Шпаргалка по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

В.6-СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ВИДЫ ГРУПП.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА — ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩИЙ ЗНАЧИМЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК, ОСНОВАННЫЙ НА ИХ УЧАСТИИ В НЕКОТОРОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ СИСТЕМОЙ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ФОРМАЛЬНЫМИ ИЛИ НЕФОРМАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЕ ШПОРЫ ПО ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

В.5-ОСНОВНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

ОСНОВНЫМИ СВОЙСТВАМИ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ СПОСОБНОСТЬ  ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОСНОВАНЫ НА ВОЗМОЖНОСТИ  ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПСИХИКИ, ОТКЛЮЧИВ «ГОЛОС РАЗУМА» ПОСРЕДСТВОМ НЕКОТОРЫХ  ПРИЁМОВ.

К МЕТОДАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА ОТНОСЯТ:

 • ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ  АТАКУ – АКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ  НА ПСИХИКУ С ПОМОЩЬЮ РАЗНООБРАЗНЫХ  И БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ ПРИЁМОВ.  СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬ – МНОГОСЛОВНАЯ  РЕЧЬ, ПОДВИЖНОЕ, ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ  ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА, ЭНЕРГИЧНАЯ ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ  И Т.Д. ПРИМЕНЯЕТСЯ: НА ПРЕЗЕНТАЦИЯХ, ПРИ РЕКЛАМЕ ТОВАРА …

 • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ПРОГРАММИРОВАНИЕ – ОДНООБРАЗНОЕ  И НАСТОЙЧИВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ  В СЕБЯ ПОСТОЯННЫЕ И ТОЧНЫЕ  ПРИЁМЫ ВЛИЯНИЯ. РЕЧЬ ПРИ ПРОГРАММИРОВАНИИ  РАЗМЕРЕННА, ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ КОНКРЕТНОГО  ЧЕЛОВЕКА, СЛОВА ОДНОЗНАЧНЫ, ПОЛОЖЕНИЕ  ТЕЛА ПАССИВНОЕ, НЕПОДВИЖНОЕ. 

ПРИМЕНЯЕТСЯ: В  ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ, ПРИ ОБУЧЕНИИ, ИНСТРУКТАЖЕ, КОДИРОВАНИИ…

 • ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ  МАНИПУЛЯЦИЮ – ЛОВКОЕ, РЕШИТЕЛЬНОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ. РЕЧЬ ДВУСМЫСЛЕННА, СЛОВА НЕСУТ ДВУЗНАЧНУЮ СМЫСЛОВУЮ  НАГРУЗКУ, ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ХОРОШО  ПРОДУМАНО, СБАЛАНСИРОВАНО. ПРИМЕНЯЕТСЯ:  ПОЛИТИКАМИ, ИДЕОЛОГАМИ, В ПРОЦЕССЕ  ПЕРЕГОВОРОВ, ДИСКУССИИ…

 • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ДАВЛЕНИЕ – СИЛЬНОЕ И ИНТЕНСИВНОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ С ОПОРОЙ НА СОЗДАННЫЙ  ВНУШИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ  ОБРАЗ. РЕЧЬ УТВЕРДИТЕЛЬНАЯ, НЕ  ТЕРПЯЩАЯ ВОЗРАЖЕНИЙ, УКАЗУЮЩАЯ,  В ФОРМЕ ПРИКАЗА.

 ПРИМЕНЯЕТСЯ:  ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, РУКОВОДИТЕЛЯМИ, В  АРМИИ, ПРИ ТЕРРОРЕ…

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ОКАЗЫВАЕМОЕ ВЛИЯНИЕ И ДЕЙСТВОВАТЬ  СООБРАЗНО СИТУАЦИИ.

В.6-СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ВИДЫ ГРУПП.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА — ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ  ОБЩИЙ ЗНАЧИМЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК, ОСНОВАННЫЙ НА ИХ УЧАСТИИ В НЕКОТОРОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ СИСТЕМОЙ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ФОРМАЛЬНЫМИ  ИЛИ НЕФОРМАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ  ИНСТИТУТАМИ.

ВИДЫ ГРУПП

ВЫДЕЛЯЮТСЯ БОЛЬШИЕ, СРЕДНИЕ И МАЛЫЕ ГРУППЫ.

В БОЛЬШИЕ ГРУППЫ ВХОДЯТ СОВОКУПНОСТИ ЛЮДЕЙ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В МАСШТАБЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ: ЭТО СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.

ОСОЗНАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ И СООТВЕТСТВЕННО ЕЕ ИНТЕРЕСОВ КАК СВОИХ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННО, ПО МЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАЩИЩАЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ ГРУППЫ (НАПРИМЕР БОРЬБА РАБОЧИХ ЗА СВОИ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ).

К СРЕДНИМ ГРУППАМ  ОТНОСЯТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ  РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ  ОБЩНОСТИ (ЖИТЕЛИ ОДНОЙ ДЕРЕВНИ, ГОРОДА, РАЙОНА И ПР.).

К МНОГООБРАЗНЫМ  МАЛЫМ ГРУППАМ ОТНОСЯТСЯ ТАКИЕ  ГРУППЫ, КАК СЕМЬЯ, ДРУЖЕСКИЕ КОМПАНИИ, СОСЕДСКИЕ ОБЩНОСТИ. ИХ ОТЛИЧАЕТ НАЛИЧИЕ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНЫХ КОНТАКТОВ ДРУГ С ДРУГОМ.

В.7 – КОЛЛЕКТИВ (КОМАНДА) КАК РЕЗУЛЬТАТ  РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.

КОЛЛЕКТИВ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ  ТЕМ, ЧТО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ВКЛАДОМ В ОБЩЕЕ ДЕЛО, РОВНО  НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО ОТ НЕГО ТРЕБУЮТ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ 10 ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИХ 10-Ю ЕДИНИЦАМИ ЭНЕРГИИ КАЖДЫЙ, СПОСОБНЫ СОВЕРШИТЬ ПОЛЕЗНОЙ РАБОТЫ НА 100 ЕДИНИЦ.

10*10=100

ПРИ ТАКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ ПОТЕРЬ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ  КОНФЛИКТЫ.

КОМАНДА – ФОРМА  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, В КОТОРОЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ  «СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ». ЗА СЧЕТ ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЯ, ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБЩИЙ  РЕЗУЛЬТАТ, ОТКРЫТОСТИ ПРИ ОБМЕНЕ РЕСУРСАМИ  СТАНОВИТСЯ ВОЗМОЖНЫМ РЕЗУЛЬТАТ, НЕ ДОСТУПНЫЙ ПРИ ДРУГИХ ВИДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ 10 ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИХ 10-Ю ЕДИНИЦАМИ ЭНЕРГИИ КАЖДЫЙ, СПОСОБНЫ СОВЕРШИТЬ ПОЛЕЗНОЙ РАБОТЫ НА 130 ЕДИНИЦ.

10*10=130

ПРИ ТАКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НЕТ ПОТЕРЬ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ, НА ВЫЯСНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ЭТОМ НАЧИНАЕТСЯ ВОЛШЕБСТВО КОМАНДНОГО ДУХА И ФОРМИРУЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ  КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА.

