Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:36, статья
Тема данной статьи является актуальной так как процесс самосознания присущ каждому человеку, а его «развитие» и «совершенствование» делает личность человека более полноценной, помогает преодолеть комплексы и разрешить внутренние конфликты. Так же, тема статьи охватывает период жизни через который проходил(проходит или будет проходить) каждый человек- подростковый возраст. В свою очередь процесс формирования самосознания является важным этапом подросткового возраста. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая в свою очередь выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков
Развитие самосознания у современных подростков.
Хушвахтова Анна Борисовна
Специальность «Организационная Психология»
Студентка группы ДГП-501
Научный руководить- Корецкая Ирина Александровна.
Тема данной статьи является актуальной так как процесс самосознания присущ каждому человеку, а его «развитие» и «совершенствование» делает личность человека более полноценной, помогает преодолеть комплексы и разрешить внутренние конфликты. Так же, тема статьи охватывает период жизни через который проходил(проходит или будет проходить) каждый человек- подростковый возраст. В свою очередь процесс формирования самосознания является важным этапом подросткового возраста. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая в свою очередь выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.[1]
В своей работе мы рассмотрим не только само понятие самосознания , но и попытаемся найти закономерности в его развитии у подростков.
Представление человека о
самом себе далеко не всегда адекватно.
Мотивы, которые человек выдвигает,
обосновывая перед другими
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем,-это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство-мудрость.
Всякое изменение жизненного
положения человека в общественной,
трудовой, личной жизни не только изменяет
деятельность человека, но изменяет отношение
человека к себе как к деятелю,
как к субъекту этого положения.
Следовательно, осознать себя - это
значит осознать себя не только как
психофизическое существо, но и как
человека с присущими ему социо-
В рамках выбранной темы нами было проведено исследование, определена цель, поставлены задачи, выбран объект и предмет исследования.
Цель данной работы: выявить возможные закономерности в развитии самосознания у подростков .
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Для реализации поставленных задач нами была выбрана следующая методика: Метод диагностики межличностных отношений ДМО Л.Н.Собчик, [3]
Объектом данного исследования являются подростки в возрасте от 11 до 17 лет.
Предмет исследования: особенности самосознания у мальчиков и девочек подросткового возраста.
В нашей работе выдвигается гипотеза: у группы школьников в возрасте от 15до 17 лет уровень самосознания должен быть выше , чем у группы в возрасте от 11 до 13лет.
Результаты исследования:
По 1 группе школьников в возрасте от 15 до 17:
У 15 из 20 испытуемых имеют место быть внутриличностные конфликты(что составляет 75 %).
По 2 группе школьников в возрасте от 11 до 13:
У 10 из 20 испытуемых имеют место быть внутриличностные конфликты(что составляет 50%) .
Вывод: благодаря полученным данным, можно увидеть взаимосвязь между возрастом испытуемых и наличием у них внутриличностных конфликтов . А учитывая, то что наличие данных конфликтов свидетельствует о более глубоком и зрелом самосознании у испытуемого, становится очевидно, что чем старше испытуемый тем таких конфликтов у него больше. Что подтверждается проведенным исследованием.
Заключение
Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. [4]
Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями., а значит уровень самосознания выше.
Иными словами Не совпадение в сознании индивида идеального и реального Я, порождается мыслительной деятельностью и рефлексией. Именно благодаря этим когнитивным процессам человек обнаруживает свои недостатки, достоинства, способности, особенности и тд. То есть создает для себя свой образ. Если эти процессы не достаточно «глубоки», то и образ будет не соответствовать реальности, а значит и уровень самосознания будет значительно ниже.
Учитывая особенности подросткового возраста ( сложный эта становления личности, комплексы, самоидентификация и тд), отсутствие расхождений между «идеальным « и «реальным» Я скорее всего говорит, о не полном самосознании индивида, не достаточном погружении в себя, оценки своих действий- не глубоких мыслительных процессах.
Опираясь на полученные данные, фиксирующие большее количество внутриличностных конфликтов у подростков в возрасте от 15 до 17 лет, чем у подростков в возрасте о 11 до 13( на 25%) можно подтвердить выдвинутую гипотезу. Действительно, в подростковом периоде уровень самосознания на прямую зависит от возраста подростка, чем он старше тем соответственно лучше ,дольше он знает себя, рефлексирует, создает для себя образы «идеального я» и «примеряет» на свое «реальное я». А значит (опираясь на интерпретацию методики ДМО) количество конфликтов между этими двумя я возрастает, которые являются механизмом развития самосознания и формирования верного, целостного образа Я.
Список литературы
Информация о работе Развитие самосознания у современных подростков