- Усвоение, как центральный элемент учебной деятельности, его компоненты, этапы и стадии.
Согласно С.Л. Рубинштейну,
выделяются следующие стадии процесса
усвоения: «...первичное ознакомление
с материалам, или его восприятие в широком
смысле слова, его осмысление, специальная
работа по его закреплению и, наконец,
овладение материалом -- в смысле возможности
оперировать им в различных условиях,
применяя его на практике». Как отмечает
Н.Ф. Талызина, рассматриваемая теория
выделяет в процессе усвоения принципиально
новых действий пять этапов. На первом,
ознакомительном этапе учащиеся получают
необходимые разъяснения о цели действия.
Им показывают, на что следует ориентироваться
при выполнении действия, как надо его
выполнять. На втором этапе -- материального
(или материализованного) действия учащиеся
уже выполняют его, но пока во внешней,
материальной, развернутой форме. Этот
этап позволяет ученикам усваивать содержание
действия (состав всех операций, правило
выполнения), а обучающему -- вести объективный
контроль за выполнением каждой входящей
в действие операции. В этих условиях,
как показали исследования, все учащиеся
овладевают заданным действием. После
того как все содержание действия оказывается
усвоенным, его необходимо переводить
на третий этап -- внешнеречевой, где все
элементы действия представлены в форме
внешней речи (устной или письменной).
Действие проходит дальнейшее обобщение,
сокращение, но оно еще не автоматизировано.
Четвертый этап -- этап «внешней речи про
себя»: действие выполняется в форме проговаривания
про себя. Оно претерпевает дальнейшие
изменения по параметрам обобщения и свернутости.
Окончательное становление действия происходит
на пятом -- умственном -- этапе. Действие
выполняется в форме внутренней речи,
максимально сокращается, автоматизируется.
- Навык в процессе усвоения и этапы его формирования.
Формирование навыка, по Н.А.
Бернштейну, — это сложный процесс
его построения, он включает все
сенсомоторные уровневые системы.
Н.А. Бернштейн выделяет два периода в
построении любого навыка. Первый период
— установление навыка — включает четыре
фазы: 1) установление ведущего уровня;
2) определение двигательного состава
движений, что может быть на уровне наблюдения
и анализа движений другого человека;
3) выявление адекватных коррекций как
«самоощущение этих движений — изнутри».
Эта фаза наступает как бы сразу, скачком
и часто сохраняется пожизненно (если
научиться плавать, то это навсегда), хотя
и относится не ко всем навыкам; 4) переключение
фоновых коррекций в низовые уровни, т.е.
процесс автоматизации. Важно, что выработка
навыка требует времени, она должна обеспечить
точность и стандартность всех движений.
Второй период — стабилизация
навыка также распадаетт ся на фазы:
первая — срабатывание разных уровней
вместе (синергетическая); вторая — стандартизация
и третья — стабилизация, обеспечивающая
устойчивость к разного рода помехам,
т.е. «несбиваемость». Существенным для
формирования любого навыка является
концепция переключения уровней, перехода
с ведущего уровня на автоматизм, на фоновый
автоматизм, а также фиксация понятий:
деавтоматизация навыка в результате
либо внешних воздействий (отсутствие
упражнений в другой деятельности и т.д.),
либо внутренних (усталость, болезнь и
т.д.) и реавтоматизация как восстановление
деавтоматизированного навыка. Все эти
понятия крайне важны для учебной деятельности
и ее организации, так как относятся к
любым навыкам — письма, счета, работы
с компьютером, решения задач, перевода
и т.д.
- Самостоятельная работа, как высшая форма учебной деятельности.
Понятие самостоятельной
работы ученика в современной
дидактике обязательно соотносится
с организующей ролью учителя. Под
самостоятельной работой понимают
разнообразные виды индивидуальной
и коллективной деятельности учащихся,
осуществляемой ими на классных и
внеклассных занятиях или дома по
заданиям без непосредственного
участия учителя. Самостоятельная
работа представляет собой различные
виды деятельности учащихся воспитательного
и образовательного характера, организуемые
и проводимые школой во внеурочное
время. Внеурочная работа подразумевает
добровольность участия школьников
в ней, внеурочность проведения, большая
самостоятельность; и требования к ней.