КОГДА РУКОВОДСТВО  ОРГАНИЗАЦИИ РЕШАЕТ СОЗДАТЬ КОМАНДУ  В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕОБХОДИМО ОЦЕНИТЬ  СТОИТ ЛИ ЭТО ТРЕБУЮЩИХСЯ ЗАТРАТ И УСИЛИЙ. ПОТРЕБНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ ТЕМ ВЫШЕ, ЧЕМ ВЫШЕ ПОДВИЖНОСТЬ  БИЗНЕС-СРЕДЫ, НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ПРОДУКТОВ, УСЛУГ, ТЕХНОЛОГИЙ И Т.Д.

В.8- МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ.

В ГРУППАХ И  КОЛЛЕКТИВАХ СУЩЕСТВУЮТ ОТНОШЕНИЯ  И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.

ОТНОШЕНИЕ – ЭТО  ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ КО ВСЕМУ, ЧТО ЕЕ ОКРУЖАЕТ, И К САМОЙ СЕБЕ. ЧЕЛОВЕК ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ОТНОСИТСЯ К ВЕЩАМ, СОБЫТИЯМ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. ЧТО-ТО ЕМУ НРАВИТСЯ, А ЧТО-ТО НЕТ, ОДНИ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ ЕГО ВОЛНУЮТ, А ДРУГИЕ ОСТАВЛЯЮТ РАВНОДУШНЫМ.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ – ВЗАИМНАЯ ПОЗИЦИЯ ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ К ДРУГОЙ, ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ  К ОБЩНОСТИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ –  ОТНОШЕНИЕ, ИДУЩЕЕ ОТ ЛЮДЕЙ К ЛЮДЯМ, НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ.

РАЗЛИЧАЮТ ДЕЛОВЫЕ  И ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. ДЕЛОВЫЕ  СОЗДАЮТСЯ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ  ОБЯЗАННОСТЕЙ, РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ УСТАВОМ, ИНСТРУКЦИЕЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЕМ.

ВЫДЕЛЯЮТ НЕСКОЛЬКО  ВИДОВ ДЕЛОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

1. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ  РАВЕНСТВА: В ЭТОМ СЛУЧАЕ ДВА  ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЧЛЕНОВ ГРУППЫ  ВЫПОЛНЯЮТ СХОДНЫЕ ФУНКЦИИ, ИМЕЮТ  ОДИНАКОВЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 

2. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ  ПОДЧИНЕНИЯ: В НИХ ОДНО ЛИЦО  СОГЛАСНО ДОКУМЕНТУ ЗАНИМАЕТ  ПОЛОЖЕНИЕ, ОБЯЗЫВАЮЩЕЕ ЕГО НАМЕЧАТЬ  ДЛЯ ДРУГОГО ОБЪЕКТ ПРИЛОЖЕНИЯ  УСИЛИЙ, СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ  КОНТРОЛЬ, ПРИНИМАТЬ ИСПОЛНЕНИЕ. ДРУГОЕ  ЛИЦО ПРИЗНАЕТ И ВЫПОЛНЯЕТ  ПРЕДПИСАНИЯ ДОКУМЕНТА, ХОТЯ ОНИ  ИСХОДЯТ НЕ ИЗ ДОКУМЕНТА, А  ОТ ЛИЦА С ВОЗЛОЖЕННЫМИ НА  НЕГО ПОЛНОМОЧИЯМИ.

В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ  ВЫДЕЛЯЮТ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ СООТНОШЕНИЯ  ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ:

1) СОВПАДЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ. В ГРУППЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ  ДЕЛОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЕЕ  ЧЛЕНАМИ, ДОБРЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  СПОСОБСТВУЮТ УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ  СТОЯЩЕЙ ЗАДАЧИ.

2) НАТЯНУТЫЕ ДЕЛОВЫЕ  ОТНОШЕНИЯ И НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ  ЛИЧНЫЕ. ЭТО ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ. ОНА МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ В ОТНОШЕНИЯХ  РАВЕНСТВА ПОДЧИНЕНИЯ.

3) НЕЙТРАЛЬНЫЕ  ДЕЛОВЫЕ И ТАКИЕ ЖЕ ЛИЧНЫЕ. ПОД НЕЙТРАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ  ПОНИМАЮТ ТАКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИ  КОТОРЫХ ОБЕ СТОРОНЫ НЕ ВЫХОДЯТ  ЗА РАМКИ ИНСТРУКЦИИ.

В.9-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

   ПРИ РЕШЕНИИ  ВОПРОСА О ТОМ, КАКИМИ  КАЧЕСТВАМИ  ДОЛЖЕН  ОБЛАДАТЬ  ЧЕЛОВЕК,

ПРЕТЕНДУЮЩИЙ  НА  ВЫПОЛНЕНИЕ  ТОГО  ИЛИ ИНОГО ВИДА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,   ВСЕГДА

ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  ТАКАЯ

РАБОТА ВЕСЬМА СЛОЖНА, ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО ОПЫТА И  СПЕЦИАЛЬНЫХ  ЗНАНИЙ.  ПОЭТОМУ

ЦЕЛЕСООБРАЗНО, ЧТОБЫ  ВЫПОЛНЯЛ ЕЁ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ПСИХОЛОГ.  КРОМЕ  ТОГО,  К  НЕЙ  ОБЯЗАТЕЛЬНО

СЛЕДУЕТ  ПОДКЛЮЧИТЬ  СПЕЦИАЛИСТОВ,  ЗНАЮЩИХ  ДАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,   ИМЕЮЩИХ

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ  ПРОФЕССИОНАЛИЗМА  И  БОЛЬШОЙ  ПРАКТИЧЕСКИЙ  ОПЫТ. 

РЕЗУЛЬТАТОМ  ТАКОГО  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ИЛИ,  ТОЧНЕЕ,

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОГО   АНАЛИЗА   ТРУДОВОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    ДОЛЖНА    БЫТЬ

ПРОФЕССИОГРАММА.

   ПРОФЕССИОГРАММА   –   ОПИСАННАЯ   И   ОБОСНОВАННАЯ   СИСТЕМА   ТРЕБОВАНИЙ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ОПРЕДЕЛЁННЫМ  ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,  КОНКРЕТНОЙ  СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ

ИЛИ ПРОФЕССИЕЙ К  ЧЕЛОВЕКУ.

   С  ЦЕЛЬЮ   ПРОВЕДЕНИЯ   МЕРОПРИЯТИЙ   ПО   ОПРЕДЕЛЕНИЮ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПРИГОДНОСТИ   ИЛИ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОТБОРА    ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ    ГЛУБОКОЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЕ  ИЗУЧЕНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И

РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ  РАЗВЁРНУТАЯ  ПРОФЕССИОГРАММА.  ДЛЯ  СОСТАВЛЕНИЯ  ЕЁ  ПЕРВОЙ

ЧАСТИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ СХЕМУ  АНАЛИЗА.

   1.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ОПИСАНИЕ. ЭТО  ТЕХНОЛОГИИ,  ОБОРУДОВАНИЕ,  НОРМЫ,

ОПЛАТА ТРУДА.

   2.ОРГАНИЗАЦИЯ  И УСЛОВИЯ ТРУДА  НА  КОНКРЕТНОМ  ПРОИЗВОДСТВЕННОМ  ОБЪЕКТЕ.

