Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 01:53, практическая работа
Здоровый ребенок:
• 0-1 мес. Неразличаемый плач. Первая реакция на окружающую среду, результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам;
• Со второго месяца – синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте – повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза;
Стадія |
Психосоціальний розвиток |
Сильний аспект особистості |
Дитинство (0-1 рік) |
Основна віра і надія проти основної безвихідності (довіра - недовіра). |
Надія |
Раннє дитинство (1-3 роки) |
Самостійність проти почуття провини і страху осуду (самостійність - сором, сумнів) |
Сила волі |
Вік гри (3-6 років) |
Особиста ініціатива проти почуття провини і страху осуду (ініціативність - почуття провини) |
Цілеспрямованість |
Молодший шкільний вік (6-12 років) |
Заповзятливість проти почуття неповноцінності (працьовитість - почуття неповноцінності) |
Компетентність |
Підлітковий вік - рання юність (12-19 років) |
Ідентичність проти змішання ідентичності (егоідентичність - рольове змішання) |
Вірність |
Юність (20-25 років) |
Інтимність проти ізоляції (інтимність - ізоляція) |
Любов |
Дорослість (26-64 років) |
Продуктивність проти застою, захопленість собою (продуктивність - застій) |
Турбота |
Старість (65 років-смерть) |
Цілісність, універсальність проти розпачу (егоінтеграція - відчай) |
Мудрість |
Рис.41.1. Стадії психосоціального розвитку (за Е. Еріксоном)
Здоровый ребенок:
• 0-1 мес. Неразличаемый плач. Первая
реакция на окружающую среду, результат
тотального телесного ответа; избирательность
к речевым стимулам;
• Со второго месяца – синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте – повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза;
• 1-5,6 мес.Различаемый плач. Голодный плач, плач, связанный с болью в животе, и т.д.;
• 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи, даже когда мать пытается имитировать гуление ребенка;
• 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов;
• 9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.
• Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают;
• Узнавание на
фотографиях близких, себя – с 2–2,5
лет (когда формируется
• После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими;
• Присутствуют положительные эмоции при виде новых игрушек, при общении
• После трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания
• Выражает желание что-то сделать самостоятельно.
• Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением – когда представляют, например, что палка – это лошадка)
Возрастные нормы психического развития для детей от 1-3 лет (Мюнхенская методика)
Возрастные нормы психического развития для детей от года до трех лет (Мюнхенская методика):
(речевое развитие, перцепция, навыки и умения, моторика)
Для детей от года до трех лет (данные - в месяцах) .
Моторика
Делает 3 шага вниз по ступенькам без поддержки - 45 мес.
Прыгает через линию шириной 20 см. не задевая ее – 40
Ловит мяч на расстоянии двух метров - 43
Спускается на три ступеньки вниз, придерживаясь одной рукой – 37
Катается на трехколесном велосипеде - 36
Стоит на одной ноге 2 секунды без поддержки – 31 мес.
