Роль интуиции в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:44, реферат

Описание работы

Управление как взаимодействие и как объект системы наук, включая основные психологические школы, оказывающие влияние на практику управления, связь между теорией деятельности и проектным знанием, специфические черты оценочного знания и различия между методологическим и проектным знанием

Файлы: 1 файл

Upravlenie_kak_sistema_znany.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

ценностных ориентаций, особенно при принятии управленческих решений.

В таких случаях менеджер, от которого зависит удовлетворение данных притязаний, должен учитывать многие факторы, начиная с общественного мнения коллектива, профессиональной подготовленности и квалификации претендента и до возможных перспектив для других сотрудников и пользы от предстоящих перемен для руководимого им предприятия.

 

Вывод:

В разных организациях. в ценностных ориентациях большую роль играют групповые нормы, принятые в коллективе. Из всего вышесказанного следует, что каждый управленец должен учитывать эти факторы при принятии решений

 

 

3.5.Формальные и не формальные общности в управлении

 

Формальную8 составляют руководитель и его подчиненные, находящиеся в зоне его контроля. Например, директор завода и его заместители или заместитель директора по производству и начальники производственных цехов. В процессе работы происходит объединение людей в группы, которые являются неформальными, ибо образуются спонтанно, а не по воле руководства. Таким образом, внутри формальной организации существует сеть неформальных групп, составляющих неформальную организацию.

Западные специалисты выделяют 5 ступеней  формирования неформальных групп. На первой ступени люди объединяются неосознанно, стихийно, реагируя на какие-либо события, например, на опасность. На второй ступени основой объединения бывают обычно более осознанные эмоции – ненависть или, наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо. На третьей ступени неформальный коллектив уже организационно сплачивается, чтобы совместно бороться с какой-либо внешней постоянной опасностью. На четвертой ступени объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное – стремление на долгий срок утвердиться в конкурентной борьбе или вступление в престижный клуб. И все же такие неформальные объединения временны. Постоянными они становятся на пятой ступени, когда люди объединяются для решения крупных долгосрочных целей, достичь которых иначе нельзя. Так появляются профессиональные союзы и политические партии, которые по своему характеру уже приближаются к формальным.

 

Вывод:

На мой взгляд, в любой организации должны быть неформальные группы. Руководство должно проводить корпоративные вечеринки, праздники и другие мероприятия для формирования и образования неформальных групп. Если люди работают в коллективе со здоровой атмосферой, то и результаты их труда будут более высокими. Но при этом управляющие не должны перестараться в предоставлении свободы подчиненным, чтобы они не забывали про свои обязанности в этой организации.

 

4. Решения в системах  управления: принятие и исполнение, роль проблем в управлении

 

4.1.Решение как процесс и результат

 

Решение9 – волевое воздействие человека на объект управления для решения проблемы, выбор альтернативы для достижения поставленной цели.

Решение – предписание к действию с целью решения проблемы.

Решение – есть план разрешения проблемы.

Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.

Компоненты управленческого решения:

  • Акт выбора альтернатив;
  • Способ разрешения проблемы;
  • Управляющее воздействие;
  • Процесс.

Решение есть результат труда руководителя получаемый в процессе переработки информации, которая является основным предметом труда руководителя.

Решение как процесс предполагает очередность действий субъекта управления.

Процесс – цикличность цикла состоит из строго определенных стадий:

1.разработка и принятие управленческих  решений;

2.организация выполнения и контроля  управленческого решения.

В этом случае решение должно соединять процесс и результат.

Под управленческим решением понимается:

  • Поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  • Конечный результат постановки выработки управленческого решения.

Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное на:

  • стратегическое планирование;
  • управление управленческой деятельностью;
  • управление человеческими ресурсами;
  • управление производственной и обслуживающей деятельностью;
  • формирование систем управления компании (методология, структура, процесс, механизм);
  • управленческое консультирование;
  • коммуникация с внешней средой.

Управленческое решение – развернутый во времени логически-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

 

Вывод:

Принятие управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности. Принятие управленческого решения – это процесс, а результат этого процесса – это само решение. Решение представляет собой акт органов управления или руководителя, в котором не только определена цель, поставлены задачи, но и предусмотрены исполнители, выделены ресурсы, закреплена ответственность.

