Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"

Файлы: 1 файл

shpory_razvitia.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи психологии развития.

ПР – наука, изучающая всестороннее развитие чел-ка на всех этапах жизни. ПР как наука появилась в 1886г. Свойства развития: необратимость, направленность, закономерность. Предмет ПР – развитие. Развитие – изменение, образующее ветвящийся процесс, содержащий с одной стороны узлы качеств изменений преемственно следующие др за др и с другой – линии колич изменений, связыв их между собой.

Задачи  психологии развития: 1)Научные: описание Р, объяснение, прогноз и коррекция развития. Описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). Объяснить развитие — значит выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи. Прогноз развития - всегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами.  Коррекция развития есть управление им через изменение возможных причин. Итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции становится модель или теория развития. Психология развития прежде всего является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах. 2). Практические (прикладные): ориентация в жизненном пути, прогноз стабильности и изменчивости человека, обоснование целей Р и коррекция, определение условий развития, планирование коррекции. Л. Монтада предлагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения ПР на практике. 1. Ориентация в жизненном пути.т.е. определение уровня развития. Благодаря статистическим возрастным нормам развития можно дать общую оценку хода развития как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. 2. Определение условий развития и изменения.т.е. каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития. 3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности.т.е. прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Зачастую бывают ошибочными. 4. Объяснение целей развития и коррекции.т.е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено. 5. Планирование коррекционных мероприятий.т.е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. Коррекционные мероприятия нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные цели развития, если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к нежелательному его ходу. 6. Оценка коррекции развития.т.е. что дали коррекционные мероприятия.

 

  1. Методологические принципы и методы психологии развития

Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена. Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Важнейшим принципом является принцип историзма, делающий необходимым в раскрытии психологического содержания этапов онтогенеза изучение связи истории детства и других этапов развития с историей общества. Принцип объективности. Личные и культурные установки человека могут создавать серьезные преграды на пути к правильному пониманию поведения человека. Принцип единства сознания и деятельности гласит, что сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека. Генетический принцип в психологии развития ввел Л.С. Выготский.

Методы  психологии: - организационные методы; - эмпирические методы;- интерпретационные методы; - методы обработки данных;- методы воздействия; - организационные методы – группа методов психологии, которые определяют способ организации психологического исследования: 1) сравнительный метод (метод поперечных срезов) - сопоставление результатов психического развития разнообразных выборок; 2) лонгитюдный метод (метод продольных срезов): характеризуется изучением психического Р одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени; 3) комплексный метод (междисциплинарные исследования): психическое развитие изучается рядом наук, позволяет раскрыть различные аспекты изучаемой проблемы и найти наиболее оптимальные решения практических задач; эмпирические методы(методы сбора первичной информации) группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении:

1) общепсихологические методы: - эксперимент –предполагает создание искусственных (экспериментальных) условий. - наблюдение –непосредственное получение нужной информации через органы чувств. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. 2) социально-психологические методы:- наблюдение; - социометрия; - опрос –людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей. Используют и другие методы – тестирование, опрос, биографический метод, анализ результатов деятельности и др. Метод близнецов – метод сравнительного изучения психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы)  и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью.

 

3. краткая характеристика основных  исторических периодов становления  психологии развития

Психологическое изучение развития ребенка сформировалось как ветвь  сравнительной психологии в конце 19 в., но процесс развития осмыслялся задолго до оформления психологии в  самостоятельную научную отрасль  в философии, медицине, педагогике.