ИМЕЮТСЯ В ВИДУ КАК  СОЦИАЛЬНЫЕ,  ТАК  И  ФИЗИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  ТРУДА.  ЭТО  И

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ,  В  КОТОРЫЕ  ВСТУПАЮТ  ЛЮДИ   В   ПРОЦЕССЕ   ДАННОГО   ВИДА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   3.ДОКУМЕНТАЦИЯ  ПО  ТЕКУЧЕСТИ  КАДРОВ,  МАТЕРИАЛЫ   ОТНОСИТЕЛЬНО  ВОЗМОЖНЫХ

НЕСЧАСТНЫХ  СЛУЧАЕВ. 

   4.ПОДРОБНОЕ  ОПИСАНИЕ САМОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,  Т.Е.  ЧТО И В КАКОЙ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ  ЧЕЛОВЕК  ДЕЛАЕТ  В  ТЕЧЕНИЕ  РАБОЧЕГО   ДНЯ.

   5.ТРЕБОВАНИЯ  К ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАННОЙ РАБОТЫ.

   ВТОРАЯ  ЧАСТЬ  ПРОФЕССИОГРАММЫ,  КАСАЮЩАЯСЯ  ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ   К   ЧЕЛОВЕКУ

ТРЕБОВАНИЙ.

ИХ МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

      . ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ;

      . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ;

      . МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ;

      . ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ;

      . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ.

   

В.12-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В ФИРМАХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ ИЛИ КОЛЛЕКТИВАХ, КАК ПРАВИЛО, СУЩЕСТВУЕТ ЧЕТКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ОДНИ УПРАВЛЯЮТ, РУКОВОДЯТ, ДРУГИЕ ИСПОЛНЯЮТ  И ПОДЧИНЯЮТСЯ РУКОВОДСТВУ.

К ЛИЧНОСТНЫМ ЧЕРТАМ РУКОВОДИТЕЛЯ ОТНОСЯТ: СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К ПОБЕДЕ, УВЕРЕННОСТЬ  В СЕБЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ.

ВАЖНОЙ ЧЕРТОЙ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СЧИТАЕТСЯ ЕГО  НЕЗАВИСИМОСТЬ. ОНА ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ  СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ВОЗНИКАЮЩИЕ  ПРОБЛЕМЫ, ОДНАКО НЕ ИСКЛЮЧАЕТ УЧЕТА  МНЕНИЙ СВОИХ КОНСУЛЬТАНТОВ, КОЛЛЕГ, ПОДЧИНЕННЫХ.

ВАЖНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВОМ РУКОВОДИТЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ С  ЛЮДЬМИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ  ОЦЕНОК.

ПРИ РАБОТЕ  С  ЛЮДЬМИ РУКОВОДИТЕЛИ ПРИМЕНЯЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ  ПРИЕМЫ. ЧАСТОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХ ИЛИ  ИНЫХ ПРИЕМОВ ФОРМИРУЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.

РАЗЛИЧАЮТ АВТОРИТАРНЫЙ (ИЛИ ЕДИНОЛИЧНЫЙ), ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (ИЛИ КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ) И ЛИБЕРАЛЬНЫЙ  (ИЛИ  РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ) СТИЛИ РУКОВОДСТВА. 

ПРИ АВТОРИТАРНОМ  (ЕДИНОЛИЧНОМ) СТИЛЕ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАМЫКАЕТ ВСЕ СВЯЗИ НА СЕБЕ,  А СВОИМ  ПОДЧИНЕННЫМ  ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЛИШЬ  МИНИМУМ  ИНФОРМАЦИИ.

ПРИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ  (КОЛЛЕГИАЛЬНОМ) СТИЛЕ РУКОВОДСТВА  К РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ  ШИРОКО ПРИВЛЕКАЮТСЯ ЧЛЕНЫ КОЛЛЕКТИВА,  НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБСУЖДЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И  КОНТРОЛЯ.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ  РУКОВОДСТВА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛЬКО В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ЦЕЛИ И РАБОТА ПОДЧИНЕННЫХ ИМЕЕТ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ  ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.

В.15-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ВИДОМ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ МЕНЕДЖЕРАМИ.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ  РЕШЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПОСРЕДСТВОМ  ДИНАМИЧЕСКОГО И ВНУТРЕННЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ПРОЦЕССА, СОСТОЯЩЕГО ИЗ 6 ФУНКЦИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ  ЕЩЕ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  РЕШЕНИЯ. <ПРАВИЛЬНЫЕ> ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ПОЗВОЛЯЮТ ОСОЗНАТЬ, ЧЕМ  ИМЕННО ЯВЛЯЕТСЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ; <ИЛЛЮЗОРНЫЕ> ВЗГЛЯДЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ТОМ, ЧЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ  НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, А ЭМПИРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЗВОЛЯЮТ ПОЛУЧИТЬ ПРИМЕРЫ  ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ 2 ВЫШЕУПОМЯНУТЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. ПОСЛЕДНИЙ  РАЗДЕЛ ДАННОЙ СТАТЬИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОБЛЕМУ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ (ИЛИ <ПАРАМЕТРОВ>) УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 

ЗНАЧИМОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  РЕШЕНИЯ

<РЕШЕНИЯ - ЭТО  ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ПРОХОДЯЩИЕ В  ОРГАНИЗАЦИЯХ. ОРГАНИЗАЦИИ, ДОБИВАЮЩИЕСЯ  УСПЕХА, СПОСОБНЫ "ПЕРЕРЕШАТЬ" СВОИХ  КОНКУРЕНТОВ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В СЛЕДУЮЩИХ 3 АСПЕКТАХ: ОНИ ПРИНИМАЮТ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫЕ, ОПРАВДАННЫЕ РЕШЕНИЯ; ОНИ ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ БЫСТРЕЕ; И ОНИ БОЛЕЕ УСПЕШНО РЕАЛИЗУЮТ ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ> (MCLAUGHLIN, 1995, P. 443). НЕТ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ В ТОМ, ЧТО ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ВАЖНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ МЕНЕДЖЕРАМИ В ДЕЛОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВСЕХ ТИПОВ И НА ЛЮБОМ УРОВНЕ. ЭТО ТОТ САМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЙ ЛУЧШЕ ВСЕГО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОВЕДЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ И КОТОРЫЙ ОТЛИЧАЕТ УПРАВЛЕНИЕ/МЕНЕДЖМЕНТ ОТ ДРУГОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

В.16-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЯЕМОГО РЕШЕНИЯ 

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ СОСТОИТ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ  ЭТАПОВ. ПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ПРОЦЕСС  ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЯМОЕ ДВИЖЕНИЕ ОТ ОДНОГО ЭТАПА К ДРУГОМУ. ПОСЛЕ  ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ И УСТАНОВЛЕНИЯ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ, ПРИВЕДШИХ  К ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ, ПРОИЗВОДИТСЯ РАЗРАБОТКА НЕСКОЛЬКИХ РЕШЕНИЙ, ИЗ КОТОРЫХ ВЫБИРАЮТ ЛУЧШЕЕ. КОЛИЧЕСТВО РАССМАТРИВАЕМЫХ  ВАРИАНТОВ ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ ФАКТОРОВ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТ ИМЕЮЩИХСЯ В НАЛИЧИИ  ВРЕМЕНИ, РЕСУРСОВ И ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧЕМ ГЛАВНЫМ ОГРАНИЧИТЕЛЕМ, КАК ПРАВИЛО, ЯВЛЯЕТСЯ ВРЕМЯ.

