Шпаргалка по "Психологии мышления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии мышления"

Файлы: 1 файл

мышление и речь.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

 

Ответы на вопросы  к экзамену "Психология мышления".

4 курс. в\о. 2000 г.

Преподаватель - Васильев

 

  1. Объект и предмет. Критерий выделения объекта

М. - высшая ф. психического отраж-я, познания объективной действительности. М - активная познавательная деят. субъекта, необх. для его полноценной ориентации  окруж. пр-ве. В узком смысле м - процесс  решения задач. В отличии от непосредственно - чувственных ф: понятия. В них отражаются определ. классы предметов, родственных признаку и обобщение которых и является понятием. Предмет по Леонтьеву: мышление - высшая ступень познания. М. полиморфно (не сводимо к определенным типам). Второе положение - общность строения внеш. практической деятельности и деят. мыслительной. Рубинштейн: предмет психол. исследования мышления есть процесс (деятельность). Оно развертывается во времени и вкл. в себя определенные фазы и оно являтся кот. проявлением активности субъекта, т.е. направленно на отражение внешнего  мира мышления и является выражением определенной активности субъекта. Гальперин: психология изучает не все м.  - а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление. Уильямс: м- способность ориентироваться в новых для нас данных опыта. Дункер: м -  процесс, кот. посредством инсайта проблемной ситуации (S, P) приводит к адекватным действиям (P). Пиаже (природа мышления):  всякое поведение возникает только в случае если возникает потребность в действии, т.е. если произошло нарушение равновесия между средой и организмом и тогда действие направлено на установление этого баланса. Т.о. поведение есть обмен субъект - внешняя среда. Интеллект - гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения (или это система наиболее жизненных и активных операций).

  1. Характеристика субъекта мышления

Мотивация - главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. 2 групп мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности (задача решается ради достижение результатов, не связ .с познанием объекта) и внутрен. Мотивация необходимое условие для развертывания мыслительной деят. по реш-ю задачи, но она может быть разной: на 1 полюсе - внешняя, а 2... Задача на мышление всегда предполагает затруднение. Как только человек с ним сталкивается у него актуализ . новая потребность и внешняя добавляется внутренней . Деятельность по реш-ю задачи полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, нах. в иерархически отношениях Þ акт принятия задачи - есть связывание ее с группой мотивов, т.е. к внешним добавл. внутренние и наоборот. Этот момент актуализ. новой познавательной деят. связ. с возник. проблемн. сит. (см. 4). Мотивы - не просто условия развертывания актуальной мыслительной деят, но и фактор, вл. на ее продуктивность (задание «мы исслед. одаренность» по сравнению с «решите задачу»: в первом случае повышалась продуктивность решения). Решаемая задача вызывает отношение субъекта к ней, имеет для него личностный смысл. Отношение может различаться по модальности (+ / -); по форме выражения (верб/нев); по хар-ру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям).  Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы (установки).    

  1. Методы изучения мышления

Основным является объективный  путь исследования. Здесь  применяют  все основные методы сбора эмпирич. материала: 1) мет. наблюдения: например  набл. за игровой деятельн. р-ка, можно  констатировать какой тип игр  исп. р-ком и  Þ степень развития его образного мышления. Оно проводить целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов. 2) мет. эксперимента: обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в спец. условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса ... Естественный и лабораторный, которые в совю очередь, делятся на формирующие (ориентированные на операц-технич. и потребностно-мотивац. стороны) и констатирующие. 3) мет. беседы: позволяет выявить отношение к решаемой задаче, представления о собственных мыслительн. процессах, оценку собственных мысл. возможностей. + анкетирование. 4) изучение продуктов деятельности: не только анализ словесно-речевой продукции в разных видах, но и конкретных предметов, анализ открытий. Тесты - способности интеллекта; задачи на мышление - личностные особенности ...

4. Понятие «задача» и «проблемная  ситуация» (п.с.) 

Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, кот. относ. к разным сферам жизни, могут возник. по ходу выполнения деятельности. Задача выступает здесь как объект, предмет мыслительной деятельности. Она имеет опред. объективную структуру, одним из параметров кот. является сложность. В каждой задаче выдел. требование и условие. При характеристике условий, определяющих деятельность по решению задачи исп. признаки: а) привычность-непривычность; б) характер представленности условий; 4)степень выделенности в ситуации «существенного отношения». Условия задачи и их параметры: а) элемент ситуации. Ситуация состоит из дискретных элементов, которые могут нах. в разл. отношениях (пространственные и функциональные). Эти отношения определяются правилами преобразования ситуации. б) решение задачи: - часто закл. в выборе опред. элемента и действия с элементом. Þ характеристика объективной свободы выбора (то из чего может быть сделан выбор). в) Заданный ситуацией набор альтернатив преобразования ситуации характеризуется числом правильных. г) Каждый элемент ситуации обладает определ. объективным значением, выр. в сис-ме взаимоотношений его с другими. г) Функциональные значения в сит. обладают разной ценностью и тоже относится к изменениям ситуации. Мотивация необходимое условие для развертывания мыслительной деят. по реш-ю задачи, но она может быть разной: на 1 полюсе - внешняя, а 2... Задача на мышление всегда предполагает затруднение. Как только человек с ним сталкивается у него актуализ . новая потребность и внешняя добавляется внутренней . Деятельность по реш-ю задачи полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, нах. в иерархически отношениях Þ акт принятия задачи - есть связывание ее с группой мотивов, т.е. к внешним добавл. внутренние и наоборот. Этот момент актуализ. новой познавательной деят. связ. свозник. проблемн. сит. (см. 4). «Задача» переходит в «пробл. сит.» если ранее применявшиеся методы не ведут к достижению рез. Однако чаще бывает наоборот - сначала пробл. сит, а затем на ее основании формируется задача. Матюшкин: псих. структура п.с. вкл - а) познават. потребность, побужд. человека к интел. деятельности; б) неизвестное достигаемое знание (предмет потребности); в)интел. возможности, опред. диапазон возникновения п.с. П.с. не возн. если наличные знания человека не позволяют понять поставленное перед ним задание. 3-х мерная модель основных планов п.с. основана на понятиях степени трудности, этапы становления действия, структурные компоненты действия.   

  1. Творческое (т.м.) и нетворческое мышление: проблема критериев

Т.м. - мышление, результатом которого является открытие принципиально  нового или усоверш. решения решения  задачи. Для не-т.м. характерен: конформизм; внутренняя цензура; ригидность; желание  найти ответ немедлено и чрезмерно  высокая мотивации (Линдсей, Холл). Для т.м. характерно: а) продукт мыслит. деят. обладает новизной и ценностью; б) мыслит. процесс также отличается новизной и требует отказа или преобразования ранее принятых идей; в) --- « --- характ. наличием сильной мотивации и устойчивости, проеткая либо в теч. значит. периода либос большой интенсивностью. Т.о., т.м., можно определить как вид мышления, характ. новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы. Например - латеральное мышление.

  1. Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи.

7. Представление  о процессе творчекого  мышления в концепции Пономарева. Роль прямого и побочного продукта в процессе решения задачи. 

Автор взял в качестве исходного  факта неоднородность предметного  действия: в результате успешного (целенапр) действия получаем результат, соотв. предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), и результат, кот. не  был предусмотрен в сознательной цели (т.е. являлся побочным продуктом). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась у Пономарева в проблему взаимоотнош-я этих продуктов. Побочный продукт действия также отражается субъектом, но оно не представлено в форме сознания. Он складывается под влиянием тех конкретных св-в вещей и явлений, кот. вкл. в действие, но несущественны сточки зрения его цели. Опыт: даны 4 точки и нужно провести через них 3 прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы он возвратился в исходную точку. Перед этим давалась наводящая задача, которая оставалась на уровне побочного продукта и не всегда помогала реш-ю второй задачи. Перевод побочного продукта в прямой (т.н. переориентировка) возможен в случае когда подсказка предваряет основную задачу, да и то не всегда. Факторы, способств. переводу: простота стимульной и выставляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, кот. выполняется подсказка; обобщенность способа, в котором преобразуется побочный продукт. В этих исследованиях  уточняется представление о мышлении как ориентировки, с которой  связано выделение собственно псих. аспекта исследования. Ориентировка здесь дифференцируется на опирающуюся на отражение прямого продукта действия  и ... В первом случае человек уверен в успехе реш-я и способен дать правильный отчет в своих действиях, а во втором нет.      

