Шпаргалка по "Нейропсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Нейропсихологии"

Файлы: 1 файл

0199524_81F71_shpory_po_neiropsihologii.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)
  1. Роль пирамидной и экстрапирамидной системы в регуляции движений.

Деление на две системы условно, но оно существует, так как при  поражении разных систем возникают разные симптомы. Оба звена входят в состав эфферентного звена двигательной системы.

Пирамидная система. 4 -7 поля моторной зоны коры, клетки Беца. Нервные волокна, идущие от коры, идут в составе двигательного пути, проецируются на подкорковые образования, и на уровне продолговатого мозга происходит перекрест. Далее они следуют в спинной мозг и, переключаясь на моторные нейроны спинного мозга, в составе спинномозгового нерва выходят на конкретные мышцы-исполнители. Поражение коркового звена пирамидной системы приводят к парезам и параличам определенной группы мышц: руки, ноги или туловища на стороне, противоположной поражению.

Экстрапирамидальная система. Ряд  базальных ядер образует стриопаллидарную систему, которая является подкорковой частью экстрапирамидной системы. Центральной структурой является бледный шар. Нарушения подкорковой зоны экстрапирамидной системы приводят к двум видам нарушений:

  1. Динамическим ― дискинезиям ― разного рода патологическим движениям.
  2. Статическим ― нарушениям позы.

Нарушения корковой зоны экстрапирамидальной  системы приводят к апраксиям. (+см. 14)

 

  1. Нарушение речевых функций при локальных поражениях мозга.

Выделяют две основные формы  речи:

  • Импрессивную ― процесс понимания речевого высказывания ― путь от слова к мысли ― проходит стадии:
  • Восприятие речевого сообщения
  • Декодирование сообщения
  • Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в общий смысловой контекст.

Письменная импрессивная речь ―  чтение, устная ― слушание.

  • Экспрессивную ― процесс высказывания с помощью языка ― путь от мысли к слову. В психолингвистике переход рассматривается в контексте теории порождающих грамматик. Теория Ноема Хомского или теория Мельчука ― переход от внутренней глубинной смысловой структуры к внешней
  • Мотив-побудитель мысли, замысла. В мотиве реализуется потребность в речевой коммуникации в той или иной форме.
  • Замысел или мысль ― общая схема высказывания: что и как я скажу.
  • Поиск или выбор слов, необходимых для выражения мысли. ("лошадиная фамилия")

Письменная экспрессивная речь ― письмо, устная ― речепроизводство.

  • Восприятие речи:
  1. Перцепция звуков речи ― выделение из речевого потока звуков речи ― тех звуков, которые свойственны определенной системе языка.
  1. Синтез звуков речи в речевые единицы ― перевод отдельных звуков в цепочки. Необходимо сохранение последних поступающих элементов в памяти.

Восприятие интонационных и эмоциональных характеристик речи, выделение индивидуальных характеристик речи: кто говорит, знаком ли голос. Выделение значений отдельных единиц и контекста их употребления, восприятие переносных смыслов.

  • Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга.

Речь ― афазии; чтение ― алексии, письмо ― аграфии.

Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности.

Афазии: при поражении афферентных  звеньев:

  1. Сенсорная афазия.
  • Основной дефект ― нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.
  • Симптомы ― литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи.

Кроме первичных симптомов можно  наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются  в отчуждении смысла слова. Больной  теряет смысл воспринимаемого.

Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п.

  • Локализация ― поражение левой височной области мозга.
  1. Акустико-мнестическая афазия
  • Основной дефект ― нарушение слухоречевой памяти ― невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.
  • Симптомы: 1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально-неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение.
  • Локализация ― поражение средних отделов левой височной области.
  • Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями.
  • Пробы ― снижение объема запоминания.
  1. Оптико-мнетстическая афазия
  • Основной дефект ― трудности вспоминания называния предмета или объекта ― нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет. (чаще предмет, чем действие)
  • Симптомы ― вербальные и литеральные парафазии.
  • Локализация ― поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.
  • Механизм ― уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью.
  • Проба ― картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета.
  1. Афферентная моторная афазия
  • Основной дефект ― нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.
  • Симптомы:
  • замена отдельных артикуляций, смешение звуков.
  • Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)
  • Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.
  • Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.
  • Нарушение чтения
  • Нарушения написания фраз при зажатом языке.
  • Локализация ― постцентральные отделы левого полушария мозга.
  • Механизм ― выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы.
  • Проба ― написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п.
  1. Семантическая афазия
  • Основной дефект ― распад понимания, нарушение понимания логико-грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.
  • Симптомы ― нарушение понимания:
  1. Предлогов ― "круг над крестом" и "крест на кругом" ― одно и то же.
  1. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)
  2. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)
  3. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов.)
  4. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")
  5. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)
  6. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун?)
  7. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.
  8. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен?)
  • Локализация ― зона ТПО.
  • Проба ― предъявление сложных предложений.

При нарушении эфферентных звеньев:

  1. Эфферентная моторная афазия
  • Основной дефект ― нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой.
  • Симптомы ― больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей ― непроизвольная. Телеграфный стиль ― замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже.
  • Локализация ― нижний отдел премоторной области.
  • Проба ― посчитать 1, 2, 3, 4, 5, ― 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, ― 2, 3, 4, 5.
  1. Динамическая афазия
  • Основной дефект
  1. трудности извлечения отдельных слов, особенно ― глаголов.
  1. Аграматизм ― нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной.
  2. Эхололии ― повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.
  • Локализация ― задние отделы мозга ― нарушение синтагматич. Передние отделы мозга ― формы, связанные с образованием речевого потока.
  • Проба ― метод заданных ассоциаций ― больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные.

3. Проблемы межполушарной  асимметрии мозга. 

Межполушарная асимметрия ― неравноценность, качественно различие того "вклада", который делает каждое полушарие  в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в  левом и правом полушариях мозга.

Это направление возникло на экспериментальных  фактах, что левое и правое полушарие  неравнозначно обеспечивают психические  процессы. Функциональная асимметрия ― разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария  в мобилизации психической функции.

  1. Проблема парциальности функциональной асимметрии.

Каждая форма асимметрии может  быть выражена количественно, с помощью коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения классификации функциональной организации мозга.

Рука.  Глаз.  Ухо.

П п п

Л л п

И т.д.

  1. Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе

Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие ― вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое ― невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не одномоментное .

Механизмы, которые специфичны для  левого или правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях.

Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности. Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи. Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое - нарушается непосредственно запоминание.

  1. Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.

До определенного возраста полушария  эквипотенциальны, их дифференцировка завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.

  1. Проблема левшества.

Три группы теорий: а) генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами. б) социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок. в) патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого (20%), в билатеральном (40%). Но у левшей наблюдается неспецифический характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет 70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к пубертатному периоду - 90% правшей, 8% - левшей.

Информация о работе Шпаргалка по "Нейропсихологии"