 ТАК, ОСНОВУ  ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ СОСТАВЛЯЕТ  ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ  ВЫЗЫВАЕТ ПОЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ОПИСАНИЕ  ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О ФАКТОРАХ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО  ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТРЕБУЕТСЯ УСТАНОВИТЬ, ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ОНИ ВНУТРЕННИМИ ИЛИ ВНЕШНИМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДПРИЯТИЯ

К ВНУТРЕННИМ ФАКТОРАМ ОТНОСЯТ ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ И Т.Д. ОНИ ФОРМИРУЮТ ПРЕДПРИЯТИЕ  КАК СИСТЕМУ, ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОТОРОЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТИЖЕНИЕ СТОЯЩИХ ПЕРЕД НЕЙ  ЦЕЛЕЙ.

 ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ  (ПОСТАВЩИКИ, ПОКУПАТЕЛИ, КОНКУРЕНТЫ  И Т.Д.) В ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЬШЕЙ  СТЕПЕНИ ПОДДАЮТСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ  СО СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ ОНИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ  БОЛЬШОЙ СЛОЖНОСТЬЮ, ДИНАМИЧНОСТЬЮ  И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ, ЧТО СУЩЕСТВЕННО  ЗАТРУДНЯЕТ ИХ УЧЕТ И АНАЛИЗ    ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ РЕШЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ СО СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСАХ (В ТОМ ЧИСЛЕ РЕСУРСАХ ВРЕМЕНИ), О ПОСТАВЩИКАХ, ПОКУПАТЕЛЯХ И Т.Д.

  РАЗРАБОТКА  ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ  ФОРМИРОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ (НЕ МЕНЕЕ  2—3) ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ.  ЕСЛИ ВАРИАНТ ОДИН, ТО СИСТЕМА  ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ  УПРАВЛЕНИЯ.  

ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ ОТБИРАЮТСЯ ДОПУСТИМЫЕ, А  ИЗ НИХ — НАИБОЛЕЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИЛИ  ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.

  ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ  ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ  МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕОБХОДИМОСТИ  КАК ВЫБРАТЬ ДРУГОЙ ВАРИАНТ  РЕШЕНИЯ, ТАК И СФОРМУЛИРОВАТЬ  ДРУГИЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ  РАЗРАБОТАННЫХ ВАРИАНТОВ. ПОСЛЕ  ВЫБОРА ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ВАРИАНТА  ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ОФОРМЛЯЮТСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНО  И ПОДПИСЫВАЮТСЯ.

В.18-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ  РЕШЕНИЯ

НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВЛИЯЕТ РЯД  ФАКТОРОВ, СРЕДИ КОТОРЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ВЗВЕШЕННОСТЬ РЕШЕНИЯ, СВОЕВРЕМЕННОСТЬ АКТА УПРАВЛЕНИЯ.

 МЕНЕДЖМЕНТ  РАССМАТРИВАЕТСЯ В ВИДЕ ОПТИМИЗАЦИИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  УСТАНОВОК.

 СРЕДИ ФАКТОРОВ, МЕШАЮЩИХ РАЗВИТИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  КАЧЕСТВ У СПЕЦИАЛИСТОВ - МЕНЕДЖЕРОВ, МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ:

- НЕДОСТАТОЧНАЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ;

- НЕУМЕНИЕ ВЛИЯТЬ  НА ЛЮДЕЙ;

- НЕУМЕНИЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ;

- НЕУМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ  СОБОЙ;

    - НЕОРГАНИЗОВАННОСТЬ;

- НЕЧЕСТНОСТЬ;

- НЕУМЕНИЕ ПОДЧИНЯТЬ  ЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЗАДАЧАМ И  УСТАНОВКАМ ГРУППОВЫМ, КОЛЛЕКТИВНЫМ  И ДР.

 СРЕДИ КАЧЕСТВЕННЫХ  СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОЛЛЕКТИВ  В МЕНЕДЖМЕНТЕ ВАЖНУЮ РОЛЬ  ИГРАЕТ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СОВОКУПНОСТЬ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ). СУЩЕСТВУЕТ 6 ОСНОВНЫХ  СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА:

1. ДИРЕКТОРСКИЙ  СТИЛЬ, КОГДА ЛИДЕР РУКОВОДСТВУЕТСЯ  ПРИНЦИПОМ "ДЕЛАЙ ТАК, КАК  Я СКАЗАЛ", ДЕРЖИТ СОТРУДНИКОВ  ПОД КОНТРОЛЕМ 

2. ЛИДЕР - ОРГАНИЗАТОР  - ЭТО СТРОГИЙ, НО СПРАВЕДЛИВЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ. ДАЕТ ПОДЧИНЕННЫМ  ЯСНЫЕ УКАЗАНИЯ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ УБЕЖДЕНИЕМ, СООБЩАЕТ КАЖДОМУ СВОЮ ОЦЕНКУ  ЕГО КАЧЕСТВ И ДОСТИЖЕНИЙ.

3. ЛИЧНОСТНЫЙ СТИЛЬ,  КОГДА РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДУЕТ ДЕВИЗУ "ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЛЮДИ, А ДЕЛО - ПОТОМ". ДОВЕРЯЕТ ЛЮДЯМ, ЦЕНИТ  ДОБРЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.

4. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ, КОГДА ЛИДЕР ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ  ПРИНЦИПА "ОДИН ЧЕЛОВЕК - ОДИН  ГОЛОС". ТАКОЙ ЛИДЕР ПОБУЖДАЕТ  СОТРУДНИКОВ АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ  В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ, КАЖДОГО  ЛИЧНО КОНТРОЛИРУЕТСЯ И ПОБУЖДАЕТ  К АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.

5. СТРЕМЛЕНИЕ ЗАДАТЬ  ТЕМП РАБОТЫ. ЛИДЕР, СТРЕМЯЩИЙСЯ  БОЛЬШЕ ВЫПОЛНЯТЬ САМ, БЕРЕТСЯ  ЗА МНОГИЕ ЗАДАНИЯ, МНОГО РАБОТАЕТ

6. НАСТАВНИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ, КОГДА ЛИДЕР РУКОВОДСТВУЕТСЯ  ПРИНЦИПОМ "ТЫ МОЖЕШЬ ЭТО  СДЕЛАТЬ".

 

В.19-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ  БЕСЕД 

1. ОБЩЕНИЕ, ЕГО  ВИДЫ И ФОРМЫ

 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ  — ЭТО ПРОЦЕСС ВЗАИМОСВЯЗИ  И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, В КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ  ОБМЕН ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ИНФОРМАЦИЕЙ  И ОПЫТОМ.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ  МОЖНО УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА ПРЯМОЕ (НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ КОНТАКТ) И КОСВЕННОЕ .