  1. Исследование процессуальной стороны мышления у Рубинштейна.

Предмет психол. исследования мышления есть процесс (деятельность). Оно развертывается во времени и вкл. в себя определенные фазы и оно являтся кот. проявлением активности субъекта, т.е. направленно на отражение внешнего  мира мышления и является выражением определной активности субъекта. Он разделяет логические операции (анализ и синтез) и соотв. Y  процессы (взаимод. услов. и треб. задачи). Основной процесс мышления при решении задачи  - анализ (условий задачи) через синтез (соотнесения их с требовниями). С пониманием м. как процесса связ. понятие переноса (применение сложившегося у человека  и закрепленного в виде навыка способа  действия в новых условиях, при решении аналогичных задач) Для этого переноса необх. чтобы анализ через соотнесение с требованиями задачи вычленил собственно условия задачи из различных приводящих обстоятельств, в которых они сначала выступают. Невозможность переноса объясн. отсут. такого анализа и Þ недост. обобщенности реш-я задачи. С переносом решения из одной и той же задачи в разные условия связан перенос реш-я в однородн. задачах. Исследования показали, что перенос будет только в случ. когда обе задачи соотносятся и вкл. испытуемым в процесс аналитико-синтет. деят. Опыт: задача с решением вслух. Доказать равенство треуг. АВО и ОСД, заключенных между диаг. трапеции (решение в выделении треуг. АВД и АСД с помощью трапеции ВЕ). Перед этим - вспомог. задача. Протоколы показали, что при анализе условий основной задачи,  люди выделяют элементы, кот. были исп. во вспомогательной. При предъявлении задачи на ранних этапах анализа основной задачи испытуемые решают вспомог. как самостоятельную задачу, а обобщение происходит в ходе дальнешего соотнесения требований. При предъявл. на поздних этапах обобщение - уже  в ходе решения вспомаг., сразу (т.е. она не является самостоятельной, а рассматр. в связи с основной). Т.о. от степени проанализированности  основной задачи зависит то, как  именно соверш. обобщение и перенос, к которому приводит обобщение: постепенно, развернуто или сразу. Þ от анализа основной задачи зависти, когда и как совершается обобщение.

  1. Мышление как ориентировчно-исследовательская деятельность (т. Гальперина о планомерн. формировании умственных действий)

Псих. деят. есть результат перенесения  внешних материальных действий в  план отражения (восприятия, представлений  и понятий). Процесс этого переноса совершается черед ряд этапов, на каждом из которых происходят системные преобразования по 4-м первичн. свойствам челов. действия. Каждое из этих св-в имеет ряд параметров. По каждому параметру наличное действие характеризуется показателем, сочетание которых по всем параметрам характеризует наличную форму действия. Полноценное действие не может сложиться без опоры на предыд. формы того же действия и  Þ его исходную форму. Свойства/параметра чел. действия относятся к уровню действия: а) с материальными предметами, в громкой речи и в уме. б, в, г)определяют кач-во: чем оно выше, тем больше обобщений, сокращений действия. Процесс формирования умств. действия: 1) всякое обучение  новому действию предполагает ознакомление с заданием. Усвоение действия = умению повторить его с новым материалом и заново полуть из этого материала указанный продукт. Для этого задание должно содержать не только указание на образец, но и сопровождаться разметкой, позв. правильно выполнить с ним указанное действие. Действие сначала разбивается на такие операции, кот. по силам, приспособлены к наличным знаниям. Такая разметка составляет суть первого этапа - ориентировочная основа деят. 3 типа основ: а) образцы без указаний как выполнить действие ; б) с ними; в) на первое место - планомерное обучение  анализу, кот. позволит выделить опорные точки, условия прав. выполнения, по которым затем формируется дейст. 2) Выполнение. Развернуть действие - это показать все его операции в их взаимн. связи. Обобщить его - это выделить из многообразных св-в его объекта, те свойства, кот. нужны для  его выполнения. Только при разв. и обобщ. действия подлинное содержание его становиться понятно человеку Þ если достигается, то обратный процесс - свертывание. 3) Свертывание - перенесение действия в план громкой речи без опоры на предметы (речевое выполнение действ) Преимущ. реч. действия - создает новый предмет - абстракцию. 4)Перенесение громкоречевого действия во внутренний план Þ свободное проговаривание действия целиком про себя.