 

4.2.Факторы управленческих  решений

 

Под качеством управленческого решения следует понимать степень его

соответствия характеру решаемых задач функционирования и развития производственных систем.

На качество принимаемых решений могут влиять самые разнообразные факторы:

  1. законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения.
  2. четкая формулировка цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты.
  3. организационные структуры управления.
  4. методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими - иная).
  5. объем и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения главным является не объем информации, а ценность, определяемая уровень профессионализма, опыта, интуицией кадров.
  6. время разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюктуры, непоследовательного поведения политиков).
  7. формы и методы осуществление управленческой деятельности.
  8. субъективность оценки варианта выбора решений – чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.

 

Подготовка, принятие и реализация управленческого решения являются процессами сложными и многоэтажными. На этапе подготовки управленческого решения осуществляется изучение особенностей ситуации, сбор, обработка полученной информации, определяются проблемы, требующие своего решения.

На этапе принятия решения происходит разработка и оценка различных вариантов решений. Определяется система действий, происходит выявление варианта решения; делается выбор и происходит принятие наилучшего в конкретных условиях решения.

На этапе практической реализации решения выявляется система мер, необходимых для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом выполнения немеченого, вносятся необходимые корректировки и делается оценка результата, полученного от выполнения решения.

 

Вывод:

 

Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависит от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, механизма реализации решений и т.п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

 

4.3.Специфика управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти

 

Особенности управления в государственной службе10 проявляются прежде всего в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой:

Планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете – народом на основе демократического выбора;

Организация государственной службы имеет иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;

Мотивация в государственной службе в меньшей степени основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность и др.);

Контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.

Государственная власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной власти, т.к. служат общему совокупному интересу государства и общества.

Являясь формой осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется присущими государственной власти чертами: наличие необходимых властных полномочий; издание нормативных актов; их обязательность к исполнению; применение санкций за неисполнение; наличие собственного аппарата, реализующего государственную и муниципальную власть; универсальный характер; осуществление специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена налогов и сборов).

Своеобразие местного самоуправления обусловлено особенностями управления на местах. Его специфическими чертами являются:

  1. различие в характере самой власти. Центральная государственная власть – власть суверенная, верховная, могущая себя реформировать. Органы местного самоуправления – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью. Не случайно в наши дни стала расхожей фраза о том, что муниципальные органы не обладают полномочиями устанавливать собственную компетенцию;
  2. разграничение сфер компетенции центральных и местных властей, т.е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
  3. более или менее самостоятельные источники финансовых средств, достаточные для осуществления своих полномочий;
  4. наличие выборных органов местного самоуправления.

Это универсальные признаки, сопутствующие местной власти.

 

Вывод:

Принципы государственного и муниципального управления закреплены в Конституции РФ, целью как государственного, так и муниципального управления является создание наилучших условий для проживания населения и реализации творческой инициативы граждан, оно распространяется на все общество, решает проблемы всего населения и опирается на аппарат принуждения.

 

4.4.Роль прогнозирования в разработке решений. Виды прогнозов

 

Прогноз – попытка предвидения будущего – научно аргументированные суждения о вероятных перспективах организации, о возможных в будущем состояниях того или иного аспекта ее деятельности, альтернативных направлениях и сроках достижения намеченных целей.

Исходя из определения прогноза, можно сказать, что его роль в управляемом решении очень высока, т.к. прогноз позволяет скорректировать цель, которая является одним из основополагающих факторов управленческого решения, а значит прогноз влияет на выбор вариантов решения (меры для решения целей).

Прогнозы бывают:

По целевому назначению:

  • Поисковые (состояние объекта прогноза)
  • Нормативные (определение путей и сроков достижения искомых состояний)

По критерию объекта прогнозирования:

  • Научно-технические;
  • Социальные;
  • Социально-экономические и др.

По критерию горизонта прогнозирования:

Информация о работе Роль интуиции в управленческой деятельности