К ним относятся: связь урочной и внеурочной
работы, обязательность в выполнении добровольно
взятой на себя внеклассной работы, целенаправленность
и регулярность внеклассных занятий, массовый
охват учащихся. Самостоятельная работа
школьника это следствие правильно организованной
его учебной деятельности на уроке, что
мотивирует самостоятельное её расширение,
углубление и продолжение в свободное
время. Соответственно, организуемая и
управляемая учителем учебная работа
школьника должна выступать в качестве
определённой присвоенной им программы
его самостоятельной деятельности по
овладению предметом. Это означает для
учителя чёткое осознание не только своего
плана учебных действий, но и осознанное
его формирование у школьников как некоторой
схемы освоения предмета в ходе решения
ими новых учебных задач. В данной трактовке
самостоятельная работа школьника представляет
более широкое понятие, чем домашняя работа,
которая есть выполнение заданий, данных
учителем в классе на дом для подготовки
к следующему уроку. Самостоятельная работа
может включать внеурочную, задаваемую
учителем в той или иной форме работу школьника.
Но в целом это параллельно существующая
занятость школьника по выбранной им из
готовых или им самим выработанной программе
усвоения учебного материала. Самостоятельная
работа должна рассматриваться как специфическая
форма учебной деятельности школьника,
характеризующаяся всеми перечисленными
выше её особенностями. Это высшая форма
его учебной деятельности. Она, по сути,
есть форма самообразования, связанная
с учебной деятельностью школьника в классе.
Для самого школьника самостоятельная
работа должна быть осознана как свободная
по выбору, внутренне мотивированная деятельность.
Она предполагает выполнение школьником
целого ряда входящих в неё действий: осознания
цели своей деятельности, принятия учебной
задачи, придания ей личностного смысла,
подчинения выполнению этой задачи других
интересов и форм занятости школьника,
самоорганизацию в распределении учебных
действий во времени, самоконтроль в процессе
выполнения и некоторые другие действия.
Первое требование к организации внеклассной
работы сводится к тому, что внеклассная
работа может только углублять, расширять
и совершенствовать знания, умения и навыки
учащихся, полученные ими на уроке, но
не имеет основной целью сообщение новых
знаний, умений и навыков владения языком.
Вторым требованием является увлекательность
самих форм, процесса и материала работы.
Третье требование фиксирует необходимость
межпредметных, междисциплинарных связей.
Важным требованием является добровольность
и активность школьников в этой работе.
Семинар №9.
Тема: Основные понятия психологии
обучения.
- Многоаспектность понятия образования и основные тенденции современного образования.
Понятие образования - весьма
сложное и многоаспектное. В самом
общем определении образование -
это процесс и результат усвоения
человеком систематизированных
знаний, навыков и умений, развитие
ума и чувства, формирование мировоззрения
и познавательных процессов. Образованным
человеком можно назвать такого, который
владеет общими идеями, принципами и методами,
определяющими общий подход к рассмотрению
многообразных фактов и явлений, располагает
высоким уровнем развитых способностей,
умением применять изученное к возможно
большему числу частных случаев; кто приобрел
много знаний и, кроме того, привык быстро
и верно соображать, у кого понятия и чувства
получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования
включены не только знания, навыки и умения
как результат обучения, но и умения критически
мыслить, творить, оценивать с нравственных
позиций все происходящее вокруг как процесс
бесконечно развертывающийся в деятельности
и общении человека с ему же подобными.
Достигается это путем включения человека
в важнейшие виды деятельности. Тем самым
под образованием человека (в процессуальном
плане) понимается следующее. Образование
- это общественное организуемый и нормируемый
процесс (и его результат) постоянной передачи
предшествующими поколениями последующим
социально значимого опыта, представляющий
собой в онтогенетическом плане становление
личности в соответствии в генетической
программой и социализацией личности.
основные тенденции мирового
образования.
Эволюция
знания в основной источник
стоимости в информационном обществе.
По мере общественного развития
отчетливо проявляется то, что
в качестве источника прибыли
все чаще выступают знания, инновации
и способы их практического
применения. То, что знание начинает
занимать ключевые
позиции в экономическом развитии,
радикально изменяет место образования
в структуре общественной
жизни, соотношение таких ее
сфер, как образование и
экономика. Приобретение новых
знаний, информации, умений, навыков,
утверждение ориентации на их
обновление и развитие становятся
фундаментальными характеристиками
работников в постиндустриальной
экономике. Новый тип экономического развития,
утверждающийся в информационном
обществе, вызывает необходимость для
работников несколько раз в течение
жизни менять профессию, постоянно повышать
свою квалификацию. Сфера
образования существенно пересекается
в информационном обществе с
экономической сферой жизни общества,
а образовательная деятельность
становится важнейшей компонентой его
экономического развития. Превращение
знаний в основной общественный капитал,
возрастание выгод, связанных с получением
знаний, заключается в том, что выгоды
от него получает человек, который потребляет
этот товар, общество в целом и
конкретные предприятия. Отсюда вытекают
основания для смешанного финансирования
образования, развитие рыночных отношений
в этой сфере.
- Обучение, как ядро образования, его характеристика содержания и программа.
Самое крупное членение единого
процесса обучения состоит в выделении
в его структуре двух взаимосвязанных
элементов: учения и преподавания. Обучение
невозможно без одновременного осуществления
преподавания и учения, без взаимодействия
обучаемого и преподавателя. Преподавание
невозможно без учения, а учение без преподавания
становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс
обучения предполагает установление
субъект-субъектных отношений педагога
и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент)
выступает объектом преподавания и субъектом
учения. Объектом его деятельности является
содержание образования. Педагог выступает
субъектом преподавания. Его деятельности
также направлена на содержание образования.
Процесс обучения - это
не просто механическое слияние
преподавания и учения, а качественно
новое, целостное явление.
Ю.К.Бабанский в структуре
процесса обучения выделяет следующие
компоненты:
1) целевой;
2) стимулирующе-мотивационный;
3) содержательный;
4) операционно-действенный;
5) контрольно-регулировочный;
6) оценочно-результатовный.
Эти компоненты отражают
весь процесс взаимодействия
педагога и обучаемых от постановки
цели обучения до анализа его
результатов.
- Теории обучения.
1. Ассоциативно - рефлекторная
теория обучения. В основе ассоциативно
- рефлекторной теории обучения лежат
выявленные И.М. Сеченовым и И.П.Павловым
закономерности условно - рефлекторной
деятельности головного мозга человека.
Согласно их учению, в мозгу человека идет
постоянный процесс образования условно
- рефлекторных связей - ассоциаций. От
того, какие ассоциации будут устойчивыми
и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность
каждой личности.
2. Теория поэтапного формирования
умственных действий и понятий.
Идея о принципиальной общности строения
внутренней и внешней деятельности человека.
Согласно этой идее умственное развитие,
как и усвоение знаний, навыков, умений
происходит путем интериоризации, т. е.
поэтапным переходом "материальной"
(внешней) деятельности во внутренний
умственный план.
3. Теория проблемно-деятельностного
обучения. Данная теория реализует два
основополагающих принципа обучения:
принцип проблемности и принцип деятельности
в обучении. Сущность проблемно-деятельностной
теории обучения заключается в том, что
в процессе учебных занятий создаются
специальные условия, в которых обучающийся,
опираясь на приобретенные знания, самостоятельно
обнаруживает и осмысливает учебную проблему,
мысленно и практически действует в целях
поиска и обоснования наиболее оптимальных
вариантов ее решения.
Концепция программированного
обучения. Под программированным обучением
понимается управляемое усвоение программированного
учебного материала с помощью обучающего
устройства (ЭВМ, программированного учебника,
кинотренажера и др.)Программированный
учебный материал представляет собой
сравнительно небольшие порции учебной
информации (кадры, файлы), подаваемые
обучаемому в определенной логической
последовательности. После каждой порции
информации дается контрольное задание
в виде вопроса, задачи, упражнения, которое
нужно немедленно выполнить.
- Соотношение обучения и научения.
Наиболее общим понятием
является научение. Интуитивно каждый
из нас представляет, что такое
научение. О научении говорят в
том случае, когда человек стал
знать и (или) уметь то, чего не знал
и (или) не умел раньше. Эти новые
знания, умения и навыки могут быть
следствием деятельности, направленной
на их приобретение, или выступать
как побочный эффект поведения, реализующего
цели, не связанные с данными знаниями
и умениями. Научение включает в себя
приобретение опыта во всех видах деятельности
вне зависимости от его характера. Кроме
того, приобретение опыта как побочного
продукта в зависимости от регулярности
может быть в определенных видах деятельности
стабильным, более-менее постоянным, а
также – случайным, эпизодическим. Обучение
в наиболее употребительном смысле этого
термина означает целенаправленную, последовательную
передачу (трансляцию) социокультурного
(общественно-исторического) опыта другому
человеку в специально созданных условиях.
В психолого-педагогическом отношении
обучение рассматривается как управление
процессом накопления знаний, формирования
познавательных структур, как организация
и стимулирование учебно-познавательной
активности учащегося. Кроме того, понятие
“научение” и “обучение” равно приложимы
и к человеку, и к животным, в отличие от
понятия “учение”. В зарубежной психологии
понятие “научение” употребляется как
эквивалент “учения”. Если “обучение”
и “учение” обозначают процесс приобретения
индивидуального опыта, то термин “научение”
описывает и сам процесс, и его результат.
Семинар №10.
Тема: Основные понятия психологии
воспитания.
- Понятие “воспитания”, его цели и принципы.
Профессор Н.Е. Щуркова определяет
воспитание как целенаправленное, организованное
профессионалом-педагогом восхождение
ребенка к культуре современного общества,
как развитие способности жить в нем и
сознательно строить свою жизнь, достойную
Человека.