 ПРЯМОЕ ДЕЛОВОЕ  ОБЩЕНИЕ ОБЛАДАЕТ БОЛЬШЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ,  СИЛОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  И ВНУШЕНИЯ, ЧЕМ КОСВЕННОЕ, В  НЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДЕЙСТВУЮТ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ  РЕАЛИЗУЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ: ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА; ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ; ДЕЛОВЫЕ СОВЕЩАНИЯ; ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

2. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА  КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ДЕЛОВОГО  ОБЩЕНИЯ

 ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ  ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ ЯВЛЯЮТСЯ: НАЧАЛО  БЕСЕДЫ; ИНФОРМИРОВАНИЕ ПАРТНЕРОВ;  АРГУМЕНТИРОВАНИЕ ВЫДВИГАЕМЫХ ПОЛОЖЕНИЙ;  ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ; ЗАВЕРШЕНИЕ  БЕСЕДЫ.

 НА ПЕРВОЙ  ФАЗЕ БЕСЕДЫ МЫ СТАВИМ СЛЕДУЮЩИЕ  ЗАДАЧИ: УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ С  СОБЕСЕДНИКОМ; СОЗДАТЬ БЛАГОПРИЯТНУЮ  АТМОСФЕРУ ДЛЯ БЕСЕДЫ; ПРИВЛЕЧЬ  ВНИМАНИЕ К ТЕМЕ РАЗГОВОРА;  ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС СОБЕСЕДНИКА.

 КАК НИ СТРАННО,  МНОГИЕ БЕСЕДЫ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ,  ТАК И НЕ УСПЕВ НАЧАТЬСЯ, ОСОБЕННО  ЕСЛИ СОБЕСЕДНИКИ НАХОДЯТСЯ НА  РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УРОВНЯХ 

 СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ  ВАЖНЫХ ДЕЛОВЫХ БЕСЕД ВКЛЮЧАЕТ: А) СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН — ПУТИ  И ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ  ЦЕЛЕЙ; Б) ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН  — ПЕРЕЧЕНЬ СПОСОБОВ ПОЭТАПНОГО  ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ; В) ПЛАН ИНФОРМАЦИИ  И СБОРА МАТЕРИАЛОВ; Г) ПЛАН  СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОТБОРА РАБОЧИХ  МАТЕРИАЛОВ — ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ  СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА И КРИТЕРИИ  ЕГО ОТБОРА; Д) ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ  ПО ВРЕМЕНИ ОПРЕДЕЛЯЕТ РАМКИ  РАБОЧЕГО ПЛАНА; Е) РАБОЧИЙ  ПЛАН УСТАНАВЛИВАЕТ СТРУКТУРУ  ИЗЛОЖЕНИЯ И БЕСЕДЫ В ЦЕЛОМ  С УЧЕТОМ ИМЕЮЩЕГОСЯ ВРЕМЕНИ;  Ж) ПЛАН ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К СОБЕСЕДНИКАМ  И ОБСТАНОВКЕ УЧИТЫВАЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ И НАМЕРЕНИЯ НАШИХ  "ОППОНЕНТОВ" А ТАКЖЕ ОСОБЕННОСТИ  ОБСТАНОВКИ, В КОТОРОЙ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ  БЕСЕДА; З) ПЛАН ТРЕНИРОВКИ.

В.20-Сущность управленческого решения 

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ  — ЭТО ОСОБЫЙ, СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД  ОБЩЕНИЯ. ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ОБЩЕНИЯ  ОНО ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ЧЕРЕЗ  НЕГО И ПОСРЕДСТВОМ ЕГО РЕШАЮТСЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. ПОЭТОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК ОСОБЫЙ ВИД  ОБЩЕНИЯ, ЦЕЛЬЮ И РЕЗУЛЬТАТОМ  КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ РЕШЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ. [4; СТР. 187]

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, КАК И ЛЮБОЕ ДРУГОЕ, ИМЕЕТ ТРИ  СТОРОНЫ:

1) КОММУНИКАТИВНУЮ (ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ);

2) ПЕРЦЕПТИВНУЮ (ВОСПРИЯТИЕ  ДРУГ ДРУГА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ);

3) ИНТЕРАКТИВНУЮ (СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ОБМЕН ДЕЙСТВИЯМИ  В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ).

ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ КАТАЛИЗАТОРОМ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАОБОРОТ, ОТСУТСТВИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  ОБЩЕНИЯ, НЕДОСТАТОК КОММУНИКАТИВНОЙ  КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ СТАВЯТ ПОД ВОПРОС УСПЕШНУЮ РАБОТУ И ЕГО САМОГО, И  ПОДЧИНЕННЫХ. ОВЛАДЕТЬ ПРИЕМАМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ВЫРАБОТАТЬ В СЕБЕ КОММУНИКАТИВНУЮ  КУЛЬТУРУ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО, ЧЕМ ОВЛАДЕТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ.

ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ  ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ СВЯЗАНЫ С ОБЩЕНИЕМ.

В.21-Коммуникативная  составляющая управ-ого общения

КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

_ НАЛИЧИЕ, КАК МИНИМУМ,  ДВУХ ИНДИВИДОВ - УЧАСТНИКОВ ОБМЕНА  ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ;_ ВЗАИМНОЕ ИЛИ ОДНОСТОРОННЕЕ ДОМИНИРУЮЩЕЕ  ПСИХИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПАРТНЕРА;

_ ОБЛАДАНИЕ ПАРТНЕРАМИ  ЕДИНОЙ СИСТЕМОЙ КОДИРОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИИ.

КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ  ПАРТНЕРОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ  ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

К ЧИСЛУ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ОТНОСЯТ УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ. УСТНАЯ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ПРОИСХОДИТ ПОВСЕМЕСТНО В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ, СОВЕЩАНИЙ, ПЕРЕГОВОРОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ  И Т. П., КОГДА НАИБОЛЬШИЙ ОБЪЕМ  ИНФОРМАЦИИ ПАРТНЕРЫ ИЗВЛЕКАЮТ ПОСРЕДСТВОМ  РЕЧЕВОЙ СВЯЗИ. ПИСЬМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ ОБРАЗУЮТСЯ В ФОРМЕ ПИСЕМ, ПРИКАЗОВ, РАСПОРЯЖЕНИЙ, ИНСТРУКЦИЙ И Т. П., ТО ЕСТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПИСЬМЕННЫХ УКАЗАНИЙ. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ СОСТАВЛЯЮТ ОСНОВУ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ, ИХ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 10%.

 

 

 

 

 

В.23-ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ

СРАЗУ СЛЕДУЕТ  ОТМЕТИТЬ, ЧТО СОБЕСЕДНИК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПАССИВНЫМ ОБЪЕКТОМ ВОСПРИЯТИЯ. ОН ЗНАЕТ О ТОМ, ЧТО ЕГО ОЦЕНИВАЮТ, И ПОЭТОМУ МОЖЕТ НАМЕРЕННО  ВЕСТИ СЕБЯ ТАК, ЧТОБЫ ПРОИЗВЕСТИ НУЖНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА ПАРТНЕРА. ЧЕЛОВЕК  СПОСОБЕН УПРАВЛЯТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ О  САМОМ СЕБЕ.

ПОЗНАНИЕ ДРУГОГО  ЧЕЛОВЕКА ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ РАЦИОНАЛЬНЫМ. ОБЩАЯСЬ, МЫ СОПЕРЕЖИВАЕМ СВОЕМУ СОБЕСЕДНИКУ, ПЕРЕНИМАЕТ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, «ЗАРАЖАЯСЬ» ИМ, РАДУЕМСЯ ИЛИ ПЕЧАЛИМСЯ  ВМЕСТЕ С НИМ.

