Шпаргалка по "Психологии общения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

1 Понятия: функции, виды общения
2 Коммуникативная сторона общения монологическая и диалогическая коммуникация
3 Коммуникативная сторона общения :вербальная и невербальная коммуникация
...
23 Коммуникативная компетентность
24 Характер и динамика общения педагога с ребенком на разных возрастных этапах

Файлы: 1 файл

1Понятия.doc шпоры Надя.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

1Понятия: функции, виды общения

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Общение всегда рассматривалось  как полифункциональный процесс.

Можно выделить пять основных его функций 

 

В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности

Большая роль принадлежит формирующей функции общения. Общение ребенка и взрослого — это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения.

Функция подтверждения в процессе общения дает возможность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего шизофрении.

Организация и поддержание межличностных  отношений для любого человека связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и на деловое общение.

Внутриличностная  функция рассматривается как универсальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

 

Виды общения

 

В зависимости  от особенностей общения,  выделяют различные его виды:

По контакту с собеседником общение может  быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное  общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может  быть межличностным или массовым.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение наблюдается   на   митингах,   собраниях,   демонстрациях,   во   всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

 

 

 

2 Коммуникативная сторона общения монологическая и диалогическая коммуникация

 

 

По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа: диалогическое и монологическое

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое  общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным.

 

Императивное  общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована.

 

Манипулятивное  общение — форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

 

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личностную.

 

В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

 

Личностное  общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

 

Общение может быть кратковременным  или длительным в зависимости  от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Коммуникативная сторона общения  :вербальная и невербальная коммуникация

 

Обмен информацией  может происходить посредством  вербального и невербального взаимодействия:

 

- вербальное общение происходит посредством речи,

- невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

 

В структуру речевого (вербального) общения входят:

Значение и  смысл слов, фраз. Разум человека проявляется в ясности его речи. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

Речевые звуковые явления:

- темп речи (быстрый,  средний, замедленный), модуляция  высоты голоса (плавная, резкая);

- тональность голоса (высокая, низкая);

-  ритм (равномерный,  прерывистый);

-  тембр (раскатистый,  хриплый, скрипучий);

-  интонация, дикция  речи.

Выразительные качества голоса:

- характерные специфические  звуки, возникающие при общении:  смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи;

- разделительные звуки – это кашель;

- нулевые звуки –  паузы.

Невербальные компоненты поведения включают в себя жесты, позы, мимику, запахи, интонации и  некоторые другие, более сложно считываемые,  которые изучают различные науки.

Кинестика изучает  внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела (позы, осанку, поклоны, походку).

Таксика изучает  прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание.

Проксемика  исследует расположение людей в  пространстве при общении. В человеческом контакте выделяют несколько зон. Это интимная зона (15-45см), личная или персональная (45-120см), социальная зона (120-400см), публичная зона (свыше 400 см).

 

 

 

 

 

4 Активное  слушание

Слушание —  процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и  приписывания им значения.

 

Активное слушание предполагает: заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я вас понял, что...?» (со знаком вопроса в конце фразы), адекватную обратную связь.

Активное слушание применяется  при обмене информацией, ведении  деловых переговоров, получении  инструкций и т.п.

Если вы имеете дело с  человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, то лучше использовать пассивное слушание.

 

Процесс активного  слушания предполагает сосредоточение, понимание, за поминание, оценку и реагирование .

Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего множества достигающих наших органов чувств.

Иначе говоря, выделение «фигуры из фона», то есть того главного, что нас интересует в данный момент. Мы можем повысить эффективность внимания: приготовившись слушать; полностью переключаясь с роли говорящего на роль слушателя; дослушивая до конца, прежде чем ответить; приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.

 

Понимание — это точная расшифровка поступающей информации путем присвоения ей правильного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях.

 Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Каждый слышит то, что понимает. Например, взрослый не всегда понимает ребенка, и это связано с тем, что у ребенка еще не сформировано понятийное мышление.

 

Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важную роль для сохранения содержания услышанного.

С вами, вероятно, не раз  случалось, что вы не могли вспомнить  имя человека, который был представлен вам несколько минут назад. Для улучшения процесса запоминания важно использовать такие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

 

Анализ или критическое слушание — это процесс определения, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация.

Если вы не сумеете  критически выслушать сказанное, можете неосмотрительно согласиться с определенными идеями или планами, которые не соответствуют вашим ценностям и помешают достижению ваших целей или введут других в заблуждение. Вы слушаете критически, когда: задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; обоснованна ли связь между умозаключением и доказательствами; нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.

 

Реагирование предполагает адекватную реакцию слушающего на вербальном и невербальном уровнях.

Эмпатическое  реагирование дает людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.

 

5 Психологические  приемы ведения беседы

Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.

Прием «ухода» уклонение  от борьбы: если затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения. Пример «ухода» - просьба отложить рассмотрение проблемы, перенести на другое время или просто проигнорировать ее.

Прием «выжидания» - используется, когда хотят затянуть переговоры чтобы прояснить ситуацию, получить информацию партнера и умолчать о своей позиции. Разновидность этого приема «салями - медленное, постепенное приоткрывание собственной позиции по аналогии с нарезанием тонкими кусочками колбасы "салями".

Прием выражения согласия или несогласия. – способ подчеркивания общности или различий с высказываниями партнера.

Прием «пакетирования»  или «увязки» - состоит в том, что обслуживается целый комплекс предложений.

Прием - разделить проблему на отдельные составляющие - не пытаются решить проблему целиком, а выделяют в ней отдельные компоненты. Соглашения могут быть частичными; применяются при урегулировании конфликтов.

Прием блоковой тактики  – заключается в согласовании своих действий с партнерами, выступающими единым блоком.

Прием завышения требования - запрашивается больше, чем необходимо.

Прием ложные акценты – демонстрируется большая заинтересованность в решении вопроса, которой не является первостепенными.

Прием открытие позиции - партнеру дается информация о той позиции которую вы намерены открыть.

Прием сюрприз – неожиданность, принимается то предложение партнера, которое по всем расчетам не должно быть принято.

Прием ультиматум – либо вы принимаете наше предложение, либо мы уходим с переговоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Правила убеждения

 

1 Правило  Гомера Из этого правила следует, что слабыми аргументами лучше не пользоваться: выявив их в процессе подготовки, не пользуйтесь ими для убеждения.

2 Правило  Сократа Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да

3  Убедительность  аргументов в значительной степени  зависит от имиджа и статуса убеждающего Одно дело, когда убеждающий — человек авторитетный, уважаемый, другое — когда незначительный, не принимаемый всерьез. Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в какой-либо сфере деятельности, образованность, признание заслуг окружающими, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе с ним — и вес его аргументов. Поддержка уважаемого лица также повышает убедительность.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии общения"