональной деятельности обуславливают более или менее выраженный тип памяти.

 

16. Дайте характеристику психодиагностического процесса.

Психологическая диагностика («распознавание») определяется как  психологическая дисциплина, разрабатывающая  методы выявления и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в  себя также и область психологической  практики, работу психолога по выявлению  разнообразных качеств, психических  и психофизиологических особенностейц  личности, черт личности. Теоретические  основы П. базируются на соответ-их областях псих-ой науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К  методическим средствам П. относятся  конкретные приёмы изучения индивидуально-писхологических  особенностей, способы обработки  и интерпретации полученных результатов. П. предполагает, что полученные с  её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой остёта либо сравниваться между собой. Области практ-го использования  результатов психодиагностической работы.

  1. В целях опримизации процессов обучения и воспитания (готовность ребёнка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.).
  2. П. является важной составляющей деятельности специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультации, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.
  3. В клинико-кинсультативной и психотерапевтической работе (поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого и выбор способов и приёмов, способствующих их разрешению).
  4. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах личности, уровне интеллект-го развития и т. д.).

 

17. Дайте характеристику  сознания и самосознания и  опишите методы их диагностики.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.Сознание можно представить также как  внутреннюю модель внешней среды  и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в  реальной жизни

Сознание есть результат  обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный  продукт».В зоне ясного сознания находится  незначительная часть сигналов, одновременно поступающая из внешней среды  и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком  для осознанного управления своим  поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они  также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами – вербализовать.

Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических  характеристиках.

Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким  нечто существует для него, –  это знание» (К. Маркс). Поэтому в  структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде  любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно  становится расстройством сознания.Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что  принадлежит «я» человека и его  «не-Я». Человек единственный среди  живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую  деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно  оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут  отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный  путь, который проходит каждый человек  в детстве.Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция  сознания обеспечивает разумное регулирование  поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное  мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.Четвертая психологическая  характеристика – включение в  состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил  эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к  другим людям. Это богатый мир  чувств, эмоций, которые отражают сложные  объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.Особо  следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств  сознания.Только благодаря овладению  речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и  способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием  речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в  известном смысле его реальным сознанием.

 

 

 

18. Назовите и  опишите основные свойства и  характеристики ощущений.

С помощью органов чувств человеческий организм  получает в  виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.ОЩУЩЕНИЕ- психический процесс, состоящий в отражении отдельных  свойств предмета и явлений материального  мира, а так же внутреннего состояния  организма при непосредственных воздействиях материальных  раздражителей  на соответствующий раздражитель. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецепторы, в энергию нервных  процессов. Т.О. процесс ощущения возникает  вследствие  воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия  называется раздражением. В свою очередь  раздражение вызывает еще  один процесс-возбуждение, которое по центростремительным (афферентным) нервам переходит в кору головного  мозга, где и возникает ощущение. Т.о. ощущение является чувственным  отображением объективной реальности. Суть ощущений  состоит в отражении  отдельных свойств предметов, т.е. каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых, он может  восприниматься отдельными органами чувств.

Физиологической основой  ощущений является деятельность сложных  комплексов анатомических структур, названых Павловым анализаторами, каждый анализатор состоит из 3х частей. 1. периферический отдел – рецепторы. Рецептор –  воспринимающая часть  анализатора, его основная функция  заключается в трансформации  внешней энергии в нервный  импульс. 2. проводящие нервные пути –(центростремительные, центробежные, аферентные) 3.корковые отделы анализатора,в  которых происходит переработка  нервных импульсов приходящих из периферических отделов. Для возникновения  ощущения необходимо задействовать  всё составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение ощущения становится невозможным (зрительное ощущение прекращается при повреждении глаза.) Анализатор- активный  орган, который рефлекторно  перестраивается под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а  всегда включает двигательные компоненты.

Классификация основных видов  ощущений Экстероцептивные – являются самой большой гр.  ощущений. Они  доводят до чел. информацию из внешнего мира и являются основной гр. ощущений, связывающих чел. с внешней средой. Всю гр. данных ощущений принято  условно разделять на 2 подгр. контактные и дистантные.

ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ –  органические (ощущение боли) - объединяют сигналы, доходящие  до нас из внутренних процессов организма,возникают  благодаря  рецепторов, которые  находятся на  стенках желудка  и кишечника, сердца и кровеносных  сосудов, и других внутренних органов. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ – передают сигналы  о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений чел. Играют решающею роль в  их регуляции. Описываемая группа ощущений включает в себя ощущуение равновесия (стоматические ощущения), движения (киностетические ощущения). Рецепторы  данных ощущений находятся в мышцах, суставах, сухожилиях и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы данной гр. ощущений расположены в полукружных каналах внутреннего уха, которые отвечают за равновесие. Помимо систематической, есть генетическая  классификация. Ее предложил английский невропатолог Хед. Генетическая  классификация позволяет выделить 2 вида чувствительности: протатапическая – к которой относятся органические чувства: жажда, голод и т.д. эпикритическая – основные виды ощущений.

 

 

19. Назовите и  опишите основные формы психокоррекционной  работы.

Деятельностная парадигма  связывает психокоррекцию с формированием  системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение  психической саморегуляции;Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами  которой выступают нормативные  комплексы, обуславливающие отказ  от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать  на ситуацию, быстро перестраиваться  в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

По форме организации  психокор.работа делится:общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического  порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция  психофизических и эмоциональных  нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий  по плаванию, усиленному питанию детей);частная  психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей  системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);специальная  психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"