1 эпоха Античность. Философия выделяла 2 теории: 1)-материолизм (Демокрит) -душа и тело едины, нет различий между душой животного и человеком, 2) идеалисты (Сократ) -рассматривают душу не связанную с телом и имеющую божественное начало, душа бессмертна-передается. Медицина-появляются гипотезы подвергаемые имперической проверке. Задача объяснения развитием решается Аристотелем. Выделил 3 вида души: растительная (питание, размнож), животное (ощущение,желание), разумное (мышление, познание). 2 эпоха Средневековье 14-16вв. Медицина-запрещена, педагогика развивается в соответ .с необх .церкви, в основе лежит пед.опыт. философия-Фома Аквинский-ввел понятие действительности и возможности, бытие может быть единожды, т.е. у каждого свое существование. 3 эпоха-Возрождение 17в. Поворот к идеи развития, задачи обучения и восп.решаются на основе опытной проверки гипотиз. Решаются проблемы прогностического этапа. Я.Каменский-принцип природосообразности и предложил периодизацию развития 4 этапа по 6 лет(0-6 детство,6-12-отрочество, 12-18-юн.18-24-возмужалость) обучение должно идти в соотв.свозр-м.философия-Локк-требовал импирических исследований-ребенок не маленький, взрослый. Декарт-ввел понятие рефлекс, рефлекторные дуги-принадлежит идея развития как основного закона бытия. Спиноза-субстанции-есть причена самоё себя.развитие порождает сам человек.Медицина. Гарвей откр.сис-у кровообр-я. 4 эпоха Просвещение 18вв. Педагогика Руссо-принцип природосообр., воспитане не должно идти в разрез с развитием. Геттенс-написал книгу о разв.ребенка на опр.этапе. ввел метод наблюдение позже лонгитюдный(0-3) Пестолоций –воспит. Должно формировать личность ребенка, выдвинул идею дефферинц.обучения(физ.,труд, нравс, умственное). Медицина-гальваний-открыл кожно-гальванические реакции, наличие электрических реакций, исследование нервн.сист-ы. кабанис-сознание, ф-и мозга, изу-е мозга, все идет с созн-я. 19вв.Педагогика-Гербарт-ввел понятие ассиация перцепции, аперцепция-восприятие: 1-ясность(предмет), ассоциация(сравн.с чем-либо), система(вкл.всист.знанийимеющ.), метод(применяет в дальнейшем). Дистверг-ввел понятие-культуросообразности-воспит, социум и, общество. Философия-гегель-разрабатывал диалктическую теорию, синтез, закон отрицания. Он разраб.систему категорий из анализа взаимодействия  которого можно выводить законы бытия. 5 эпоха Новое время 20вв. отечественные психологи Выготский, Ананьев, Запорожец, Божович, Лисина и др., зарубежн. Пиаже, Фрейд, Скинер, Эриксон, Эльонин. Несмотря на значительные результаты исследования единого понимания «развития нет», вместо этого есть множество теорий которые противоречат друг другу.

 

 

  1. Биогенетичекие концепции развития психики

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др. Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. Естествоиспытатель Э. Геккель и нем физиолог И. Мюллер  сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Теория Аристотеля – энтелехия – некое внутреннее генетическое ядро, которое неким образом поворачивается – человек развивается.

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости  в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции. Теория трех ступеней развития Бюлера: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие» (дрессура), являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.     Гитченсон выделил 5 периодов развития культуры, соотнеся их с развитием ребенка. период дикости – ребенок тащит все в рот, копание в земле (0-5 лет), Период охоты – страх к чужим, детские шайки, игры (4-9-12 лет), Период пастушества- любовь к животным, строит шалаши (9-12-14 лет), Период земледельчества – любовь к садоводству (9до 16 лет), Промышленно-торговый период – деньги, интерес ко взрослой жизни (пик в 18-20 лет).

 

  1. Социогенетические концепции психического развития человека.

Крайним проявлением  противоположного биогенетического подхода к развитию психики ребенка является социогенетический  подход. Его истоки — в идеях  философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с  душой чистой, как белая восковая доска. На этой доске воспитатель  может написать все, что угодно, и  ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят  видеть взрослые.

     Отождествление  научения и развития. Другой подход  к анализу проблемы развития,– это направление в американской психологии, (бихевиоризм).Уотсон, Торндайк, Скиннер, Халл и др. Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года -это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия - результат научения, они не врожденны.

Влияние оказали работы И.П.Павлова (его идея о приспособительной  деятельности всего живого). Считается, что принцип условных рефлексов  послужил толчком к разработке новых  концепций. И.П. Павлов доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Американские учёные восприняли феномен условного рефлекса как элементарное явление, доступное анализу. 1 – ассоцианистическая концепция Дж. Уотсона (1878-1958).Как следствие – внимание учёных привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативно-реактивной связи. Возникла концепция научения, где главный акцент сделан на подкреплении. Концепции Э.Торндайка и Б.Скиннера(1904-1992). В них отразились ответы на вопрос: зависит ли научение (т.е. установление связи между стимулом и реакцией) от таких состояний как голод, жажда, боль. Согласно бихевиористической теории, человек таков, каким он научается быть. Многие считают, что человек «учится вести себя» всю жизнь, но не выделяют этапов, периодов. Вместо этого – 3 типа обучения: классическое обуславливание, оперантное обуславливание и обучение посредством научения.

Классическое обуславливание – простейший тип обучения (Дж. Уотсон), в процессе которого используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении. Они являются врождёнными. Т.е. ребёнок автоматически реагирует на внешние стимулы, затем учится таким образом реагировать на отличающиеся от них. Оперантное обуславливание: подкрепление – стимул, увеличивающий вероятность повторения реакций, форм поведения.Накакзание – стимул, заставляющий отказаться от вызывающих его действий и форм поведения. Дополнения внёс А.Бандура, считая, что гораздо чаще в жизни происходит обучение посредством наблюдения. он считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания; подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить сформированное поведение. И  установил, что процедура визуального научения особенно эффективна для усвоения нового социального опыта.

   Т.о., Бандура признает  роль когнитивных процессов в  становлении и регуляции поведения  на основе подражания. У ребенка  в результате наблюдения поведения модели строятся "внутренние модели внешнего мира". Важное место занимают понятия "саморегуляция", "самоконтроль" и "самоэффективность".

 

6. психоаналитические теории и  модели развития психики человека

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"