Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:19, шпаргалка

Описание работы

1.Психология дошкольного возраста: предмет и задачи.
2.Принципы изучения психики ребенка.
3.Методы исследования психологии дошкольного возраста.
...
44.Психологическая готовность к школе.

Файлы: 1 файл

экзамен псих. дошк. возр..docx

— 140.18 Кб (Скачать файл)

1.Психология дошкольного возраста: предмет и задачи.

Психология — наука о душе. Душа в принципе наблюдаема и неизмерима. Очень трудно понять душу ребенка. Детская психология — наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте.Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза (историко-культурным развитием.)Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психи-ческой жизни. Изучение закономерностей психического развития ребен-ка составляет основной  предмет   детской   психологии . Ее основная зада-ча -- описать  и  объяснить особенности психической жизни ребенка накаждом возрастном этапе.Поэтому  детская   психология  является составной частью возрастной психологии , то есть науки, изучающей возрастные закономерности

психического развития человека. Но если возрастная  психология  охва-тывает все этапы жизни, включая зрелость  и  старость, то  детская  зани-мается только ранними возрастами (от 0 до 7 лет), когда развитие про-

исходит наиболее быстро и  интенсивно.Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь

возникает, -- это вопрос об относительной роли природных свойстворганизма и человеческих условий воспитания ребенка

 

2Принципы изучения психики ребенка.

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым  выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное - разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности  подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей  в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук., прежде чем приступать к изучению этого мира ребёнка, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических  функций и свойств, а также  особенности их проявления связаны  как с внешними, так и внутренними  причинами. Эти причины обусловлены  условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального  окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных»  детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя  состоит в том, чтобы понять причину  психологического факта, а значит, объяснить  его.

Принцип развития психики, сознания в  деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому  для изучения его психических  особенностей нужно организовать соответствующую  деятельность, например творческое воображение  можно зафиксировать в рисовании  или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется  в деятельности и как бы «руководит»  ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает  и изменяет сознание. Поэтому изучать  сознание можно опосредованно, через  изучение деятельности ребенка. Таким  образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального  и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка  индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок  осваивает речь, учится ходить, действовать  с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности  и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать  не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

 

3Методы исследования психологии дошкольного возраста.

Метод – это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные  результаты, наблюдение необходимо вести  регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и  изменения, происходящие в поведении  и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности  получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев  наблюдение за ребенком надо проводить  ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев  до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет  – один раз в полгода; в младшем  школьном возрасте – один раз в  год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более  непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием  и могут часто отвлекаться  от дела. Поэтому по возможности  следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную  игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его  истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент  проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности  и необходимые психологические  качества. Кроме того, включаясь  в эксперимент, ребенок действует  сиюминутно и спонтанно, поэтому  на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к  проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела

 

[1] , теста Векслера и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

 

 4Стратегии исследования психического развития.

Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и в конце концов понять его причину.

Для решения этих задач психологи  использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание Обе стратегии - наблюдение и констатирующий эксперимент - широко распространены в детской психологии. Но их ограниченность становится все более очевидной по мере того, как выясняется, что они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

В настоящее время интенсивно разрабатывается  новая стратегия исследования - стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

С помощью метода тестов в детской  психологии проведено очень много  исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок  как абстрактный носитель психологических  свойств, характерных для большей  части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода "поперечных" срезов. При таком  измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования  скрыты.

Заметив недостатки метода срезов для  изучения процесса развития, исследователи  дополнили его методом лонгитюдинального ("продольного") изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Это дало некоторое преимущество - появилась возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня.

Лонгитюдинальный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от недостатков. Получив две точки на кривой развития, все равно нельзя ответить на вопрос, что же между ними происходит. Этот метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизм психических явлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"