Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

psikhologia.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)
  1. Определение психологии как науки

Слово "психология" в переводе с древнегреческого буквально означает "наука о душе" (psyche "душа", logos "понятие", "учение"). В научном употреблении термин "психология" появился впервые в XVI в.

Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности .Область знаний о внутреннем психическом мире человека.

Любая самостоятельная отрасль  человеческого знания имеет свой особый

предмет. В качестве предмета в психологии выступает психика  человека.

Психика - объект:

  1. познавательный процесс

-ощущение

-восприятие

-память

-мышдение

-воображение

2. общение

3. деятельность

-теоретическая

-практическая

-творческая

-перцептивная

4. психические состояния и свойства личности

-по потребности

-мативы

-цели

-интересы

-воля

-чувства

-эмоции

-склонности

-знания

  1. Основные этапы исторического развития психологической науки

Психология и очень  старая, и совсем молодая на ука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. В целом и общем наука психология по развитию как науки можно разделить на 4 этапа:

1) психология как наука о душе (более 2 тыс. лет назад)

Одним из главных вопросов, который  волновал философов, размышлявших над  сущностью человека, была проблема связи души и тела. Очень долго  господствовала точка зрения, что  природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны  связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.

2) психология как наука  о сознании (17 век)

Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли  человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.

3) психология как наука  о поведении (20 век)

4) психология - современный  этап

Предмет психологии - психика, психические явления (2 половина 20 века)

  1. Направления в психологии

Психоанализ психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный.

Генетическая психология (от греч. Происхождение) отрасль психологии изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменения различных психических процессов в антогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных; развитие психики ребёнка, условия возникновения сознания человека.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Когнетивная психология - направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Гештальтпсихология - психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Гештальт выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Индивидуальная психология - направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского |individuum", что означает неделимый, выражается его кредо исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.

  1. Междисциплинарные связи психологии

Технические науки  предоставляют различные аппаратные средства для изучения психических явлений и их закономерностей по средствам фиксации различных физиологических показателей. Медицина представляет богатый клинический материал для изучения патологического функционирования познавательного процесса, как изменяется личность человека при различного типа заболеваний. Психология помогает медицине в раскрытии внутреннего строения болезни, предоставляет техники, методики работы с пациентами в рамках терапевтического исследования. Решающее значение для психологии имеет её связь с общественными науками. К общественным наукам относятся: история - помогает раскрыть особенности становления исторических знаний; социология (первоначально) разрабатывается на теоретическом уровне, ряд проблем которые применительно к конкретному человеку могут быть исследованы только в рамках социальной психологии. . Именно для доказательств новых понятий и категорий в психологии используются достижения в философии. Педагогика представляет практические данные об особенностях развития обучения и воспитании современных детей. И психология и логика изучают мышление, логика изучает результативную сторону общения, а психология процессуальную и структурную. Математика оперирует числовыми отношениями, таким образом, возникает у человека понятие числа и пространства, сенсорные эталоны. Математика обеспечивает психологию методами и средствами для доказанности истинности/ложности гипотез.С естествознанием - углубляет представление о психике как о результате и факторе эволюции. Обеспечивает изучения её механизмов на физиологическом, нейрофизиологическом и биофизическом уровне.

  1. Структура психологической науки. Отрасли психологии.

? состоит из:

Общая психология - изучает основные формы психической деятельности и составляет стержень всей системы психологических дисциплин.

Детская ( гештальтпсихология)- изучает формирование психической деятельности в процессе развития ребёнка и позволяет проследить, как складываются сложные психические процессы и какие этапы они проходят в своём развитии.

Задачи психолингвистики - проследить основные законы речевой деятельности как средства общения, процессов кодирования и декодирования речевой информации и тех психологических процессов, которые опираются на коды языка и воплощаются в речевой деятельности человека.

Социальная психология - изучает психологические законы общения людей между собой.

В настоящее время возникают  различные отрасли психологии. Базовыми считаются: общая психология и история психологии.

Общая психология имеет знания о психических явлениях, их взаимосвязи, структуре и закономерностях.

История психологии рассматривается, как изменялись представления о психике при смене культурных и исторических эпох.

Отрасли психологии: историческая ?,? взрослого человека, ? личности, возрастная ?, герантопсихология (? пожилого человека), ? творчества, дифференциальная ?, психофизиология, этнопсихология, ? культуры, социальная ? , ? труда, экономическая ?, политическая ? , ? религии, юридическая ? , ? управления, ? научного творчества, педагогическая ? , ? одарённости, медицинская психология: нейропсихология, психофармакология, клиническая ? , психогигиена и психопрофилактика; ? аномального развития, радиоэкологическая ? , ? деятельности в особенных условиях: космическая, авиационная, военная ?, ? спорта, ? социальной работы, консультативная ?, психодиагностика, психологическая ориентация.

