Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности школьной дезадаптации у подростков в зависимости от характера личностной направленности.
Объект исследования - подростки со школьной дезадаптацией в зависимости от характера личностной направленности.
Предмет исследования - особенности школьной дезадаптации у подростков в зависимости от характера личностной направленности.
По своей психолого-
Анализ литературы показывает
(Г.З. Батыгина [2], Е.Б. Беззубова [3], Н.В.
Вострокнутов [17], Л.Ю. Данилова [24], Н.М.
Иовчук [59]), что в существующей системе
дефиниций понятие школьной дезадаптации
является ни описательным, ни диагностическим.
Это понятие во многом собирательное
и включает социально-средовые, психолого-педагогические
и медико-биологические
Первая позиция: школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами [18, 38].
В этом контексте школьная
дезадаптация выступает как медико-
Неблагоприятным следствием такого отношения является ориентир на тестовый контроль при поступлении в школу или при оценке уровня развития ребенка в связи с переходом с одной учебной ступени на другую, когда от ребенка требуется, чтобы он доказал у себя отсутствие отклонений в способности обучаться по программам, предлагаемым педагогами, и в школе, выбранной родителями.
Еще одним следствием такого понимания школьной дезадаптации является неадекватная установка определять школьную дезадаптацию как "отклонение от нормы". Такой подход формирует иллюзию объяснения, но не объясняет характер причинной связи школьной дезадаптации и констатируемого отклонения от нормы. Это связано с тем, что понятие "нормы", употребляемое по отношению к психосоциальному развитию ребенка оказывается достаточно расплывчатым.
Вторая позиция. Школьная дезадаптация - это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям [35].
Эта позиция является выражением
социально-дезадаптивного подхода, потому
что ведущие причины видятся,
с одной стороны, в особенностях
ребенка (его невозможности в
силу личностных причин реализовать
свои способности и потребности),
а с другой стороны, в особенностях
микросоциального окружения и неадекватных
условиях школьного обучения. В отличие
от медико-биологической
Третья позиция. Школьная дезадаптация - это преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам [25]. Господствовавший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно положительных влияний в данном аспекте уступает место обоснованному мнению, что для значительного количества учащихся школа становится зоной риска. В качестве пускового механизма формирования школьной дезадаптации анализируется несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить.
Неудовлетворение личностно значимых потребностей ребенка в школе, состояние возникающей при этом фрустрационной напряженности и психического дискомфорта, ситуативные реакции, имеющие тенденцию к повторению и стереотипизации - таковы закономерные этапы формирования в этих случаях школьной дезадаптации.
Четвертая позиция. Школьная
дезадаптация - это сложное социально-
В качестве исходного пункта
в проблемном анализе школьной дезадаптации
последователи социально-
Школьная дезадаптация - это не столько проблема типизации патологических, негативных социальных или педагогических факторов, сколько проблема человеческих отношений в особой социальной (школьной) сфере, проблема личностно значимого конфликта, формирующегося в лоне русле отношений и путей его вероятного разрешения;
Такая позиция позволяет
преодолеть не только крайние формы
сведения всего многообразия явлений
школьной дезадаптации к психическим
расстройствам, но и другие формы
односторонней редукции (социально-дезадаптивные,
педагогические, психологические, общемедицинские);
предупреждает от сведения человеческих
и коммуникативных проблем к
психическим, нейропсихологическим и
мозговым функциям у маленьких пациентов,
потому что во всех этих случаях
обусловленные конфликтом личные проблемы
ребенка оказываются
Такая позиция позволяет
рассматривать внешние
С нашей точки зрения наиболее
значимой является социально-психологическая
концепция школьной дезадаптации, которая
наиболее полно соотносится с
личностно-ориентированной
Рассмотрев базисные методические
основания, мы определяем в настоящей
работе школьную дезадаптацию следующим
образом: Школьная дезадаптация - это
социально-психологическое и
Для более детального (или глубокого) понимания сущности школьной дезадаптации необходимо проанализировать специфику основных первичных признаков школьной дезадаптации. В целом можно выделить три группы признаков: связанные с обучением, мотивационно - личностные и поведенческие.
К числу признаков школьной
дезадаптации связанных с обучением
исследователи относят
В группе мотивационно - личностных признаков школьной дезадаптации можно назвать следующие - страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (экзаменами, зачётами), тревожное настроение, раздражительность, трудности общения со сверстниками, утрата интереса к учёбе, отказ отвечать у доски, отрицательное или безразличное отношение к школе.
Поведенческими признаками школьной дезадаптации можно назвать отвлекаемость, двигательную расторможенность, занятость на уроках посторонними делами, непослушание, пассивность на уроке, отказ от посещения школы, прогулы, нарушения школьных норм поведения [12, 17, 25,48,60, 65].
Таким образом, наиболее общими внешними признаками школьной дезадаптации можно считать следующие: трудности с учебой, тревожность, страх в ситуациях, связанных с обучением, нежелание или отказ посещать школу, негативное отношение ко всему, что связано со школой. Все перечисленные признаки могут встречаться как у первоклассников, так и на протяжении всего школьного обучения.
Показатели распространённости
школьной дезадаптации, согласно различным
авторам, варьируют в широких
пределах. В публикациях, появившихся
в последние годы от 31,6% до 76,9% учащихся
дезадаптированы. Это школьники, не
справляющиеся с программой, имеющие
конфликтные отношения с
Так в исследовании, проведённом
Н.Е. Буториной, Г.Г. Буториным [11], среди
детей 6-8 лет, обучавшихся в 1-2 классах
общеобразовательных школ; 31,7% обнаруживали
признаки академической неуспеваемости
и нарушений социального
В исследовании С.В. Гарганеева и П.П. Балашова участвовали школьники - подростки (средний возраст - 13). У 44,3% из них обнаруживались признаки ШД [20].
В работе, осуществлённой И.Л. Левиной [43], среди учащихся общеобразовательных школ выявлено 25,7% - детей с проявлениями срыва адаптационных механизмов и 51,2 % детей школьного возраста с психодезаптационными состояниями (т.е. суммарно - 76, 9%).
Современные исследования показывают, что более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы [16].
Анализ психологической сущности понятия школьной дезадаптации позволил Н.В. Вострокнутову [17] выделить в нем 3 основных структурных компонента:
1) когнитивный компонент
- неуспех в обучении по
2) эмоционально-личностный
компонент - постоянные нарушения
эмоционально-личностного
3) поведенческий компонент
- систематически повторяющиеся
нарушения поведения в
У большинства детей, имеющих ШД, могут прослеживаться все три компонента, а преобладание одного из выделенных компонентов зависит как от возраста и этапов личностного развития, так и от причин, лежащих в основе формирования ШД.
Анализ литературы позволяет выделить следующие группы факторов, обусловливающих школьную дезадаптацию:
биологические и соматические (органические поражения ЦНС, ЗПР, патологически протекающие возрастные кризисы, тяжелые соматические заболевания, физические уродства);
психические (психические отклонения);
социально-средовые (утрата,
идеалов, смена социальных установок,
влияние асоциальных
школьный (чрезмерная перегруженность
учебной программой, жесткость социальных
стандартов поведения ученика в
школе, обезличивание ученика
психологический (несбалансированность
интеллектуального и