Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 02:34, доклад
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Доклад на тему:
Развитие сознания человека под влиянием социальной среды
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Сознание человека основано на взаимодействии людей между собой и с окружающим миром. Оно развивается вместе с развитием, становлением, взрослением человека, на его структуру сознания влияет опыт, образование, интеллект, воспитание, окружение, физическое состояние и много других факторов.
Что является источником сознания? Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:
Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.
Третьим источником
сознания выступает весь
Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.
Социальное сознание имеет несколько уровней и указывает на степень явно выраженного осознания человеком себя как части большего целого, включает осознание влияния окружающих на собственное индивидуальное Я, а также осознание влияния своих поступков на окружающих.
Исследователи выделяют 5 уровней социального сознания:
1. Включенное социальное сознание (embedded social consciousness), когда сознание человека формируется вне осознания им социальных, культурных и биологических факторов, по сути, до-социальное сознание. На этом уровне человек открыто и непосредственно не осознаёт влияния среды, общих ценностей, стереотипов и установок на своё мировоззрение. Здесь процветают отношения, основанные на силе власти. Индивидуальное сознание контролируется масштабными социальными и экономическими силами. Собственная идентичность формируется экономическими факторами, включая материализм, капитализм, объективизацию природы. Однако индивидуальный выбор и творчество играют освобождающую роль для развития. Как показывает история, человеческий дух остается бодрствующим и сопротивляющимся давлению. Процессы глобализации и развития СМИ позволили значительно расширить диапазон факторов, определяющих индивидуальную и социальную идентичность, и привели к дезинтеграции плоского, статичного мировоззрения. Развитие интернета ещё больше усложняет формирование сознания, предлагая множество аватаров и виртуальных идентичностей.
Социальные и культурные
факторы взаимодействуют с
На данном уровне сознания люди живут годами, не осознавая того, как их восприятие, мотивация, действия и реакции формируются биологическими механизмами и системой социальных взаимодействий. Ещё меньше осознания может относиться к части влияния собственных поступков на окружение. Ощущение своего отдельного автономного Я, которое не подвержено воздействию окружения, ограничено. Часто в жизни таких людей происходят события, которые переворачивают их привычную систему взглядов, направляя их к саморефлексии.
2. Саморефлексирующее социальное сознание (self-reflexive social consciousness), когда благодаря наблюдению и размышлению люди обретают осознание того, что их опыт обусловлен социальным миром.
Ученые, теоретики и учителя
разных традиций начинают работать вместе,
чтобы изучить процессы, благодаря
которым человек может обрести
расширенное осознание
На этом уровне акцент ставится на развитии метакогнитивного сознания. Именно способность к саморефлексии, т.е. способность отсоединяться от опыта и наблюдать за ним со стороны, позволяет стимулировать процесс трансформации мировоззрения. Во всех религиозных традициях, от католицизма до буддизма, существуют медитативные практики, позволяющие развить способность к саморефлексии. Эта способность увеличивает когнитивную гибкость. Человек учится относиться к существующей у него системе ценностей и установок как к одной из возможных, следовательно, он осознаёт наличие множественности взглядов, способен выбирать осмысленно и испытывать комфорт в неизвестности. Для развития саморефлексии требуется поддержка, т.к. человек неизбежно сталкивается со своим несовершенством и ограничениями.
Кроме того, понимание ограничивающего влияния биологических, психологических и культурных факторов позволяет лучше осознать или хотя бы обратить внимание на состояния других людей. Дэниэл Гоулман (Daniel Goleman), известный исследовать проблемы социального и эмоционального интеллекта, говорит так: «Просто обращение внимания позволяет нам установить эмоциональную связь. В отсутствии внимания у эмпатии нет шанса».
Чем более зрелой становится
способность осознанно
3. Вовлеченное социальное сознание (engaged social consciousness), когда люди не только осознают социальную среду, но и начинают мобилизовать намерение привнести ощутимую пользу, что проявляется в конкретных внешних действиях. Когда человек осознаёт своё индивидуальное Я и свои отношения с другими и с миром, пассивное осознание может со временем смениться желанием активно участвовать в улучшении благополучия других и мира. Страдания других могут вызывать пассивное сочувствие, но человек, осознающий своё влияние на социальную среду, часто пробуждается для желания и намерения облегчить это страдание, воздействуя напрямую или косвенно через свои выборы и решения, куда направить свою энергию и ресурсы.
Шелдон Берман (Sheldon Berman) считает, что этическая чувствительность появляется у людей значительно раньше, чем принято было считать. Трансформация мировоззрения наиболее сильно активизируется через беседы о точке зрения другого человека. Он предлагает целенаправленно развивать осознанность людей, культивировать умение видеть возможности для применения осознанного действия с намерением произвести изменение, которое будет внешне заметным.