  1. Методологические принципы психологии

Принцип отражения- все объекты, явления, события отражаются не как в зеркале, а преломляются в соответствии с мыслями и с поставленными задачами, целями в жизни человека.

Принцип развития - говорит о том, что психика всё время развивается. Она не стоит на месте. Даже при старении она функционирует. Просто работает немного медленнее чем например у молодого организма и все функции сохраняются до самой смерти.

И если у человека с детства по мере взросления были заложены какие  то задатки или предпосылки, то далее  психика будет формироваться  посредством саморазвития и самовоспитания.

Принцип единства - наше сознание (психика) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое целое, и является как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояние, навыки, привычки и т. д.) деятельности.

Системный принцип - этот принцип применяется для анализа каких то психических явлений, и рассматривает это явление как одну систему, одно целое, обладающее своей определённой структурой.

Принцип детерменизма - согласно этому принципу все явления, которые мы наблюдаем не случайны, а имеют определённую причину. Состояние психики и поведения индивида обусловлено какими то событиями, которые произошли в его жизни ранее, а всё многообразие наблюдаемых феноменов человеческой жизнедеятельности определяется взаимодействием некоторых факторов: наследственность и биосоциальная среда.

7. Методологические проблемы современной психологии

Анализ исторического пути становления  психологической науки показывает, что ее настоящее состояние имеет  аналогии в прошлом, и многие методологические проблемы психологии связаны с ее собственной логикой развития. Применительно к отечественной психологии настоящая ситуация во многом совпадает с той, что сложилась в начале ХХ века. Кризис начала ХХ века вытекал из требования (постулируемого практически всеми учеными того времени) - построения позитивной психологии, перестройки классической науки на основе новой методологии и поиска нового, объективного метода исследования психики. Похожую ситуацию испытывает и современная психология, хотя сегодня сложилась обратная ситуация - необходимость модификации естественнонаучной, позитивной психологии, которая не в состоянии решить всех проблем, встающих перед ней.

  1. Проблема определения понятия "психика" в современной психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения  ее предмета. Но по отношению к психологической  науке дать такое определение  крайне сложно по следующим причинам.

Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако в отличие от многих иных дисциплин так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи поведение, четвертые деятельность и т.д.

Во-вторых, психологическая наука одна из самых сложных наук вообще. Предмет психологии самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению;

В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке.

Впоследствии новых определений  предмета психологии было много, но неизменным оставалось одно название науки, которое фиксировало преемственность в развитии научно-психологического знания.

  1. Основные проблемы психологии

Психофизиологическая  проблема - об отношении психики к её телесному субстрату.

Психосоциальная проблема - о зависимости психики от социальных процессов и её активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами.

Психопрактическая проблема - о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от образов, мотивов, личностных свойств.

Психогностическая проблема - об отношении чувственных и умственных образов к отображаемой реальности.

11.Три функциональных  блока мозга. Взаимодействие трёх  блоков мозга.

Александр Романович Лурия (1902-1977) установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трех основных блоков (аппаратов) человеческого мозга.

Первый блок - энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга.

Второй блок - приема, переработки и хранения информации. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная - зрительной, височная - слуховой и теменная - общечувствительной.

Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.

12. Проблема отношения  психических процессов и мозга

Вопрос о том, как относятся  психические процессы к мозгу  и каковы принципы работы мозга как  материального субстрата психической  деятельности, в разные периоды развития науки решался по разному. Характер решения этого вопроса во многом зависел от того, как понимались психические процессы человека и как подходили к их мозговым основам.

Еще в Средние века в философии  и связанной с нею психологии сложилось представление, согласно которому психические процессы являются специальными формами существования духа или "способностями", которые несводимы к каким нибудь более элементарным составным частям.

Установилось мнение, что можно выделить по крайней мере три основные "способности":

1) способность восприятия или  воображения;

2) способность рассуждения;

3) способность памяти.

Мыслители, искавшие их материальную основу, высказали предположение, что  эти три "способности" локализованы в жидкости, заполняющей три "мозговых желудочка", и считали, что в переднем желудочке помещена "способность восприятия или воображения", в среднем "способность рассуждения", а в заднем "способность памяти".

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"