В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ  БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИНДИВИДА ПРИОБРЕТАЕТ  ТО, КАК ПАРТНЕР ЕГО ПОЙМЕТ, КАКОЕ  ВПЕЧАТЛЕНИЕ О НЕМ СЛОЖИТ, КАК  ПРОИНТЕРПРЕТИРУЕТ ЕГО ПОВЕДЕНИЕ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ТОГО, КАК  ОН ВОСПРИНИМАЕТСЯ ПАРТНЕРОМ ПО ОБЩЕНИЮ, ИЗВЕСТНО В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК  РЕФЛЕКСИЯ. В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ РЕФЛЕКСИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РАССУЖДЕНИЯ  О РАССУЖДЕНИЯХ, МЫШЛЕНИЕ О МЫШЛЕНИИ.

ЕЩЕ ОДНО ИНТЕРЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ  ОБЪЯСНЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАНО С НЕДООЦЕНКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦЕННОСТИ НЕСЛУЧИВШЕГОСЯ. ЛЮДИ СКЛОННЫ  В СВОИХ ОЦЕНКАХ ОПИРАТЬСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НА АНАЛИЗ ТОГО, ЧТО ЧЕЛОВЕК  СОВЕРШИЛ, НЕ УЧИТЫВАЯ ПРИ ЭТОМ ТОГО, ЧЕГО ОН НЕ ДЕЛАЛ.

ЕЩЕ ОДНО ЯВЛЕНИЕ, НА КОТОРОЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, — ЭТО ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ. ОНО ВОЗНИКАЕТ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТ СЕБЯ НЕСПОСОБНЫМ  КОНТРОЛИРОВАТЬ ТО, ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ. СТАЛКИВАЯСЬ С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ, ОН ФОРМИРУЕТ СВОЕОБРАЗНУЮ ПРЕДУГОТОВАННОСТЬ К БУДУЩИМ ПРОВАЛАМ, ЧТО, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ОБРЕКАЕТ ЕГО НА НОВЫЕ НЕУДАЧИ. ОН НАЧИНАЕТ ВЕСТИ СЕБЯ КАК ЖЕРТВА — ПАССИВНО И АПАТИЧНО, ПЕРЕСТАЕТ ПРЕДПРИНИМАТЬ КАКИЕ-ЛИБО ПОПЫТКИ СПРАВИТЬСЯ С ТРУДНОСТЯМИ.

В.24-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТОВ, ИХ ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ  ПРЕДУП-ИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ.

В МЕНЕДЖМЕНТЕ  ПОД КОНФЛИКТОМ ПОНИМАЮТ ВРЕМЕННОЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ В СВЯЗИ С ПОЛУЧЕНИЕМ ИЛИ НЕПОЛУЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ, ВЫЗЫВАЮЩАЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНТЕРЕСУЮЩЕМ ОБЪЕКТЕ, ПРИВОДЯЩАЯ К ОТСУТСТВИЮ СОГЛАСИЯ МЕЖДУ  ЛИЦАМИ, ГРУППАМИ И НАРУШЕНИЮ НОРМАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТИХ ЛИЦ ИЛИ ГРУПП. ПРИ ЭТОМ ОДНА И ТА ЖЕ ИНФОРМАЦИЯ У РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ ВЫЗЫВАЕТ РАЗНУЮ РЕАКЦИЮ, ПОРОЖДАЮЩУЮ ИЛИ НЕ ПОРОЖДАЮЩУЮ  КОНФЛИКТ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  КОНФЛИКТОВ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТАКИХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ КОТОРЫХ ИСКЛЮЧАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ КОНФЛИКТОВ МОГУТ ЗАНИМАТЬСЯ:

СУБЪЕКТЫ, ЖЕЛАЮЩИЕ ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ РОЛИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ ИЛИ ПОСОБНИКА КОНФЛИКТА;

СУБЪЕКТЫ, ЖЕЛАЮЩИЕ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ДРУГИМ, ПРЕДОТВРАЩАЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА И ЗАРАНЕЕ  ЗНАЯ, ЧТО ИМ НЕ ПРИДЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ РОЛЬ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА ПРЕДКОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ И УЧАСТНИКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

В ЦЕЛОМ, ВОЗДЕЙСТВИЕ  НА СИТУАЦИЮ, ЧРЕВАТУЮ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ КОНФЛИКТА, ВОЗМОЖНО В СЛЕДУЮЩИХ  НАПРАВЛЕНИЯХ:

ПЕРЕДЕЛАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ ПОД ОЖИДАНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН И ТЕМ САМЫМ ИЗНАЧАЛЬНО УБРАТЬ ПРЕДМЕТ ВОЗМОЖНОГО КОНФЛИКТА;

ИЗМЕНИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ, ЛЕЖАЩЕЙ  В ОСНОВЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (ТО ЕСТЬ ПОВЛИЯТЬ НА ИЗМЕНЕНИЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ);

ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ  ОППОНЕНТА К ПРОБЛЕМЕ (ТО ЕСТЬ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЕГО СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ).

ЭТАПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА:

·         СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ СОТРУДНИЧЕСТВА;

·         СТРЕМИТЬСЯ К ЯСНОСТИ ОТНОШЕНИЙ  И ОБЩЕНИЯ;

·         ПРИЗНАТЬ НАЛИЧИЕ КОНФЛИКТА;

·         ДОГОВОРИТЬСЯ О ПРОЦЕДУРЕ (ГДЕ, КОГДА  И КАК НАЧНЕТСЯ РАБОТА ПО ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЮ);

·         ОЧЕРТИТЬ КОНФЛИКТ, Т.Е. ОПРЕДЕЛИТЬ ЕГО  В ТЕРМИНАХ ОБОЮДНОЙ ПРОБЛЕМЫ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ УРЕГУЛИРОВАНИЮ;

·        ДОБИТЬСЯ СОГЛАШЕНИЯ;

·         УСТАНОВИТЬ СРОК РЕШЕНИЯ;

·         ВОПЛОТИТЬ ПЛАН В ЖИЗНЬ;

·         ОЦЕНИТЬ ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ.

ОДНАКО СЛЕДУЕТ  ОСОЗНАТЬ, ЧТО У КОНФЛИКТА ЕСТЬ И ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА. ИМЕННО В СПОРЕ ЗАЧАСТУЮ МЫ ВЫСКАЗЫВАЕМ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ К СИТУАЦИИ ОЧЕНЬ ИСКРЕННЕ, ВЫГОВАРИВАЕМ ТО, О  ЧЕМ ДО ЭТОГО ПРЕДПОЧИТАЛИ МОЛЧАТЬ. ИНОГДА ТАКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВСПЛЕСКИ ПОМОГАЮТ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СЛОЖНОГО И ВАЖНОГО ВОПРОСА.

В.27-ИМИДЖ  РУКОВОДИТЕЛЯ, МЕХАНИЗМ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

     ИМИДЖ  — ЭТО КОМПЛЕКСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,  СКЛАДЫВАЮЩЕЕСЯ ИЗ МНОГИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ.

