Шпаргалка по "Психолингвистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психолингвистике".

Файлы: 1 файл

Шпоры психолингвистика.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

1.Психолингв-ка  как отрасль психол-й науки.  Причины возникновения. Психолингвистика(ПЛ)-научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Объединение этих дисциплин в одну позволяет использ-ть понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической ф-ции чел-ка, формирующейся прижизненно. Причины возникновения:1.массовые травмы гол.мозга и необходимость восстановления речевых ф-ций.2. развитие СМИ. 3.Массовая миграция людей в годы первой и второй мировой войны.4.Потребность в кодировании и декодировании инф-ции. В 1953г. В США Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Ун-те Индиана был организован семинар, работой которого руководили психологи –Ч.Осгуд и Дж.Кэрол и литературовед и семиотик Томас Сибеок. Ученых интересовали идеи теории связи и информационного подхода.ПЛ второго поколения связана с именами психолога Дж.Миллера и лингвиста Н.Хомского. Трансформационная ПЛ изучает процессы не только овладения и употребления формальными языковыми структурами, но и формирует представления о воплощении в языковых формах содержательных интенций коммуникантов, для чего вводится понятие поверхностного и глубинного уровня порожения высказывания. Психолингвистика Н.Хомского антипсихологична: она сводит  психологические процессы к реализации в речи языковых структур.ПЛ третьего поколения сформировалась  в конце 1970гг. и связана в США с именами психологов Дж.Верча и Дж.Брунера; во Франции- Ж.Мелера, Ж.Нуазе и др. Исследуют психолингвистические процессы в контексте мышления, общения, памяти. ПЛ как теория речевой деят-ти(ТРД) возникла в ССР в сер.60-х г.ХХ века на базе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с сер. 1930-х годов в рамках психологической школы Л.С.Выготского и связанного с именами А.Н.Леонтьев, А.С.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др. Основы теории речевой деятельности были сформулированы в работах А.А.Леонтьева. Основная черта теории –ее психологическая ориентация, в ней речь трактуется как активная и целенаправленная речевая деят-ть. Единицей анализа явл.элементарное речевое действие и речевая ориентация. Эта единица должна нести в себе все основные признаки деятельности.

 

 

 

 

 

2. Объект и предмет  психолингвистики.

Термин психолингвистика был введен в США в 1953г. ПЛ возникла из-за интереса к теоретическим проблемам, таким как:языковое смознание, образ мира, процессы категоризации,восприятие и понимание речи, вербальная и невербальная коммуникация, а также к практическим проблемам:речевое воздействие,вербальная суггестия, обучение иностранному языку, вопросы логопедии, языковые нарушения, компьютерный перевод. Цель психолингвистики: описание, объяснение функций языка как феномен. Предметом ПЛ явл. языковая способность чел-ка. Объектом ПЛ можно считать языковую личность в ее индивидуальном проявлении. Объектом исследования отечественной ПЛ явл. «совокупность речевых событий или речевых ситуаций» (речь, язык), а предметом «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности», с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой»(А.А.Леонтьев). Процессы речепроизводства и речевосприятия. Предмет психолингвистики (Ч.Осгуд) – наука о кодировании и декодировании сообщений в процессе коммуникации. Психолингвистика изучает связи языка с когнитивными процессами, личностью и поведением. Психолингвистика – это наука, предметом которой является отношение между системой языка и языковой способности, т.е. изучает психологические, языковые и социальные закономерности различий языковых способностей чел-ка, и то как человек употребляет язык в различных коммуникациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы психолингвистики.

1.Эксперимент-метод, когда  объект помещается в искусственно  созданную ситуацию, производится  наблюдение за его поведением  и делаются выводы о его  свойствах.Виды экспериментов: 1)формирующий-задание развить способность(коммуникативную,языковую).2)лингвистический-человек должен определить правильно ли сопоставлена фраза, подходит ли фраза под картинку.3)ассоциативный – ряд ассоциаций, вызывающих у разных людей одно и то же слово (дождь-крыша, собака-кот, стул-стол). –Ф.Гальтон. Стр-ра эксперимента:а)формируются задачи исследования;б) выдвижение набора гипотез, кот. нужно проверить; в) формулировка рабочих гипотез и выводов, которые должны быть подтверждены; г) выводы из эксперимента и внесение изменений в первонач. представления.

2. Интроспекция – самонаблюдение (наблюдение над собой, когда  мы слышим слова).

3. Опросные методы.

4.Тесты.

Существуют также лабораторные методы исследования мозга (через электроды). Методика дополнения: восстановить деформированный  текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ассоциативный  эксперимент в психолингвистике.

Ассоциативный эксперимент  является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа. Разновидности  ассоциативного эксперимента:свободный – испытуемым не ставится никаких ограничений. Направленный - испытуемому предлагается давать ассоциации определенного грамматического и семантического классов, чтобы направить, ограничить ход речемыслительной деятельности. Цепочный – испытуемым предлагается давать реагировать на стимул несколькими ассоциациями. Общая схема ассоциативного  эксперимента такова: испытуемые должны быть изолированы друг от друга. Предъявляется как правило, одно слово, дается некоторое время, затем предъявляется другое слово. Результаты Ассоциативного эксперимента могут быть использованы для различных целей. Ассоциативный эксперимент показывает наличие в значении  слова психологического компонента, личностного смысла. Главным преимуществом ассоциативного эксперимента является его простота, удобство применения, т.к. он может проводиться с большой группой информантов одновременно. Ассоциативные эксперименты показывают, что одной из личностно-психологических особенностей ассоциативных реакций испытуемых разного возраста является выраженная в разной степени ведущая ориентировка на фонологические и грамматические признаки слова – стимула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Язык и его структура. 

Язык (Ф. де Соссюр) – система знаков соотносящих звучание и смысл, а  также система правил употребления этих знаков и их отношения между  собой. Языковую структуру можно  описывать двояко: 1) так, чтобы описание было стройным, логичным, но без отношения к феномену чел-ой психики, т.е. «не так как на самом деле»(М.Фрумкина) 2) с точки зрения функционирования языка в речи, с учетом участия чел-ка в этом процессе, т.е. «как на самом деле».

 Проблема связи с фонетическим  уровнем – рассмотрение языка  с точки зрения функционирования  языка в речи с учетом участия  чел-ка в этом процессе приводит  нас к проблеме соотношения  звука и смысла, т.к. нас интересует  вопрос – когда мы участвуем в речевой деят-ти считаем ли мы, что звучание связано со значением.

Проблема соотношения звука  и смысла. Поиском ответа занимается фоносемантика. Еще  в Др.Греции сущ-ло 2 ответа: 1) что предмет именуется по своей сути и их звучание связано со смыслом;2) что предмет именуется не по сути, а по договоренности между людьми, поэтому названия их мотивированны и звучание не связано со смыслом.


Информация о работе Шпаргалка по "Психолингвистике"