Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:06, шпаргалка

Описание работы

12. Особенности работы психолога с межличностными конфликтами.
13. Психологические условия успеха на переговорах.
14. Отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации.
15. Трансактный анализ конфликтов
16. Технологии эффективного общения в конфликтной ситуации.
17.Технологии управления конфликтами.

Файлы: 1 файл

12 вопрос.docx

— 30.20 Кб (Скачать файл)

12. Особенности работы психолога с межличностными конфликтами.  

Принуждение (борьба, соперничество)

Выбор стратегии принуждения  в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

При такой стратегии активно  используются власть, сила закона, связи, авторитет. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

2. Уход

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она  характеризуется низким уровнем  направленности на личные интересы и  интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

3. Уступка

Человек, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе  говоря, человек, принимающий стратегию  уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

4. Компромисс

Компромиссная стратегия  поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно  назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более  того, она способствует их положительному развитию.

5. Сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется  высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Психологические условия  успеха на переговорах.

Выделим психологические  условия, повышающие успех переговоров.

1.  Решающее влияние  на успешность переговоров оказывает  личностный фактор: нервно-психическую  устойчивость, толерантность, нестандартное  мышление, решительность, скромность, профессионализм, корпоративное  чувство.

2.  Учет полоролевых особенностей  3.  Успех на переговорах во многом зависит от учета национальных особенностей партнера  4.  Различные типы взаимодействия.

5.  Восприятие времени.  Побеждает тот, кто располагает  временем  6.  Отсутствие желания  применять насилие может привести  к быстрому решению проблемы. 7.  Жесткая переговорная позиция  может понизить требования другой  стороны, а может и вызвать  такой же ответ. 8.  Наличие внешней  угрозы повышает вероятность  уступок оппонента. 9.  Усиление  контроля общения позволяет участникам  уменьшить влияние эмоций на  выбор варианта решения, что  позитивно сказывается на результате  взаимодействия. 10. Особенности обсуждаемой  проблемы.  11. Количество участников. Два человека успешнее обсуждают  проблемы, затрагивающие личные  интересы оппонентов. 12. Позитивно  влияет на переговоры взаимозависимость  оппонентов — прочные отношения  в прошлом, совместные перспективы.13. В ходе длительного и сложного  конфликта деятельность посредника  во многом определяет возможность  выхода из кризиса.14. Если переговоры  затянулись, а решения нет, полезно  объявить перерыв 15. Если оппонентами  в конфликте являются группы, то лучше вести диалог не  со всеми, а только с их  представителями. 

Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются с момента, когда  одна из сторон (или посредник) выступит их инициатором. К организационным  моментам подготовки относят: формирование делегации; определение места и  времени встречи; повестки дня каждого  заседания; согласование с заинтересованными  организациями касающихся их вопросов. Большое значение имеет формирование делегации, определение ее главы, количественного  и персонального состава. Формулировка предложений должна быть объективной, простой и не допускать двусмысленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.  Отражение конфликтов  в искусстве и средствах массовой  информации.

Конфликт как явление, играет ключевую роль в жизни человека и общества, всех времен находил  свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, музыка, скульптура, танец, кино, театр, иные виды искусства постоянно художественно отражали конфликты, влияли на создание отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента возникновения наскальной живописи и устно передаваемых легенд искусство служило мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влияло на их определение собственного поведения.

Исследование факторов, влияющих на выбор человеком конфликтных  или неконфликтных способов поведения  в проблемных случаях социального  взаимодействия, выступает важнейшей  задачей конфликтологии.

Понятно, что применение искусства и СМИ в интересах  предотвращения конфликтов и их конструктивного  решения - 1 из очень перспективных  направлений повышения конфликтологической культуры общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии гораздо повышает практические возможности науки по изучению и регулированию, в первую очередь общественных конфликтов.

Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный  разбор трудности конфликтов. Возможно привести большое число примеров, подтверждающих эту мысль. Любая область искусства оказывает влияние на понимание людьми сущности и роли конфликтов в их жизни, и на создание стереотипов поведения в проблемных случаях взаимодействия с окружающими.

В последние десятилетия  резко выросла роль средств массовой информации как фактора, определяющего  поведение людей, в частности  их конфликтность. Содержание, форма  и динамика сообщений, переданных СМИ, влияют на психические состояния  людей, их отношение к окружающим.

Чаще всего при просмотре  информационных телепередач телезрители  испытывают чувство тревоги, беззащитности, усталости и неуверенности. Понятно, что эти чувства не могут не оказывать влияние на их поведение, в частности и в конфликтных  случаях.

Так, искусство и средства массовой информации:

- Имеют мощное влияние  на создание у всех людей  установок, влияющих на их поведение  в конфликтных случаях;

- Влияют на понимание  и оценку конфликтов самими  конфликтологами, руководителями, политиками;

- Помогают формировать  у людей, начиная с детства,  стереотипы конструктивного поведения  в проблемных случаях социального  взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Трансактный анализ конфликтов

Трансактный анализ – по-русски означает анализ высказываний. Это направление психотерапии называется так, потому что анализ высказываний (трансакций) - основной технический прием этого подхода.

Трансактный анализ возник в лоне психоанализа, и разделяет представление о том, что жизненные неудачи человека связаны с его искаженными представлениями о реальности, причина которых в ранних детских конфликтах.

Эта возможность связана  с одной особенностью устройства психики. Личность каждого человека состоит не из одной программы  адаптации к среде (Я – в  рамках которого он что-то может, а чего-то не может), а из нескольких программ (эго-состояний).

Основная идея трансактного анализа состоит в том, что если внутренние конфликты детского эго-состояния искажают реальность и делают поведение не эффективным. Оно не может быть не эффективным по отношению к реальности потому, что это состояние, по сути, есть программа по адаптации к среде. Таким образом, основная задача трансактной терапии - перевести Я (самосознание) из детского эго-состояния во взрослое, то есть активизировать, запустить программу Взрослого.

Мы реализуем свое поведение  в поступках и словах. Значит, мы должны систематически обращать внимание на то, как говорим, анализировать  трансакции на предмет того, насколько  они соотносятся с целями нашего присутствия на занятии. Это означает активизировать эго-состояние Взрослого. Из этого эго-состояния анализируем  свои жизненные проблемы, формируем  новые способы их решения.

 

При самоанализе из эго-состояния  Ребенка проблема другая. Человек  крайне болезненно реагирует на обратную связь. «Меня ругают, - склонен думать ребенок в нас, - значит, не любят». Затем следует обида или гнев. Эмоциональная реакция в свою очередь блокирует решение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Технологии эффективного  общения в конфликтной ситуации.

Технологии эффективного общения и рационального поведения  в конфликте

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих  сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит  в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального  поведения в конфликте.

Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание

Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие  способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конфликтном  взаимодействии в конечном итоге  сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

• Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

• Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой  информации, так и ее детали.

• Сообщайте другой стороне  в перефразированной форме смысл  принятой информации.

• В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте  советы, не критикуйте, не подводите  итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения  информации и ее уточнения.

• Добивайтесь, чтобы вас  услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

• Поддерживайте атмосферу  доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

• Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт  глаз; кивание головы в знак понимания  и другие, располагающие к конструктивному  диалогу приемы.

 

Технологии рационального  поведения в конфликте

Процесс эффективного общения  субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Эмоциональное  возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко  изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий  конструктивного разрешения проблемы.

Под технологиями рационального  поведения в конфликте мы будем  понимать совокупность способов психологической  коррекции, направленной на обеспечение  конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

 

 

17.Технологии управления конфликтами.

Понятие управления конфликтом

•Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.

•Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение:

•Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

••в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер, другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии — деструктивной конфликтологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"