Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 01:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Методология".
Методология — это система принципов, способов и правил организации и построения теорет и практич деятел чел, а также учение об этой системе. - Учение о методах и принципах познания.
Уровни: В.А. Ядова и Г.М. Андреевой 3 уровня:
В.Н. Дружинина – 5 уровней:
В отечественной психологии Зинченко и Юдин 4 уровневая система методол. знаний:
Наука — сумма готовых сформир к данному моменту знаний (РЕЗУЛЬТАТ)
Наука выступает в 3 основных ипостасях:
как форма деятельности (система)
совокупность дисциплинарных знаний
социальный институт.
Цель: получение, вырботка и систематизация объективных знаний о действительности.
Признаки науки:
2 вида методол знания:
Метод – путь познания, опирающийся на ранее полученных общих знаний (принципов).
Наука – исторически сложившаяся и развивающ система знаний и методов их получения.
Философия – форма мировоззрения, множество концепций, предлагающих модели позновательной деятельности и развития науки.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем чел., на отношение чел к окружающ его действительности.
Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Методология
– учение о методах познания; система
методов, которые испол наукой.
Уровни: В.А. Ядова и Г.М. Андреевой 3 уровня:
В.Н. Дружинина – 5 уровней:
Виды знания:
дедуктивный – знание, получен путем строгого логич вывода; индуктивный – знание получен путем обощения
гносеологический – знание о знании; онтологический – знание об объекте
универсальное – знание относящ к любой предметной области; региональное – знание к определен предметной области
теоретическое – знание получен путем сравнения; эмпирич – знание получен с помощью измерительной процедуры
дескриптивное – знание ориентир на описание действительности; методическое – знание направлен на способ ее использован
научное – знание ради знания; практическое – получение конечных результатов (польза)
В
основе стр-ры лежит
принцип ОРГАНИЗОВАННОСТИ:
определяющее, определение, определяемое
Уровни | Критерий истины | Схема-гипотез | Проверка гипотез | Формальн аппарат |
концептуальный | логический вывод | Упоряд множ-во не явл доказан высказыван, явл теоремами | Путем доказательства | Импликативно структурный инвариант |
метасистемный | совместимость | Упорядоч множ-во еще не провер на совместим высказ | Путем логического соотнесения | Когерентно-структурный |
общесистемный | проективность | Упоряд множ-во еще не провер на проетив высказ | Путем объективной проекции | Референтно структурный |
теоретический | корреспондентная логика | Упоряд множ-во еще не провер на адекватн действит. | Путем описания действительности | Референтно структурный |
эмпирический | снятие копии | Упоряд множ-во еще не провер на эмпирич подтверж | Путем отображения | Верификативно - структурный |
методический | эффективность | Упоряд множ-во еще не провер на предмет их эффективности | Путем оценки их влияния на результат | Эффективно - структурный |
практический | Установлен адекватности получ результатов | Упоряд множ-во еще не провер на соответсв целям | Путем оценки получен результатов и введение коррекций | Релевантно - структурная |
Познавательная
ситуация (в отечествен
П - Выготский)— фундаментальная категория
МН. Специфика П как науки
в том, что познавательная
ситуация в ней — субъект-субъектная,
т.е психолог и клиент в практике неотъемлемы
от ситуации. Первым в истории П как самостнауки
общепсихологическим подходом стал
ассоцианизм, где глав.
методом исследования была
аналитическая интроспекция. Постепенно
в психологии была осознана и необходимость
учета личности исследователя или создателя
теории. Т.о основ. методами исследования
в МН явл: исторический
анализ развития науки, логический
анализ имеющегося научного знания
и методологический
эксперимент.
Предмет исследования – совокупность объекта и познавательных средств его изучения.
Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, подвергаемой изучению, существует объективно, независимо от воли и желания исследователя и познается им.
Познавательная
ситуация- исходная когнитивная база,
на которую исследователь опирается, начиная
поиск.
Направление – опред точка зрения, на то чем будет заниматься исследователь
Проблема – форма научного знания, содержание которой составляет ?, возник в ходе познания или практики и требующ научно-практич решения.
Предмет исследования – совокупность объекта и познавательных средств его изучения.
Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, подвергаемой изучению, существует объективно, независимо от воли и желания исследователя и познается им.
Цель – результат, для достижения которого проводится исследование.
Задачи – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели
Гипотеза – форма развития знания, которая выражается в научном предположении.
Переменные - то, что можно измерять, контролировать
Индикаторы
- доступные наблюдению и измерению характеристики
изучаемого
Формы представления научного знания исторически относительны и развиваются вместе с развитием культуры и обществ сознания в целом.
Стадии развития науки:
1. замкнутая теоретическая наука- (учение Пифагора) науч знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей.
2. фактуально-описательная наука – (система научного знания Аристотеля) изучение реальных объектов в окружающем человека мире, их классификация и систематическое описание.
3. наука Нового времени(17 в.) – элементы, факты науки не любые чувственно воспринимаемые события, а особые, истолкованные в контексте опред. теории.
В основе первой научной революции (математ. методы + эмпирич исследов), => – классической науке - (естествознание) - система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта.
Вторая научная революция в 18 в. – 19 в. – дисциплинарное строение науки. Вырабат нормы характерн для науки. Знание – как товар приносящий прибыль. Постепенно формир научное сообщество.
Третья научная революция конец 19 – нач 20 в. открытие электричества, полей, элементарных частиц и др. Изучение связи между объектами.
Предмет и метод не отделены друг от друга, предмет не сущ. пока не начинает изучаться.