Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 01:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Методология".

Файлы: 1 файл

Шпоры по методолгии.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие о методологии  науки, уровни методологии.

Методология — это система принципов, способов и правил организации и построения теорет и практич деятел чел, а также учение об этой системе. - Учение о методах и принципах познания.

  Уровни: В.А. Ядова и Г.М. Андреевой 3 уровня:

  • Философский (подход к общенаучн знанию)
  • Общей методологии (принципы, методы, способы, подходы к получен знаний в большинстве наук)
  • Частной методологи (совокупн знаний, методов и средств исследования накопленных в конкрет науке)

  В.Н. Дружинина – 5 уровней:

  • Методологический подход
  • Организации иследования
  • Метод
  • Методологический прием
  • Методики

   В отечественной  психологии Зинченко и Юдин 4 уровневая система методол. знаний:

  • уровень философской методологии (филос. знание – мировоззрение психологии)
  • уровень общенаучной методологии(универсальн концептуальн. системы, научн концепции)
  • уровень конкретно-научной методологии(в конкретной области)
  • уровень процедур и техник исследования (исследовательская практика)
 
  1. Понятие о науке, ее цель и  признаки.

Наукасумма готовых сформир к данному моменту знаний (РЕЗУЛЬТАТ)

  • деятельность как  целенаправл. процесс  от приблизительного знания к полному, неограничен, продолжительному (ПРОЦЕСС)

Наука выступает в 3 основных ипостасях:

как форма деятельности (система)

совокупность дисциплинарных знаний

социальный институт.

Цель: получение, вырботка и систематизация объективных знаний о действительности.

Признаки науки:

  • цель
  • объект и предмет
  • специфическое содержание: понятия, категории, методы, принципы
  • определенная функция общ-ва
  • фундаментальный или прикладной хар-р
 
  1. Виды  методологического  знания и их значение.

2 вида методол знания:

  • дескриптивная методология (описание) – исследование ретроспективного анализа (сформир. давно), это анализ уже осуществ. процессов. Функции: интегративная( о том что происходит), критико- конструктивная(стратегии), мировоззренческая и нормативно – аксиологическая (нормы, ценности, правил, провед исследования)
  • нормативная методология – указание на нормы и правила, решения организацион проблем научного исследовательской деятельности. Разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г.П. Щедровицкий.
 
  1. Соотношение понятий «метод», «наука», «философия»  и «мировоззрение», «теория», «методология».

Метод – путь познания, опирающийся на ранее полученных общих знаний (принципов).

Наука – исторически сложившаяся и развивающ система знаний и методов их получения.

Философия – форма мировоззрения, множество концепций, предлагающих модели позновательной деятельности и развития науки.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем чел., на отношение чел к окружающ его действительности.

Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Методология – учение о методах познания; система методов, которые испол наукой. 

  1. Факторы, определяющие развитие психологии как науки
  • Когнитивный фактор (логико – развитие науки) – изменение предмета психологии, с влиянием смежных наук, с развитием принципов и категориального строя психологии.
  • Социальный фактор (взаимодействие науки и общ-ва) - обществен, исторические условия воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ.
  • Личностно – психологический – вкл. в себя ценностные ориентации, когнитивный стиль, волю, особен общения с коллегами, принадлежность к научной школе. Препятствие: это недостаток упорства и уверенности в себе.
 
 
  1. Уровни  методологического  знания (Г.М. Андреева, В.Н. Дружинин)

  Уровни: В.А. Ядова и Г.М. Андреевой 3 уровня:

  • Философский (подход к общенаучн знанию)
  • Общей методологии (принципы, методы, способы, подходы к получен знаний в большинстве наук)
  • Частной методологи (совокупн знаний, методов и средств исследования накопленных в конкрет науке)

  В.Н. Дружинина – 5 уровней:

  • Методологический подход- точка зрения на объект изучения, принципы общей стратегии
  • Организации иследования – построение системы исследовательских процедур и операций в опред последовательности и форме
  • Метод - путь познания, опирающийся на ранее полученных общих знаний (принципов).
  • Методологический прием - конкретное проявление определенного метода.
  • Методики- совокупность методов и приемов исследования, порядок их применения и интерпритации получен с их помощью результатов.
 