Наука всё чаще говорит нам, что люди предрасположены устанавливать связи. Нейробиология утверждает, что мозг человеческого существа развивается физиологически благодаря привязанности к близким людям, начиная от родной семьи и заканчивая большими сообществами. Также новые данные говорят, что мозг человека реагирует и растет благодаря установлению смыслов. Мы рождены со встроенной способностью и мотивацией к поиску цели и к рефлексии относительно своей роли в отношениях с другими и со средой. Последние исследования в нейробиологии мозга позволяют строить гипотезы о том, что мозг – это социальный орган, который развивается за счет опыта и вовлеченности (см. работы Cozolino, 2006; Siegel, 1999).
4. Сотрудничающее социальное сознание (collaborative social consciousness), когда люди видят себя частью сообщества и начинают сотрудничать с другим, сотворяя, совместно формируя социальную среду общими действиями, такими как коллективный запрос, социальные сети, обучение через социальную среду.
С увеличением осознанности
себя в отношениях с социальными
проблемами и вызовами, человек может
начать испытывать желание совершать
не только индивидуальные действия, но
и участвовать в создании решений
совместно с другими людьми. В
образовательной сфере всё
Когда люди впервые начинают
активную деятельность во внешней среде,
сначала это может выглядеть
как желание «помочь», как «миссия
по спасению». Наряду с благотворительностью,
это напоминает улицу с односторонним
движением: «Я будут отдавать тебе».
Но с увеличением осознанности ограниченность
этого взгляда трансформируется
и обнаруживается, что вовлеченность
в отношения с миром должна
носить характер сотрудничества, а
не предписаний. Ключевой механизм, активирующий
новое когнитивное видение
Разработано множество подходов,
которые позволяют усилить
Поскольку у людей есть способность обучаться на примере других, то наличие ролевых моделей может помочь им прийти к просоциальному поведению вместо действий, преследующих узко индивидуальные цели или цели противостояния с миром. В этом процессе трансформация мировоззрения включает общую идентичность в связи с сотрудничеством и общими целями, но также признаёт здоровую индивидуальность.
5. Резонантное социальное сознание (resonant social consciousness), когда человек ощущает сущностную взаимосвязанность с другими, возникает поле разделяемого общего опыта, дающее жизнь новому уровню проживания, что выражается в образовании новых социальных групп и способствует социальной трансформации. Люди, приходящие на данный уровень сознания сообщают, что их опыт превосходит и напрямую не вытекает из физических характеристик группы.
Исследователи Тикл-Дегнан и Розенталь (L. Tickle-Degnan, R. Rosenthal) указывают наличие трех необходимых компонентов для возникновения резонантного сознания: разделенное внимание, добрые чувства (которые в значительной мере возникают благодаря интонации голоса и выражению лиц находящихся рядом людей) и синхрония, или высокая степень координации. Находясь в таком состоянии сознания, люди ведут себя свободно и спонтанно отвечают на стимулы из окружения. Взаимодействие походит на танец, как если бы запрос и реакция в этом взаимодействии были заранее спланированы, хотя происходя спонтанно.
Восприятие взаимосвязи
с другими зависит в меньшей
степени от того, что говорится, и
в большей степени от глубинных
невербальных эмоциональных связей.
Самосознание и комфорт нахождения
с другими кажутся здесь
Резонантное сознание также было в терминах трансперсональной психологии. Трансперсональный опыт воспринимается практикующим как связь с расширенным Я. Это чувство превосходит индивидуальный опыт и любые физические аспекты человеческого взаимодействия.
Уровни социального сознания представлены в виде матрешки. Модель матрешки означает, что продвигаясь от одного уровня сознания к другому, человек одновременно превосходит предыдущий уровень и включает его, таким образом, все виды социального сознания оказываются активны в более зрелых и развитых личностях. Продвижение по уровням сознания не обязательно должно происходить в связи с жизнеизменяющими событиями. Его можно целенаправленно осуществлять через намеренную практику и эмпирическое обучение.
Развитие сознания исключает необдуманность, импульсивность, банальность поступков. Неординарный человек – это человек с развитым сознанием. Чтобы развить сознание необходимо приложить усилия, потрудиться. Все ли хотят это делать? Увы, к сожалению, большинство людей остаются заурядными «серыми мышками» со своими комплексами и стереотипами, боящимися нового, необычного, не верящими ни в себя, ни в свои возможности, ни в чудеса. Пользы от них мало. И прогресс они не ускорят. Поэтому речь не о них.
Развитие сознания даёт человеку свободу выбора, свободу мысли, поступков. Он полностью контролирует свою жизнь, не надеется на «доброго дядю». Именно такие люди меняют окружающий мир и влияют на историю. Живое активное сознание человека рождает отчётливые мысли, прогрессивные идеи, заставляющие плодотворно и целенаправленно действовать, тем самым изменяя действительность.
Информация о работе Развитие сознания человека под влиянием социальной среды