Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит вопросы и ответы к экзамену по дисциплине "Психология дошкольного возраста".

Файлы: 1 файл

Doshkolniki.docx

— 68.21 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену

 

  1. Роль деятельности в развитии ребенка в период дошкольного детства.

Деятельность  – регулируемая сознанием, активность субъекта, в ходе которой происходит достижение поставленных целей, и удовлетворяются потребности.

Детская деятельность – форма, представляющая собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Различают две формы деятельности: внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних).

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый  словом действует на ребенка,  побуждая что-то сделать;

2) ребенок  перенимает способ обращения  и начинает воздействовать словом  на взрослого;

3) ребенок  начинает воздействовать словом  на самого себя.

Экстериоризация (от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека.

Виды деятельности: Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.  
   Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта.

Разные виды деятельности влияют на развитие ребенка. Главные изменения  в его психике происходят под  влиянием ведущей деятельности.

Признаки  ВД: в рамках ВД возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в ВД формируются и перестраиваются отдельные психические процессы, от ВД зависят наблюдаемые в этот период изменения личности.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

  1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
  2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
  3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Сдвиг Мотива На Цель

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор  А.Н. Леонтьев - . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

Закон периодичности по Эльконину

 

"К каждой точке своего  развития ребенок подходит с  известным расхождением между  тем, что он усвоил из системы  отношений человек -- человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек -- предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".

 

Таким образом, каждый возраст характеризуется  своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой  преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы -- переломные моменты в развитии ребенка.

Субъектность как условия развития

2.Виды деятельности  в период дошкольного детства.

Ведущие:

 -непосредственно-эмоциональное общение (это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций. В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом. Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.)

предметно-манипулятивная деятельность (деятельность ребенка, содержанием которой являются предметные манипуляции. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам. П.-м. д. характерна для детей младенческого возраста, хотя наблюдается и у более старших детей. М.И. Лисина рассматривает П.-м. д. как ведущую деятельность второго полугодия жизни, на основе которой в конце первого — начале второго года жизни формируется предметная деятельность, выступающая в качестве ведущей в раннем возрасте.

Уровень развития П.-м. д. служит одним из важнейших критериев  успешности психического развития ребенка  во втором полугодии жизни. Основными  показателями уровня развития П.-м. д. являются: 1) количество видов действий- 2) численность  действий- 3) живость (количество действий, совершаемых ребенком в единицу  времени)- 4) уровень развития предметных манипуляций- 5) эмоциональная окраска- 6) степень включенности П.-м. д. в  общение со взрослыми.)

 

игра. (Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых. В своей игре дети используют различного рода предметы. Это не только игрушки, предметы, которые являются уменьшенными копиями предметов взрослого мира (ложечки, лопатки, вилочки и т.д.), но и предметы-заместители. Это полифункциональные предметы. И, по мнению Д.Б. Эльконина, дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Под сюжетом Д.Б. Эльконин понимает ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты достаточно многообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Указание на сюжет, отмечает Д.Б. Эльконин, еще не может характеризовать игру полностью, так как некоторые сюжеты могут встречаться и у младших и у старших детей. Простое указание на то, во что играют дети, еще не говорит о том, какую именно сторону действительности дети выделили в качестве основной.)

Неведущие: ощупывание, хватание (5-6 мес), соотнесение предметов (после 7 мес), функциональные действия, ситуативно-деловое общение (ведущая деятельность в первом полугодии жизни ребенка. Содержанием коммуникативной потребности в этом возрасте является удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный мотив. Взрослый выступает для ребенка источником внимания и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Средствами общения служат экспрессивно-мимические операции (взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация).

Продуктивная  деятельность, трудовая (учебная).

 

3.Предметно-манипулятивная деятельность и ее значение для развития ребенка.

ПМД - деятельность ребенка, содержанием которой являются предметные манипуляции. ПМД характерна для детей младенческого возраста, хотя наблюдается и у более старших детей. М.И. Лисина рассматривает пмд как ведущую деятельность второго полугодия жизни, на основе которой в конце первого — начале второго года жизни формируется предметная деятельность, выступающая в качестве ведущей в раннем возрасте. Уровень развития пмд служит одним из важнейших критериев успешности психического развития ребенка во втором полугодии жизни. Основными показателями уровня развития пмд являются: 1) количество видов действий; 2) численность действий; 3) живость (количество действий, совершаемых ребенком в единицу времени); 4) уровень развития предметных манипуляций; 5) эмоциональная окраска; 6) степень включенности пмд в общение со взрослыми. 7) соотнесение.

Основные  направления развития по Д. Эльконину:

Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям. Это, вопервых, развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения и, вовторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления 
предметного действия.

I. На первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется разделенное действие, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа.

II. Вторая существенная линия развития предметных действий линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства 
предмета, следовательно, неспецифически. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Например, ребенок понимает употребление ложки, но когда ест, берет ее ближе к рабочему концу, так что все содержимое ложки 
выливается. Наконец, ребенок овладевает способом употребления орудия, но на этом процесс развития предметного действия не заканчивается. 

Орудийные действия- складываются На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста - это особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением.( Малыш пытается есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой) Такие действия называют орудийными, т.к они предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определенного результата. Смысл орудийных действий ребенок не может понять самостоятельно, его открывает для него взрослый. И выполнить такие действия малышу бывает чрезвычайно трудно. Поэтому он постоянно обращается к взрослому за помощью или приглашает к совместной игре.

соотносящие это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. не пытается расположить их в определённом порядке. Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрёшки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определённом порядке – сначала собрать самую маленькую, а потом вложить её в большую.

 

  1. Игра как вид деятельности и ее значение для развития ребенка.

Игра  — это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного отношения ребенка к окружающей действительности.

Игра вызывает качественные изменения  в психике дошкольника, которые  обуславливаются психологическими особенностями игры. Среди последних  можно выделить:

Игровые действия носят знаковый (символический) характер. Игровые действия имеют  место только тогда, когда ребенок  под одним действием начнет подразумевать  другое. В этом состоянии принципиальные отличия игровых действий от манипулятивных с предметами, которая осуществляется как выполнение действий, показанных взрослыми. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними, так как с замещаемыми предметами. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, а целая спичка - мишкой.

В игровой деятельности ребенок  определяет себе ту или иную роль и  начинает действовать в соответствии с ней. Чаще всего ребенок берет  на себя роль взрослого: мамы, воспитательницы. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок считает  необходимым исполнить, исходя из роли, которую он берет на себя. Другие же дети ожидают, чтобы эти действия выполнялись правильно. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению  к участникам игры, выполняющими другие роли. Таким образом, в игре происходит усвоение ребенком отношений, существующих между людьми в процессе их деятельности.

Важнейшей характеристикой игры является сюжет. Именно отраженная в детских  играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Сюжет часто  зависит от возраста, так как у  старших дошкольников шире сфера  действительности, с которой они  сталкиваются.

Наравне с сюжетом игра характеризуется  содержанием, тем, что ребенок выделяет как основные моменты деятельности взрослого. В разном возрасте при  одних и тех же сюжетах дети выделяют разное содержание: в младший дошкольник в качестве содержания игры воспроизводят реальные действия взрослых людей с предметами. Для среднего дошкольного возраста основным содержанием игры являются отношения между людьми. Для старших дошкольников главным является подчинение правилам, вытекающих из взятой на себя роли.

Игра характеризуется наличием двух видов взаимоотношений - игрового и реального. Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как  партнеров, выполняющих общее дело (они договариваются о сюжете, выполняемых  ролях). Игровые взаимоотношения - отражают отношения по сюжету и роли. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"