  1. Структура методологического знания (подход Ю.Н. Карандышева)

Виды  знания:

дедуктивный – знание, получен путем строгого логич вывода; индуктивный – знание получен путем обощения

гносеологический – знание о знании; онтологический – знание об объекте

универсальное – знание относящ к любой предметной области; региональное – знание к определен предметной области

теоретическое – знание получен путем сравнения; эмпирич – знание получен с помощью измерительной процедуры

дескриптивное – знание ориентир на описание действительности; методическое – знание направлен на способ ее использован

научное – знание ради знания; практическое – получение конечных результатов (польза)

В основе стр-ры лежит принцип ОРГАНИЗОВАННОСТИ: определяющее, определение, определяемое 

Уровни Критерий  истины Схема-гипотез Проверка  гипотез Формальн  аппарат
концептуальный логический  вывод Упоряд множ-во не явл доказан высказыван, явл  теоремами Путем доказательства Импликативно  структурный инвариант
метасистемный совместимость Упорядоч множ-во еще не провер на совместим высказ Путем логического  соотнесения Когерентно-структурный
общесистемный проективность Упоряд множ-во еще не провер на проетив высказ Путем объективной  проекции Референтно  структурный
теоретический корреспондентная  логика Упоряд множ-во еще не провер на адекватн действит. Путем описания действительности Референтно  структурный
эмпирический снятие копии Упоряд множ-во еще не провер на эмпирич подтверж Путем отображения Верификативно - структурный
методический эффективность Упоряд множ-во еще не провер на предмет их эффективности Путем оценки их влияния на результат Эффективно - структурный
практический Установлен  адекватности получ результатов Упоряд множ-во еще не провер на соответсв целям Путем оценки получен  результатов и введение коррекций Релевантно - структурная

 
  1. Познавательная  ситуация и ее значение в методологии  психологии.

Познавательная  ситуация (в отечествен П - Выготский)— фундаментальная категория МН.      Специфика П как науки в том, что познавательная ситуация в ней субъект-субъектная, т.е психолог и клиент в практике неотъемлемы от ситуации. Первым в истории П как самостнауки общепсихологическим подходом стал ассоцианизм, где глав. методом исследования была аналитическая интроспекция. Постепенно в психологии была осознана и необходимость учета личности исследователя или создателя теории. Т.о основ. методами исследования в МН явл: исторический анализ развития науки, логический анализ имеющегося научного знания и методологический эксперимент.  

  1. Основные  понятия методологии  науки и методологии психологии.

Предмет исследования – совокупность объекта и познавательных средств его изучения.

Объект  исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, подвергаемой изучению, существует объективно, независимо от воли и желания исследователя и познается им.

Познавательная  ситуация- исходная когнитивная база, на которую исследователь опирается, начиная поиск. 

  1. Основные  понятия методологии  психологического исследования: направление, проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, переменные и их индикаторы.

Направление – опред точка зрения, на то чем будет заниматься исследователь

Проблема – форма научного знания, содержание которой составляет ?, возник в ходе познания или практики и требующ научно-практич решения.

Предмет исследования – совокупность объекта и познавательных средств его изучения.

Объект  исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, подвергаемой изучению, существует объективно, независимо от воли и желания исследователя и познается им.

Цель – результат, для достижения которого проводится исследование.

Задачи – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели

Гипотеза  – форма развития знания, которая выражается в научном предположении.

Переменные - то, что можно измерять, контролировать

Индикаторы - доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого 

  1. Исторические  формы существования  науки.

Формы представления  научного знания исторически относительны и развиваются вместе с развитием  культуры и обществ сознания в целом.

Стадии  развития науки:

  1. замкнутая теоретическая наука- (учение Пифагора) науч знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей.

  2. фактуально-описательная наука – (система научного знания Аристотеля) изучение реальных объектов в окружающем человека мире, их классификация и систематическое описание.

  3. наука Нового времени(17 в.) – элементы, факты науки не любые чувственно воспринимаемые события, а особые, истолкованные в контексте опред. теории.

В основе первой научной революции (математ. методы + эмпирич исследов), => – классической науке - (естествознание) - система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта.

Вторая  научная революция в 18 в. – 19 в. – дисциплинарное строение науки. Вырабат нормы характерн для науки. Знание – как товар приносящий прибыль. Постепенно формир научное сообщество.

Третья  научная революция  конец 19 – нач 20 в. открытие электричества, полей, элементарных частиц и др. Изучение связи между объектами.

  • Неклассическая наука – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (включая научные теории) познания.

  Предмет и метод не отделены друг от друга, предмет не сущ. пока не начинает изучаться.

  • Постнеклассическая стадия развития науки( формируется в 4 глобальной научной революции по В.С. Степину, началась в конце 20 в.) – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассич. науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом. Идея истинности познания уходит на задний план. Вместо отбрасывания неправильных теорий – поиск новых смысловых контекстов. Используются вненаучные средства (миф, религия, игра).
 
  1. Методологические  идеи в философии  Античности и Средних  веков

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"