Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 215.30 Кб (Скачать файл)

 Проблема развития  творческих способностей во многом  будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Что такое творческие способности  на самом деле? 

Очевидно, что рассматриваемое  нами понятие тесным образом связано  с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

Если внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  или действий, а создание новых  образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

Таким образом, в самом  общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода[38,43].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом  виде человеческой деятельности, то справедливо  говорить не только о художественных творческих способностях, но и о  технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах  творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление [6, 436]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 

       1. Быстрота - способность высказывать максимальное  количество идей (в данном случае  важно не их качество, а их  количество). 

      2. Гибкость - способность высказывать широкое  многообразие идей.

       3. Оригинальность - способность порождать новые  нестандартные идеи (это может  проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми)

      4. Законченность  - способность совершенствовать  свой «продукт» или придавать  ему законченный вид.

          Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

          Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался  сформулировать ответ на данный  вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: [51]

         1. Оригинальность, нетривиальность,  необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к  интеллектуальной новизне. Творческий  человек почти всегда и везде  стремится найти свое собственное,  отличное от других решение.

         2. Семантическая гибкость, т.е. способность  видеть объект под новым углом  зрения, обнаруживать его новое  использование, расширять функциональное  применение на практике.

         3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие  объекта таким образом, чтобы  видеть его новые, скрытые от  наблюдения стороны.

         4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать  разнообразные идеи в неопределенной  ситуации.

        Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [14,6-36].

         1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 

         2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

         3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 

       4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

       5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 

      6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 

       7. Гибкость мышления. 

      8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 

     9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 

     10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 

    11. Лёгкость генерирования идей. 

     12. Творческое воображение. 

     13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

В «дошкольных» занятиях - рисовании, играх, конструировании из кубиков - перед ребенком постоянно встают задачи, требующие представлять себе что-то в уме. Благодаря этому  у него развивается образное мышление.

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [12, 55].

1. Реализм воображения  – образное схватывание некоторой  существенной, общей тенденции или  закономерности развития целостного  объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

2. Умение видеть целое  раньше частей. 

        3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно  создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик  творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [9,86]:

   1. Способность рисковать. 

   2. Дивергентное мышление. 

   3. Гибкость в мышлении и действиях. 

   4. Скорость мышления. 

   5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 

   6. Богатое воображение. 

7. Восприятие неоднозначности  вещей и явлений. 

8. Высокие эстетические  ценности. 

9. Развитая интуиция. 

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о  составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. 

Исходя из этого, можно  определить основные направления в  развитии творческих способностей детей: 

   1. Развитие воображения. 

   2. Развитие качеств мышления, которые формируют творческие способности.

Можно выделить следующие  важнейшие качества мышления:

  1.Самостоятельность - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

   2.Инициативность - постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.

    3.Глубина - способность проникать в сущность вещей и явлений понимать причины и глубинные закономерности.

    4.Широта - способность видеть проблемы многосторонне, взаимосвязи с другими явлениями.

     5.Быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.

    6.Оригинальность - способность производить новые идеи, личные от общепринятых.

    7.Пытливость - потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.

     8.Критичность - объективная оценка предметов и явлений стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

    9.Торопливость - непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

В «Педагогике» Сластенина,  под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. [52] К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным  требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием  воображения, мышления,  фантазии, порождением  гипотез (Выготский Л. С., Пономарев  Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г.). Среди  предпосылок и оснований, характерных  для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые  выражаются в необыкновенной напряженности  внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу  интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую  фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [31; 27]. 

Л.С. Выготский, обращаясь  к творчеству, указывает на необходимость  проявления и развития способности  к созданию нового, все равно будет  ли это созданное какой-нибудь вещью  внешнего мира или известным построением  ума или чувства. В работах  Пономарева Я. А. отмечается, что к  полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет  ему ассимилировать нужным образом  сумму специальных знаний той  или иной области деятельности, необходимой  для ее дальнейшего развития, а  также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное  творчество [31]. Обращаясь к вопросу  о том, что является критерием  творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают  на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин), для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, творческие способности во многом зависят от воображения [6,141] поэтому мы   обращаемся   к   этой    характеристике.      Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности