Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

В младенческий период продолжают развиваться двигательная и рецепторная сферы ребенка. При этом наблюдается несоответствие в их формировании., Развитие сенсорных процессов младенца протекает интенсивнее, активнее, нежели развитие его моторики. У животных, напротив, моторика к моменту рождения уже организована или же формируется раньше, чем могут быть сформированы условные рефлексы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 23.58 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования 

Белорусский Педагогический Государственный Университет

им. М. Танка

 

 

факультет дошкольного  образования

 

 

 

по детской психологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

На тему: «Развитие рецепторной  и двигательной сферы младенца»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки заочного образования 112гр

        Факультет дошкольного образования 

Дубовик Н. Г.

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

Развитие рецепторной  и двигательной сферы младенца.

В младенческий период продолжают развиваться двигательная и рецепторная сферы ребенка. При этом наблюдается несоответствие в их формировании., Развитие сенсорных процессов младенца протекает интенсивнее, активнее, нежели развитие его моторики. У животных, напротив, моторика к моменту рождения уже организована или же формируется раньше, чем могут быть сформированы условные рефлексы. Однако длительное, беспомощное младенчество, отсутствие у ребенка значительного количества врожденных форм поведения представляет собой не слабость, а достоинство, силу его. Благодаря этому дитя человека оказывается максимально пластичным, гибким, приобретает огромные возможности в усвоении нового опыта, человеческих форм поведения, способность приспособляться к меняющемуся значительно быстрее, чем природная среда животных, миру, созданному человечеством.

В течение  уже первых двух месяцев жизни  у ребенка интенсивно развиваются движения глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Акт смотрения развивается таким путем: в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взор ребенка на предмете остановить еще очень трудно; в 3-5 недель возникает задержка взора на предмете, хотя и очень незначительная; в 4-5 недель ребенок уже умеет следить за предметом на расстоянии 1-1,5м; в 2 мес. он научается следить за предметом, находящимся на расстоянии 2-4м, а в 3 мес. - на расстоянии 4-7м; в период с 6 до 10 недель ребенок уже следит за движущимся по кругу предметом. К четырем месяцам жизни акт смотрения уже достаточно сформирован.

Умение  направлять движения ручек к предмету и его ощупывание возникают только на четвертом месяце, а хватание предмета возникает только между пятым и шестым месяцами.

Таким образом, развитие руки - и как органа действия, и как органа осязания - запаздывает по сравнению с развитием зрения. Сидение, стояние, ползание и ходьба формируются еще позже, во вторую половину первого года жизни. Порядок развития движений наследственно не фиксирован, а зависит от воспитательных воздействий. У одного ребенка раньше может появиться сидение, а потом стояние, у другого же наоборот (то же относится к ползанию и ходьбе).

Развитие  глаз к четвертому месяцу жизни позволяет  ребенку лишь следить за движущимся объектом. Нет еще ни движения самих глаз по предмету(рассматривания), ни зрительного поиска предмета. Увидев предмет, ребенок длительно фиксирует его взглядом, затем начинает шевелиться, ощупывать кисти собственных рук, не делая пока движений в сторону предмета. Только после того, как предмет несколько раз был вложен в руку ребенка и зрительные и осязательные ощущения от него ассоциировались (т. е. установилась условная связь), появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета; ребенок цепляется за него пальцами. Именно на этом этапе начинается длительный и в дальнейшем многократно качественно изменяющийся процесс развития произвольного характера движений. Этот период интересен и потому, что начинается комплексное восприятие предметов — ощупывание и разглядывание объекта, поворот головы в сторону звучащего предмета. Ребенок на четвертом месяце жизни начинает ощупывать случайно задетый предмет, появляется повторное похлопывание по нему рукой. Притягивание случайно задетого предмета подкрепляется его непосредственным охватыванием. Действия ребенка становятся результативными — он повторно притягивает или отбрасывает предмет, размахивает им, стаскивает один предмет с другого. В этих действиях появляется новое — предмет перемещается в пространстве. С этого времени, увидев предмет на досягаемом расстоянии, ребенок сразу же протягивает к нему руки и пытается его достать; захватывания происходят посредством противопоставления большого пальца. Такое оформившееся хватание можно наблюдать у детей 5—5,5 месяца. Из 2—3 игрушек ребенок начинает выбирать предпочтительную.


Движения  руки младенца имеют особенно большое  значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.; Координированные действия рук развиваются с появлением комплекса оживления. В это время ребенок, радуясь, обычно выпрямляет руки. В процессе этих движений у него укрепляются мышцы-разгибатели, появляется способность дотрагиваться до своего тела, до окружающих предметов.

В период с седьмого по десятый месяц происходит формирование активного манипулирования с предметом. Теперь ребенок часто играет, проявляет интерес к мелким предметам — пуговицам, бусам, глазам и носу куклы. Первые условные двигательные рефлексы носят еще малодифференцированный характер. Это неточные движения всей рукой в направлении объекта, который вызвал реакцию. На девятом месяце жизни появляются такие условные двигательные рефлексы, в которых обнаруживаются выработанные движения пальцев: протягивая руку к мелкому предмету, ребенок нацеливается на него двумя пальцами — указательным и большим, а при виде больших предметов — раскрывает все пальцы; появляются указательные движения пальцами. На 11-м месяце ребенок начинает манипулировать двумя предметами. Появляется то, что можно определить, как элементарное планирование действия: взяв в руку палочку, ребенок ищет, куда бы ее воткнуть, пытается закрыть крышку коробочки и т. д. Развитие все более тонких и точных движений рук, пальцев, выработка условно-рефлекторных движений пальцев и ладони отражают не только совершенствование двигательных функций речи, но и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка.

Специально организуемая взрослыми деятельность ребенка с предметами приводит к развитию наглядно-действенного мышления. Направленность действия на получение определенного результата формирует и зачатки волевых качеств малыша. Накопленные к концу первого года жизни разнообразные действия с предметами будут служить фундаментом более сложных игр на втором году жизни. С образованием предметных действий зрение и слух приобретают решающее значение в развитии рецепторов и познавательной сферы.

После полугодия ребенок учится ползать, вставать, садиться, переступать, держась за барьер манежа или кроватки. Наиболее полезно для развития костно-мышечной системы ползание. Оно способствует укреплению всей костно-мышечной системы малыша и установлению (к 7— 8 месяцам) зрительно-двигательной координации. У ребенка проявляется также активность, расширяются представления об окружающем, так как возможность перемещаться позволяет знакомиться с большим количеством новых 'предметов.

Научившись ползать, малыш к 8 месяцам  устойчиво сидит и стоит, сначала с опорой на предмет, а затем без опоры. Наконец, к концу первого года жизни появляется ходьба, что имеет исключительно важное значение для всего последующего развития ребенка. Приобретение вертикального положения тела значительно расширяет диапазон восприятия окружающей действительности и активного соприкосновения с предметами, открытие их свойств. Такое изучение предметов, открытие их свойств и овладение соответствующими действиями происходит лишь при условии специального обучения. В группе воспитателю следует продумать наличие двигающихся игрушек, разных коробочек с мелкими предметами, вкладышей и т. д. Взрослый учит, показывая и сопровождая словесным объяснением, ребенок сосредоточивает свое внимание на лице взрослого и на показываемых действиях. Легче усваивается ребенком действие, подкрепленное другим интересным раздражителем. Например, показывая малышу, как вкладывать шарик в коробочку, взрослый кладет шарик так, чтобы раздался звук.


Как видим, все обучение ребенка происходит посредством взрослого, в тесном контакте и деловом общении с ребенком.

Во втором полугодии интенсивно развивается  понимание речи взрослых. Речь взрослых уже была включена в уход за ребенком: в процесс кормления, укладывание  спать и в другие процедуры - и  являлась своеобразным сопровождением тех действий, которые взрослый производит с ребенком. Значение такой речи очень велико, ибо ребенок прислушивается к ней, начинает понимать и выделять в ней и отдельные слова.

В ситуации удовлетворения потребностей ребенка  можно добиться понимания слов, относящихся к действиям с предметами, но невозможно организовать понимание названий предметов. Ситуацией, наиболее способствующей развитию понимания названий предметов, является зрительное восприятие и рассматривание этим предметов.

Ориентировочная реакция на зрительный раздражитель является значительно более стойкой, чем на слуховой.

Главными  предпосылками возникновения понимания  речи являются:   1.выделение предмета из обстановки,

2.сосредоточение  на предмете,

3.наличие  у ребенка ярко выраженной  эмоциональной реакции на обстановку.

То понимание  раньше всего появляется на вопрос: «Где то-то?» («Где часы? », «Где кукла?»). Взрослый вызывает у ребенка ориентировочную реакцию на определенный предмет. В результате многократного повторения возникает связь произносимого взрослым слова с воспринимаемым предметом. Таким образом, здесь имеется связь слова не столько с предметом, сколько с местом, где он находится, и с направлением движения по его поиску. На этом этапе основное значение в речи взрослых обычно имеет интонация вопроса, а не его предметное содержание. Наконец, возникает дифференцированная связь между обозначением предмета и самим предметом, которая возникает у ребенка около 10 мес.

К концу  первого года жизни количество таких  слов, понимаемых ребенком, еще невелико и ограничивается 10-20. В самом конце первого года жизни возникает и первое слово самого ребенка -в виде называния найденного предмета. Как правило, это слово относится к предмету, название которого ребенок уже понимает.

Самое существенное приобретение заключается в том, что на первом году жизни у ребенка  возникла основная социальная потребность» -потребность в общении со взрослыми. Развитие ребенка уже в этот наиболее ранний период идет на основе общения со взрослыми Удовлетворение органических потребностей само по себе не приводит ни к новым действиям, ни к пониманию речи, ни к ходьбе. Все эти приобретения возникают у ребенка в связи с потребностью в общении и на основе связанных с ним форм познания и действий с предметами.

Итак, на протяжении младенческого  периода идет интенсивное развитие ребенка. У него формируется восприятие, представление о предметах окружающего мира, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Развивается возникшая в конце периода новорожденности потребность в общении. Появляются способность к пониманию человеческой речи и первые самостоятельные слова. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Ведущее значение в психическом развитии ребенка приобретает удовлетворение новых его потребностей — в общении с людьми, в новых впечатлениях. Важнейшие новообразования в психике младенца формируются в процессе эмоционально-личностного и делового общения со взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько – Детская психология.
  2. Д. Б. Элькони – Детская психология

 


Информация о работе Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца