Роль вооброжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Воображение в своем, совершенно специфическом смысле слова может быть лишь у человека. Лишь у человека, который как субъект публичной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Содержание работы

Введение………………………………..………………………………………….2
1.Воображение…………………………………………………………………….3 1.1 Функции воображения………………………………………….…………….6
1.2 Виды воображения……………………………………………………………7
1.3 ”Техника” воображения……………………………..………………………10
1.4 Воображение в творчестве……...…………………………………………..11
2. Художественное творчество…………………………………………………15
2.1 Предрасположенность к творчеству……..…………………………………15
2.2 Психологические механизмы художественного творчества…..………….16
2.3 Принципы интерпретации творчества…...…………………………………19
Заключение………….……………………………………………………………22
Список использованной литературы………...…………………………………24

Файлы: 1 файл

1 Воображение.docx

— 48.09 Кб (Скачать файл)

Первый такой способ —  агглютинация, т.е. комбинирование или  сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи. [3]

Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа. 

Третий известный способ создания образов воображения —  схематизация. В этом случае отдельные  представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются  основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.

И последним способом можно  назвать типизацию, т.е. специфическое  обобщение. Для него характерно выделение  существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и  воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе  опускаются, другие же упрощаются, освобождаются  от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.[4]

Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция  к иносказанию, аллегории, использованию  образов в переносном значении. Все  средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы  и фигуры) показывают проявление преобразующей  силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.

1.4 Воображение в творчестве

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а  особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного  воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые  образы, способные быть носителем  идейного содержания. Особая мощь художественного  воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии  сохранения основных требований жизненности.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому  воображению. Сущность художественного  воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые  образы, способные быть носителем  идейного содержания. Особая мощь художественного  воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии  сохранения основных требований жизненности. Например, по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Но соблюдение жизненности  и реальности не означает фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника особый взгляд на вещи, поэтому основная задача художественного произведения –  показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о  некоторых черт действительности, с  целью придать образность и наглядность  реальному миру, основной идее или  замыслу.[6]

Чаще всего творческий процесс  в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть  какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает  его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые  усилия. Нередко активное воображение  настолько захватывает творца, что  он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый  им образ.

Некоторые переживания, чувства людей  в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует  ее, ярче освещая и выпуклее показывая  какую-то особо для него важную часть  этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять – такова логика творческого воображения.

Особо следует выделить значение музыкального искусства в развитии творческого воображения, т.к. художественные образы, формирующиеся с помощью звуков, характеризуются активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Можно даже утверждать, что жанры музыкального искусства выступали стимулом для развития творческих способностей, способом влияния на эмоциональную сферу, фактором воспитания человеческой индивидуальности.[1]

Звук как основа музыкальной  образности и выразительности лишен  смысловой конкретности слова, не воспроизводит  фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем  он специфическим образом организован  и имеет интонационную природу. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя при этом многовековый художественный опыт. Музыка обладает также ярко выраженными  национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном, мелодическом, ритмическом  строе. Особенно характерно это для  народного музыкального творчества. Поскольку ассоциативность является характерным свойством творческого  воображения, музыка способна вызвать  у слушателя разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно  включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в  сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они  в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И  чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу. [3]

Некоторые переживания, чувства  людей в повседневной жизни могут  быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь от действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения. 

 

2  Художественное творчество

2.1 Предрасположенность к творчеству

Творчество  – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.  
Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.  
Рассматривая процесс художественного творчества, психология не может обойти своим вниманием психологические его аспекты.  [1]

В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: “…Ньютон все свои шаги, которые  он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих  и глубоких открытий, мог представить  совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и  предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого”.  
А. С. Пушкин писал: “Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею…”[4]  
Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч. Ламброзо писал: “Какой бы жестокой и мучительной не выглядела теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьёзных оснований…”[4] Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр: “Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям”.[4] Однако, по справедливому суждению Н. В. Гоголя “искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства”.[4]  
Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.  
По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.  
Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.[1] 

Деятельностью в том или  ином виде искусства, в тот или  иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый  создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие  значимость на все времена. 

2.2 Психологические механизмы художественного творчества

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие  впечатления”, умение их удержать в  памяти и осмыслить. 

Важным психологическим  фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.[6] 

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. 

Воображение имеет много  разновидностей: 

·                    фантасмагорическое – у Э. Гофмана, 

·                    философско-лирическое – у Ф. И. Тютчева, 

·                    романтически-возвышенное – у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное – у С. Дали, 

·                    полное таинственности – у И. Бергмана, 

·                    реально-строгое – у Ф. Феллини и т.д. 

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание,  разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль. 

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались “интуитивными личностями” (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). Высокая роль подсознательного в художественном творчестве приводила уже древнегреческих философов (в особенности Платона) к трактовке этого феномена как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния.  
Идеалистические концепции в эстетике абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе. Так, Ф. Шеллинг писал: “…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества… Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной”. 

В CC в. подсознательное в  творческом процессе привлекло к  себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов.[1] 

По Фрейду, неудовлетворенные  желания – побудительные стимулы  фантазии. 

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: “Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника”. 

И хотя доля творческого  процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно  она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу  и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает  “светлое пятно” в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового  пятна.

Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и  сделать выводы, способствующие дальнейшему  творческому росту. [3]

Особенно важна роль сознательного  начала при создании крупномасштабных произведений. Если миниатюру можно  исполнить и по наитию, то крупное  произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании. Уместно  вспомнить в этой связи, что Л. Н. Толстой писал по поводу “Войны и мира”: “Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная  работа глубокой пахоты того поля, на котором  я принуждён сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 – ужасно трудно”. 

Особенно плодотворен  творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего “выброса” накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество. 

Информация о работе Роль вооброжения