     ДЛЯ  ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ВАЖНО  ВСЕ — И КУЛЬТУРА РЕЧИ, И  МАНЕРА ОДЕВАТЬСЯ, И ИНТЕРЬЕР  ОФИСА.

     ИНДИВИДУ, ИМЕЮЩЕМУ ДУРНОЙ ВКУС, ТРУДНО  РАССЧИТЫВАТЬ НА БЛАГОПРИЯТНОЕ  ВПЕЧАТЛЕНИЕ. 

      ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ИМИДЖ —  ЭТО РЕЗУЛЬТАТ УМЕЛОЙ ОРИЕНТАЦИИ  В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ, ПРАВИЛЬНОГО  ВЫБОРА МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ.

      ВЫБОР МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ — ЭТО  ВОСПРОИЗВОДСТВО ТАКИХ ВАРИАНТОВ  ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОМ  ОБЩЕНИИ ПОМОГАЮТ ЛИЧНОСТИ СТАТЬ  ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ.

    СРЕДИ  МНОЖЕСТВА МОДЕЛЕЙ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ,  КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДМЕТОМ  СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. В ПЕРВУЮ  ОЧЕРЕДЬ ЭТО ЭТИКЕТНЫЕ МОДЕЛИ (ЭТИКЕТ).

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА.

  ФОРМИРОВАНИЕ  ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ МОЖЕТ ИДТИ  ДВУМЯ ПУТЯМИ: СТИХИЙНО (СПОНТАННО)  ИЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО. В ПЕРВОМ  СЛУЧАЕ ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС,  ПРОХОДЯЩИЙ БЕЗ ВНЕШНЕГО ДАВЛЕНИЯ, ОДНИМ ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОТОРОГО  ЯВЛЯЕТСЯ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА  КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. РУКОВОДИТЕЛЬ  ВЫСТУПАЕТ ТОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, КОТОРОЙ  ОН ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ (ИЛИ  ТЕМ, КЕМ ЕМУ ЛЕГЧЕ ВСЕГО  БЫТЬ). ИМИДЖ ТАКОГО РОДА НЕ  ТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЙ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАЕТСЯ  С ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ И ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ.

  ВТОРОЙ ПУТЬ  ПРЕДПОЛАГАЕТ АКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО, ЕСЛИ:

РУКОВОДИТЕЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ «ЧУЖИМ» ПО ОТНОШЕНИЮ К ОРГАНИЗАЦИИ (В СЛУЧАЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ);

  РУКОВОДИТЕЛЬ  НЕ ИМЕЕТ БОЛЬШОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ;

  В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ЕСТЬ КОНФЛИКТНЫЕ  ТОЧКИ; 

   РАЗМЕР  ОРГАНИЗАЦИИ СТОЛЬ ВЕЛИК, ЧТО  СОТРУДНИКИ НЕ МОГУТ СОСТАВИТЬ  АДЕКВАТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ЛИЧНОСТИ

В.28-СТРЕСС В УПРАВЛ-КОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРЕСС - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О НЕМ И СОБСТВЕННЫЕ СТРЕССОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОГО  ОПЫТА ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА.

ВЫСОКАЯ НАГРУЗКА, ОБУСЛОВЛЕННАЯ БОЛЬШИМ ОБЪЕМОМ  ИНФОРМАЦИИ, ВЫСТУПАЕТ КАК МОЩНЫЙ НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ПРИВОДЯЩИЙ К ПОВЫШЕННОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, К СТРЕССУ.

ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ  НАГРУЗКА - ЕЕ ИЗБЫТОЧНОСТЬ ПОСТОЯННО  СОЧЕТАЕТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ С ХРОНИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ИНФОРМАЦИИ ЧРЕЗМЕРНО  МНОГО, НО С ДРУГОЙ - НУЖНОЙ И НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЙ ДЛЯ ДАННОЙ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ЧАСТО НЕДОСТАЕТ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РУКОВОДИТЕЛЬ СТАВИТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ, КОГДА ОН ЛИБО ВЫНУЖДЕН ДОБИРАТЬ, ИСКАТЬ НЕДОСТАЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ЛИБО ДЕЙСТВОВАТЬ  В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, Т.Е. РИСКА. ПОСЛЕДНЕЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИЛЬНЫМ СТРЕССОГЕННЫМ  ФАКТОРОМ. ФАКТОР ОТВЕТСТВЕННОСТИ - РЕШАЮЩИЙ И ОСНОВНОЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СИЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ВСЕХ ИНЫХ ФАКТОРОВ ЗАВИСИТ  ОТ НЕГО. ДЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАИБОЛЕЕ ВЫСОКА, А ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ТАКЖЕ СПЕЦИФИЧНО. ЭТО НЕ ТОЛЬКО "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА РЕЗУЛЬТАТ" И НЕ ТОЛЬКО "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА СЕБЯ", НО И "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ДРУГИХ". ФАКТОР НЕХВАТКИ ВРЕМЕНИ. ХРОНИЧЕСКАЯ НЕХВАТКА ВРЕМЕНИ - ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОН ОБУСЛОВЛЕН КАК ОБИЛИЕМ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ, ТАК И ЖЕСТКИМИ ВРЕМЕННЫМИ РАМКАМИ, В КОТОРЫЕ ОБЫЧНО ПОСТАВЛЕН РУКОВОДИТЕЛЬ. В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ДАЖЕ БОЛЕЕ СИЛЬНЫМ ФАКТОРОМ НАПРЯЖЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ РЕШАЕМЫХ В ЕЕ ХОДЕ ЗАДАЧ.

ФАКТОРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  КОНФЛИКТОВ

ПОСТОЯННЫМ СПУТНИКОМ  УПРАВЛЕНИЯ ВЫСТУПАЮТ ВОЗНИКАЮЩИЕ  В ЕГО ХОДЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ  РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И МЕРЫ ВЫРАЖЕННОСТИ. ПОРОЖДЕННЫЕ ЭТИМ НЕГАТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ СИЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ.

ФАКТОРЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ (РОЛЕВЫХ) КОНФЛИКТОВ

ПОКАЗАНО, ЧТО ОДНИМ  ИЗ ИСТОЧНИКОВ СТРЕССА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ  ВЫПОЛНЕНИЯ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ЧЕЛОВЕКОМ  ДВУХ И БОЛЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ  ОДНОВРЕМЕННО. НЕСОВПАДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ РОЛЯМИ, ВЕДЕТ  К РАЗВИТИЮ СОСТОЯНИЯ, КОТОРОЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ПОНЯТИЕМ РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА.

ФАКТОР ПОЛИФОКУСНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТОЛЬ ЖЕ ТИПИЧНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОГО РЕШЕНИЯ МНОГИХ ЗАДАЧ, ВЫПОЛНЕНИЯ МНОГИХ ФУНКЦИЙ И ОБЯЗАННОСТЕЙ. РУКОВОДИТЕЛЬ САМОЙ СВОЕЙ ПОЗИЦИЕЙ СТАВИТСЯ В  УСЛОВИЯ, КОГДА ОН ДОЛЖЕН "УДЕРЖИВАТЬ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ" МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ, "РАЗРЫВАТЬСЯ МЕЖДУ ДЕЛАМИ"[1].