  1. Выделение стадий процесса решения задач в разных школах.

Зельц (Вюрцбюргская школа) фазы в решении задач: образование общей задачи, главное звено кот. состоит в выделении предметных отношений между элементами. Þ образуется проблемный комплекс в котором: выделены характеристики известного; определено место неизв; выделены отношения между данным и искомым. Образование общей задачи состоит в создании определенной схемы, в которой искомое характеризуется, через место, занимаемое им в комплексе. Антиципируемое искомое - если бы искомое вообще не было известно Þ оно не могло быть найдено Þ неизвестное получает косвенное определение через отношение к известному. Постановка цели Þ актуализация общих интел. операций, пригодных для осущ. цели. Основные интеллект действ: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства.     

Дункер: мышление  - процесс, кот. посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации (S,P) приводит к адекватным действиям (М). Этапы: постижение проблемной ситуации, как целой, несущей в себе конфликт Þ проникновение в конф. условия пробл. сит. Þ принятие функционального решения Þреализация функцион. реш-я (что действит. нужно для реализации). 

Вудсворт: этапы творческого мышления: 1) подготовка;  2)созревание - бессознательная работа над проблемой в теч. периода направленности  внимания на др. вопросы; 3) вдохновление; 4) проверка истинности.

+ см. 9, 8

  1. Исследование мышления как деятельности.

Леонтьев: мышление - процесс отражения  объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Изучение особенностей мыслительной, умственной деят. - задача науки о  мышлении. В отличии ????????????

 

  1. Осознаваемое и не- в мыслительной деятельности.

Вудсворт: этапы творческого  мышления: 1) подготовка;  2)созревание - бессознательная работа над проблемой в теч. периода направленности  внимания на др. вопросы; 3) вдохновление; 4) проверка истинности. Пономарев взял в качестве исходного факта неоднородность предметного действия: в результате успешного (целенапр) действия получаем результат, соотв. предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), и результат, кот. не  был предусмотрен в сознательной цели (т.е. являлся побочным продуктом). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась у Пономарева в проблему взаимоотнош-я этих продуктов. Побочный продукт действия также отражается субъектом, но оно не представлено в форме сознания. Он складывается под влиянием тех конкретных св-в вещей и явлений, кот. вкл. в действие, но несущественны сточки зрения его цели. Опыт: даны 4 точки и нужно провести через них 3 прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы он возвратился в исходную точку. Перед этим давалась наводящяя задача, которая оставалась на уровне побочного продукта и не всегда помогала реш-ю второй задачи. Перевод побочного продукта в прямой (т.н. переориентировка) возможен в случае когда подсказка предваряет основную задачу, да и то не всегда. Факторы, способств. переводу: простота стимульной и выставляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, кот. выполняется подсказка; обобщеность способа, в котором преобразуется побочный продукт. В этих исследованиях  уточняется представление о мышлении как ориентировки, с которой  связано выделение собственно псих. аспетка исследования. Ориентировка здесь дифферинцируется на опирающуюся на отражение прямого продукта действия  и ... В первом случае человек уверен в успехе реш-я и способен дать правильный отчет в своих действиях, а во втором нет. Феномены бессознательного часто приобретают в сознании форму установок. Опыты Лачинса: давалась последовательность арифм. задач определенного уровня сложности. Затем неожиданно давали более легкие задачи. Испытуемые делавшие сначала > сложн. задачи решали их более сложн. путем. Элиан исходя из теории Узнадзе, называет установки -  склонность, направленность, готовность субъекта к совершению определенной деятельности, могущей удовлетворить его потребность, как предуготовленность к совершеню опред. деят. Эливан выделяет фиксированную и динамическую устан. Своеобразие возникновение установки в проблемной сит. закл. в том, что субъективным фактором установки является гностическая потребн, а объективн. - сутуация, которая еще не дана полностью. Специф. челов. психики- осознание действительности и себя как субъекта, нах. во взаимоотношениях с этой действит. (акт объективации). Взаимоотношение установки и образного мышления (Натадзе) - опыт аналогичный Узнадзе (разные шары давали в руки), но здесь все это нужно было вообразить. Возникновение установки здесь зависит от отнош. человека к представляемому. Райков применял постгипнотическое внушение при решении мыслительных задач.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии мышления"