Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"
1.Предмет психологии личности.
Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое.
В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
А.Г.Асмолов определяет содержание предмета психологии личности следующим образом:
*взаимодействие биологических и средовых факторов, направляя
их ход личностного развития;
*психические процессы и механизмы, которые
в течение всей жизни человека *взаимодействуют
с биологическими и социальными процессами,
поддерживая непрерывное ощущение личной
идентичности и индивидуальности;
*межиндивидуальные различия, т.е. поведенческие
тенденции и черты, характеризующие человека
и отличающие его от других людей;
*внутриличностная согласованность, т.
е. функционирование отдельных психических
процессов как согласованных систем.
Предмет психологии личности - исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.
2. Аспекты изучения человека как элемента различных систем.
Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
Выделяют следующие аспекты изучения человека как элемента различных систем:
• структурно-функциональный (биологический).
• системно-исторический (общественный).
3. Цели и задачи психологии личности
Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни (Л. Хьелл, А. Зиглер, 1997).
В задачи психологии личности входит:
• Исследование общего и частного в проявлении личности.
• Изучение структуры личности.
• Изучение механизмов развития личности.
• Изучение закономерностей развития личности.
• Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.
4. Понятие развития личности.
Термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций
Область развития: Физическая, Когнитивная, Психосоциальная
5.Соотношение среды и наследственности: теории детерминации личности.
Существует три концепций двойной детерминации развития личности человека:
• теория конвергенции двух факторов. В. Штерн, предложивший эту теорию, считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т. е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения, т. е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению нового состояния личности;
• теория конфронтации двух факторов. З. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности.
• концепция взаимодействия двух факторов. Человек – существо социально-генетическое. И это связано не только с тем, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза.
Концепция взаимодействия двух факторов объясняет развитие личности как процесс активной и пассивной адаптации к социально-экономической ситуации.
6. Использование категории деятельности при анализе развития личности: личность причина себя.
Категория «деятельность» определяется как динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с миром, имеющая иерархическую структуру.
Структура деятельности состоит из:
• цели,
• мотива,
• способа действия,
• результата.
Цель для личности это личностно-переработанные потребности. Объект – цель, ставшая субъективной. Мотив определяется как психическое явление, становящееся осознанным побуждением к определенной деятельности. Таким образом, мотив – это определенная потребность. Мотивы могут быть случайными, ситуационными, общими, динамическими. Способ выполнения определяется целью и мотивами и включает в себя знания, умения, навыки, результат. Способы осуществления действий – операции. Деятельность раскладывается на действия – элементы, при выполнении которых достигается элементарная неразложимая цель.
Закон взаимодействия личности и деятельности:
Личность проявляется в деятельности, которая является ее причиной, но формирование личности – ее следствие, а как фактор ее формирования – причина.
7. Социализация личности.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Социализация – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.
Признаки социализации:
• человек обогащается общественным опытом;
• индивидуализируется;
• становится личностью;
• приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.
Три аспекта социализации:
1) индивидуализация (процесс движения от интерпсихического к интрапсихическому, индивидуальному);
2) интимизация связана с проблемами самосознания;
3) производство внутреннего плана сознания (процесс переноса внешнего во внутренний план, материального – в идеальный).
8. Поведение. Личностное поведение.
Поведение представляет
собой целенаправленную систему
последовательно выполняемых
Характеристики поведения:
• общественно обусловлено;
• сознательно;
• имеет цель;
• произвольно;
• созидательно;
• носит характер деятельности.
Единицами поведения являются поступки .
Личностное поведение – это поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, а, с другой, их прямым или опосредованным признанием или непризнанием.
Поведение индивида всегда носит характер переживания.
Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.
9. Переживание как деятельность личности.
Поведение индивида всегда носит характер переживания.
Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.
Существуют четыре ключевых понятия, которыми описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис .
Стресс — состояние психического напряжения, возникающие в ответ на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.
Фрустрация эмоциональное состояние, вызываемое объективно неопределёнными трудностями, возникающими на пути к достижению желаемой цели. Барьеры, препятствующие достижению цели можно разделить на внешние и внутренние. Т. Дембо называла внутренними барьерами те, которые препятствуют достижению цели, внешними – те, которые не дают субъекту выйти из ситуации.
Виды фрустрационного поведения:
• двигательное возбуждение,
• апатия,
• агрессия и деструкция,
• стереотипия (повторение в разных ситуаций одних и тех реакций, моделей поведения),
• регрессия (форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития).
Конфликт – столкновение противоположно направленных феноменов.
Различают два вида конфликтов:
1) столкновение внутренне противоположных, противоречивых по содержанию тенденций;
2) столкновение тенденций, несовместимых не принципиально, а лишь по условиям места и времени.
Кризис – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т. д.
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии переживания кризиса:
• первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы;
• рост напряжения в условиях безрезультатности решения проблемы;
• еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
• повышение тревоги, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.
Переживания делятся на удачные и неудачные и в зависимости от этого определяется их исход.
10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности
Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?».
Мотивация трактуется в двояком смысле:
• как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение. Сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое;
• как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Мотивация связана с побудительной стороной д-ти и поведения личности. Кроме побудительной, выделяют регуляционную сторону, которую обеспечивают познавательные психические процессы, темперамент, характер, эмоции, воля.
Мотивация м.б. внутренней
(связана с личностными
11. Современные исследования личностной мотивации
В последние годы широкое распространение на Западе получила теория мотивации, предложенная S. Harter. Разработанные ею положения опирались на более раннюю модель мотивации White, описывающую мотивационный конструкт, в основе которого лежит стремление идивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Это стремление, по мнению S. Harter, является внутренней неотъемлемой чертой личности, связанной напрямую с получением удовольствия от выполнения какой-либо деятельности. Такая мотивация была названа интринсивной в противоположность экстринсивной , возникающей в ответ на воздействие внешних факторов. S. Harter доказала, что мотивация не может рассматриваться как односторонний конструкт, а включает в себя два компонента: собственно мотивационный и информационный, связанный с получением знаний. По мере интернализации этих знаний наблюдается сдвиг в мотивационной направленности в сторону интринсивной мотивации, которая является наиболее предпочтительной для достижения высоких результатов.
12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в отечественной
и зарубежной психологии
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Личностное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с личностью
Самосознание – высший уровень развития психики ч-ка, заключающийся в осознании и оценке ч-ом своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе.
Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мира, познание своего внутреннего мира. Важным фактором формирования отношения ч-ка к самому себе явл. др. люди. Самосознание формируется в результате общения с др. людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия возникают такие образования самосознания, как профессиональное, религиозное и национальное самосознание.
Самосознание личности выражается в её Я-концепции.
Я-концепция – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с др. людьми и относится к себе.
Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;