В.29-ЭФФЕКТИВНОСТЬ  УПРАВ-ОГО ТРУДА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ – ЭТО ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКРЕТНОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ, ОТРАЖАЮЩЕЙСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ, ТАК И СОБСТВЕННО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ).

ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ  В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ АППАРАТОМ  УПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЕЕ ЦЕЛЯМ, ДОСТИЖЕНИЯ КОТОРЫХ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ, БУДЕТ ИЛИ НЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ  РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ.

ОБЩАЯ ФОРМУЛА  ЭФФЕКТИВНОСТИ: ОТНОШЕНИЕ ПОЛЕЗНОГО  РЕЗУЛЬТАТА К ОБЪЕМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  РЕСУРСОВ, ИЛИ СООТНОШЕНИЕ КАЧЕСТВА (КАК СОВОКУПНОСТИ ПОЛЕЗНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  СВОЙСТВ) К ИЗДЕРЖКАМ.

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НУЖНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, РЕАЛЬНО ОЦЕНИТЬ ЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. СНАЧАЛА НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ, ЧТО  СЧИТАТЬ ПОЛЕЗНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ЗАТЕМ – КАК  ЕГО ИЗМЕРИТЬ.

ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТУ УПРАВЛЕНИЯ. ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ВЫРАЖАЕТСЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ, ОТРАЖАЮЩИМ ЕЕ ДИНАМИКУ:

- СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ  КОМПЛЕКСА ФУНКЦИЙ И ЦЕЛЕЙ  УПРАВЛЕНИЯ;

- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ  ПОЛНОТА И ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОЦЕССОВ  УПРАВЛЕНИЯ;

- СООТВЕТСТВИЕ  ЧИСЛЕННОСТИ И СОСТАВА РАБОТНИКОВ  ОБЪЕМУ И СЛОЖНОСТИ РАБОТ;

- ПОЛНОТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ  ТРЕБУЕМОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ;

- ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ  ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ  СРЕДСТВАМИ С УЧЕТОМ ИХ НОМЕНКЛАТУРЫ, МОЩНОСТЕЙ И БЫСТРОДЕЙСТВИЯ;

- ОБЕСПЕЧЕНИЕ  СТРУКТУРНО-ИЕРАРХИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕЙ  ОРГАНИЗАЦИИ;

- СПОСОБНОСТЬ  АДЕКВАТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ДИНАМИЧНОСТИ  УПРАВЛЯЕМЫХ ПРОЦЕССОВ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ  И НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

 СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ  ПОЛЕЗНОГО ЭФФЕКТА УПРАВЛЕНИЯ  ВЫСТУПАЮТ НЕ КАК РАЗОВОЕ ЯВЛЕНИЕ,  А КАК ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ОХВАТЫВАЮЩИЙ  РАЗНЫЕ УРОВНИ И ЗВЕНЬЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА. ИНОГДА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА  КОНКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ ПРОЯВЛЯЕТСЯ  В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ НЕДЕЛЬ, МЕСЯЦЕВ И ДАЖЕ ЛЕТ. 

В.32-ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДМЕТОМ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА, А ТАКЖЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИТУАЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА. ТРАДИЦИОННО В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАССМАТРИВАЮТСЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ:

- СУБЪЕКТОМ И  ОБЪЕКТОМ УПРАВЛЕНИЯ;

- ЧЛЕНАМИ ОРГАНИЗАЦИИ,  НАХОДЯЩИМИСЯ НА ОДНОМ И ТОМ  ЖЕ ИЕРАРХИЧЕСКОМ УРОВНЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА ВЗАИМНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ  ИСХОДЯ ИЗ ПО-СТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ;

- РАЗЛИЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОГО  И ТОГО ЖЕ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ.

ОБЪЕКТОМ УПРАВЛЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЧАСТЬ ОБЪЕКТИВНОЙ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, НА КОТОРУЮ НАПРАВЛЕНО УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ОБЪЕКТОМ УПРАВЛЕНИЯ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ КАК  ОТДЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДЫ, ТАК И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИВЕДЕНИЕ ИХ В СИСТЕМУ, РАСКРЫТИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ  И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ.

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ (ОБЛАСТЯМИ) ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

- ОБЩИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ  ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ;

- ВОПРОСЫ ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЯ  ПРОЦЕССОВ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА;

- ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ  И ЯВЛЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РУКОВОДИТЕЛЯ;

- ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ  И СОТРУДНИКОВ, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  И РАЗВИТИЯ;

- УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ  ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ  С ПОДЧИНЕННЫМИ.

В.34-СОЦИОМЕТРИЯ  КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  В ГРУППЕ

С ПОМОЩЬЮ СОЦИОМЕТРИИ  МОЖНО ИЗУЧАТЬ ТИПОЛОГИЮ СОЦИАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СУДИТЬ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  СОВМЕСТИМОСТИ ЧЛЕНОВ КОНКРЕТНЫХ ГРУПП.

 СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ  ПРОЦЕДУРА МОЖЕТ ИМЕТЬ ЦЕЛЬЮ:

 А) ИЗМЕРЕНИЕ  СТЕПЕНИ СПЛОЧЕННОСТИ-РАЗОБЩЕННОСТИ  В ГРУППЕ;

Б) ВЫЯВЛЕНИЕ «СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ  ПОЗИЦИЙ», Т. Е. СООТНОСИТЕЛЬНОГО АВТОРИТЕТА ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПО ПРИЗНАКАМ СИМПАТИИ-АНТИПАТИИ, ГДЕ НА КРАЙНИХ ПОЛЮСАХ ОКАЗЫВАЮТСЯ  «ЛИДЕР» ГРУППЫ И «ОТВЕРГНУТЫЙ»;

В) ОБНАРУЖЕНИЕ  ВНУТРИГРУППОВЫХ ПОДСИСТЕМ, СПЛОЧЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ВО ГЛАВЕ КОТОРЫХ МОГУТ  БЫТЬ СВОИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОМЕТРИИ  ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВОДИТЬ ИЗМЕРЕНИЕ  АВТОРИТЕТА ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО  ЛИДЕРОВ ДЛЯ ПЕРЕГРУППИРОВКИ  ЛЮДЕЙ В КОМАНДАХ ТАК, ЧТОБЫ СНИЗИТЬ  НАПРЯЖЕННОСТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ, ВОЗНИКАЮЩУЮ  ИЗ-ЗА ВЗАИМНОЙ НЕПРИЯЗНИ НЕКОТОРЫХ  ЧЛЕНОВ ГРУППЫ. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОВОДИТСЯ ГРУППОВЫМ МЕТОДОМ, ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ НЕ ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ ВРЕМЕННЫХ  ЗАТРАТ (ДО 15 МИН.). ОНА ВЕСЬМА ПОЛЕЗНА  В ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ОСОБЕННО В РАБОТАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ. НО ОНА  НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РАДИКАЛЬНЫМ СПОСОБОМ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИГРУППОВЫХ ПРОБЛЕМ, ПРИЧИНЫ  КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ НЕ В СИМПАТИЯХ  И АНТИПАТИЯХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ, А В  БОЛЕЕ ГЛУБОКИХ ИСТОЧНИКАХ.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии управления"