Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:20, реферат
Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.
Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.
Дуглас Макгрегор В начале 50-х годов Макгрегор впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Дуглас Макгрегор утверждал, что существует два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на «теории X», а второй - на «теории Y». Теория X гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Следовательно, менеджмент вынужден прибегать к жестким (тотальный контроль и система наказаний) и мягким (убеждение и поощрение) формам принуждения. Но оба эти метода ошибочны, потому что упускают из вида причину нежелания трудиться: дело в том, что человеку мало достойного вознаграждения за труд, ему необходима возможность самореализации, а любая форма принуждения этому препятствует. Теория Y гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации. К сожалению, отмечает Макгрегор, в условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал человека используется не полностью. Макгрегор утверждал, что в одних ситуациях (например, массовое производство) годится только теория X, а в других – только теория Y. Понимая, что полностью реализовать его теории практике невозможно, Макгрегор пытался донести до менеджеров мысль о том, что служащие могут сделать для организации гораздо больше, если с ними обращаться как с ценными и ответственными сотрудниками.
Элтон Мэйо пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения. Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала.
Школа, основанная
на количественных методах (с 1950 г. по настоящее
время), особое внимание уделяет моделированию
процессов управления.
Модель позволяет
заменить словесное описание ситуации,
которое, кстати, также является лишь более
или менее удачным представлением ситуации,
с помощью закономерностей, представленных
чаще всего в виде математических формул.
Модели стали следующим шагом по сравнению
со словесными рассуждениями и описательным
анализом. Они представляют собой заведомое
упрощение ситуации с выявлением и сохранением
основных закономерностей. Изменяя значения
переменных модели, соответствующих факторам,
характеризующим ситуацию, можно осуществить
более полный ее анализ.
Модели, адекватно описывающие управленческую
ситуацию, позволяют определить основные
тенденции ее развития, провести анализ
чувствительности к изменениям и анализ
устойчивости, выявить ожидаемые опасности,
возможные перспективы, отыскать оптимальное
сочетание ожидаемого эффекта и затрачиваемых
ресурсов.
Количественный подход в области управления
положил начало новым направлениям науки,
связанным с выработкой и принятием управленческих
решений, таким, как исследование операций,
системный анализ, линейное и целочисленное
программирование, динамическое программирование,
теория игр и др.
Влияние этой школы на практику управленческих
решений было несколько меньшим, чем, скажем,
влияние поведенческо-бихевиористской
школы.
По всей видимости, с одной стороны, это
объясняется тем, что управленцы-практики
оказались менее готовыми к восприятию
идей, принципиально меняющих традиционные
методы практического управления и требующих
соответствующей профессиональной подготовки.
С другой стороны, несколько идеализированная
картина ситуации, получаемая с помощью
математических моделей, не всегда позволяет
дать точные оценки, которые подчас невозможны
без использования качественных характеристик
или требуют значительно более точного
моделирования, чем это возможно с использованием
современного математического инструментария,
создававшегося в основном для решения
других задач.
Однако с течением времени этот подход
приобретает все большее значение. Управленцы
осознают, что принцип "управлять —
значит измерять" справедлив, что без
оценки степени достижения целей, стоящих
перед организацией, без оценки результатов
реализации принятых ранее управленческих
решений эффективное управление невозможно.
При этом только содержательное, неколичественное
описание целей, результатов и т. д. затрудняет
реализацию одного из основных управленческих
принципов — принципа обратной связи.
Современные информационные технологии,
используемые в современной практике
управления, подняли на новый качественный
уровень реализацию принципа формализации
и моделирования управленческих подходов,
роль количественного подхода в управлении.
Умение сочетать в современных системах
поддержки принятия решений количественные
и качественные оценки делает указанное
направление развития управленческой
мысли перспективным.
Этому в значительной степени способствуют
развитие количественных методов анализа,
позволяющих анализировать как количественную,
так и качественную информацию, процесс
компьютеризации управленческой деятельности,
а также возникновение и развитие методов
в науке об управлении, использующих как
количественные, так и качественные данные.
Сущность инновационного менеджмента
Мерилом современного экономического развития выступает коренное изменение в технологическом способе производства и в его воздействии на весь экономический потенциал общества. Инновационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления.
Современные теории инновационного
развития тесно связаны с концепциями
социально-организационных
Если с позиций
Происходящие радикальные
перемены позволяют говорить не только
об инновационной направленности экономического
роста, но и о значительной трансформации
факторов, определяющих его. "Свобода
нововведений" неизбежно влечет
за собой широкий спектр изменений
в магистральных направлениях науки
и научных знаниях, в технике
и технологии производства, а также
в возникновении множества
Фундаментальным критерием
экономического развития становится понимание
человеческих и интеллектуальных ресурсов
с позиций их непреходящей ценности.
С точки зрения важности ресурсов
экономического роста первостепенной
является сопряженность
Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления— инновационный менеджмент.
Уделяя значительное внимание
инновационному менеджменту как
функциональной системе управления,
многие авторы характеризуют его
как "самостоятельную область
экономической науки и
С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.
Содержание понятия "инновационный менеджмент" П.Н. Завлин рассматривает по крайней мере в трех аспектах: "как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями". Такое глубокое понимание сущности и принципов инновационного менеджмента противоречит узким рамкам функциональной концепции.
Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в богатстве общества. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место. С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент как
система представляет собой комплекс
формальных и неформальных правил,
принципов, норм, установок и ценностных
ориентаций, регулирующих различные
сферы инновационной
1) социально-экономический
институт, активно влияющий на
предпринимательскую
2) социальную группу менеджеров,
профессионально занятых
3) научную дисциплину, изучающую
технико-организационные и
В инновационном менеджменте
следует выделять два уровня. Первый
представлен теориями социального
управления инновационными системами
и концентрирует усилия на разработке
стратегий инновационного развития,
социально-организационных
Второй уровень инновационного
менеджмента являет собой прикладные
теории организации и управления
инновационной деятельностью, а
потому носит функциональный прикладной
характер и обеспечивает научно-методическую
базу для выработки практических
решений по совершенствованию управления,
анализа инновационной
Ведущую роль социально-экономических институтов, таких, как наука, образование, менеджмент, подчеркивает крупнейший экономист и социолог Питер Дракер. Крупнейший теоретик школы "индустриальной социологии", П. Дракер видит совершенствование института классического менеджмента в обогащении его доктриной "человеческих отношений". Стремясь соединить абстрактное обобщение и институциональные принципы с управленческими рекомендациями, максимально приближенными к практике, он значительно расширил понимание института менеджмента, распространил его функции на управленческие структуры корпораций.
На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономических отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. В силу этого процесс управления — это способность или потенциальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и поведение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы.
В конечном счете институт менеджмента — это структурированные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации. Это система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентаций, целей, решений, задач и практических действий. Институциональные основы менеджмента предполагают, что организация характеризуется :
эффективностью, которая достигается за счет строгого разделения обязанностей и полномочий между членами организации;