Рефлексия как механизм развития компетентного специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:06, реферат

Описание работы

Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.

Содержание работы

1.Возникновение понятия рефлексии;
2.Какого психологическое содержании рефлексии;
3.В чем сущность методологического аспекта рефлексии;
4.Какова роль рефлексии в деятельности;
5.Какие типы (виды) рефлексии рассматриваются в современной психологии;
6.Какие существуют формы рефлексии;
7.Каковы функции рефлексии;
8.Заключение;
9.Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)

6.Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю. Принципы рефлексивной  психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 2001. №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

Проблема развития рефлексии  является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических  исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой  интерес, как в теоретическом, так  и в практическом плане, поскольку  позволяет приблизиться к пониманию  механизмов формирования личности.

В ряде экспериментальных  исследований рефлексия выступает  не только как существенный компонент  какого-либо другого предмета, но и  как предмет специального психологического изучения, например: в исследовании Н. И. Гуткиной рефлексивных ожиданий личности, М. М. Муканова -- специфики рефлексии у представителей «традициональной культуры», А. В. Захаровой, М. Э. Боцмановой и Е. Р. Новиковой -- возрастных особенностей рефлексии. При этом в зависимости от той области, в которой проводится психологическое исследование, выделяется та или иная «грань» рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект. В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

Момент личностно-смысловой  обусловленности становится центральным  при ином понимании механизма  рефлексии, а именно как переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т. е. своего поведения, как  целостного отношения к окружающему  миру. В процессе переосмысления выделяются 5 этапов (фаз): 1) актуализация смысловых  структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании; 2) исчерпание этих актуализировавшихся смыслов  при апробировании различных  стереотипов опыта и шаблонов действия; 3) их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в  контексте обнаруженных субъектом  противоречий; 4) инновация принципов  конструктивного преодоления этих противоречии через осмысление целостным  «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново -- собственно фаза «переосмысления»; 5) реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования  полученных в исследовании данных в  практической деятельности педагогов. В современной психологии наблюдается  как интенсивный рост экспериментальных  и прикладных исследований рефлексивных процессов, так и углубленный  анализ их теоретических оснований. В целом это свидетельствует  о выделении и становлении  такой особой области знания, как  психология рефлексии.

Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных  авторов -В.В.Столина, С.Ю.Степанова, Г.П.Щедровицкого, И.Н.Семенова и др., так и зарубежных - Дж.Локка, Буземана, и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рефлексия как механизм развития компетентного специалиста