Прыгает вперед, не падая – 30
Может подпрыгнуть на месте, не упав – 28
Делает 5 шагов на цыпочках без поддержки – 27
Придерживаясь одной рукой, стоит на одной ноге 3 сек. – 26
Придерживаясь одной рукой, спускается на три ступеньки приставными шагами – 21
Залазит и слазит со стула без помощи – 19,5
Делает три шага назад - 19
Залазит и слазит с дивана без помощи – 18
Идет и несет двумя руками мяч – 17
Делает самостоятельно три шага - 16
Стоит не менее 2 секунд без поддержки - 15
Ходит, придерживаясь одной рукой - 14
Карабкается на одну ступеньку – 13,5
Делает несколько шагов вдоль мебели – 12,5
Поднимается в вертикальное положение и стоит несколько секунд – 11,5
Навыки и умения (самостоятельность)
Сам одевает штанишки – 42
В течение дня, как правило, сухой – 41
Иногда остается в течение дня сухим – 37
Самостоятельно расстегивает большие пуговицы – 35
Моет руки с мылом и вытирает их – 34
Одевает тапочки – 31
Ест ложкой, не пачкаясь – 28
Интересуется действиями взрослых - 27
Снимает с себя расстегнутую кофточку – 26
Старается вытирать руки – 25
Размешивает жидкость чайной ложкой в чашке – 23
Направляет ручки под струю воды из крана – 21
Самостоятельно пьет из чашки – 20
Движениями тела помогает одеваться – 13,5
Аккуратно пьет из кружки, которую поддерживают – 12
Берет и съедает кусочки хлеба – 11
Стягивает шапку с головы - 10
Мелкая моторика
Рисует замкнутый круг - 43
Рисует горизонтальную и вертикальную линию -42
Делает из пластилина валик (цилиндр)- 40
Имитирует движения при письме - 39
Разрывает бумагу встречными движениями рук -38
Разрезает бумагу ножницами (два надреза) - 36
Раскручивает и закручивает крышку на бутылочке - 32
Нанизывает бусину- 30
Складывает спички в коробочку - 22
Рисует штрихи с закругленными концами - 21
Нанизывает на стержень пирамиды 2 кольца - 17
Рисует точки и штрихи на бумаге -15,5
Кидает 2 шайбочки в банку – 14,5
Переворачивает страницы книги – 13,5
Рукой возит машинку туда-сюда – 13
Подбирает мелкие предметы выпрямленным большим и указательным пальцами – 11,5
Постукивает горизонтально кубиком по кубику – 11
Снимает кольцо с руки – 10,5
Понимание взаимосвязей (перцепция)
Из четырех кубиков составляет квадрат - 38
Делает «мост» из трех кубиков – 35
Сортирует три из четырех кубиков по цвету - 32
Составляет ряд из 5 кубиков - 29
Складывает квадрат, треугольник, и круг в форму – 28
Кладет спичку в открытую коробку – 23
Вытряхивает предмет из бутылочки (коробочки) – 22
Находит предмет под одной из двух пасочек – 20
Использует указательный жест – 17
Вставляет маленькую пасочку в большую – 18
Закрывает баночку крышечкой – 14,5
Подтягивает к себе игрушку за шнурок – 14
Следит за направлением по указательному жесту – 13
Находит предмет под пасочкой - 12
Активная речь
Подбирает антонимы к двум (из трех) прилагательных (горячий, светлый, грязный) – 51
Говорит первые предложения из шести слов – 48
Использует слово «почему?» - 44
Используем местоимения «мне», «тебе» - 39
Использует числительное «два» - 38
Говорит первые предложения из четырех слов – 36
Говоря о себе, использует местоимение «Я» - 34
Говорит первые предложения из трех слов – 32
Говоря о себе, использует свое имя – 31
Говорит первые предложения из двух слов -26
Может вербвльно отклонить требование - 25
Повторяет знакомые слова – 23
Выражает желание словами «дай», «ам-ам»- 22
Называет предмет по просьбе – 21
Подтягивает детскую песенку – 18
Произносит три осмысленных слова – 16,5
Произносит два осмысленных слова - 15
Использует слова «мама» и «папа» отлько по отношению к людям – 14,5
Выражает желание отдельными звуками, например «ам» - 13,5
Говорит двойные или одинарные слоги со смыслом - 12
Говорит слоги (ма-ма, та, тя) без смысла - 11
Понимание речи
Дважды верно показывает самую длинную линию из трех - 45
Знает свой пол – 43
По просьбе взрослого показывает подбородок – 39
Знает понятие «легкий», может указать на более легкий предмет – 36
Понимает вопрос «что ты делаешь ложкой?» - 35
Понимает 2 из четырех слов – на, под, возле, сзади – 33
Показывает по просьбе взрослого свои руки – 29
Знает понятие «большой», может указать на более крупный предмет – 28
Знает понятие «холодный» - 27
Показывает 3 части тела – 24
Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол» - 21
Показывает свой живот – 20
По просьбе открывает баночку – 18
Ищет свою бутылочку или чашку, когда идет речь о еде – 16
Ищет по просьбе предмет, с которым только что игрался – 15
Выполняет просьбу «иди сюда», «дай мне» - 14
Реагирует на похвалу или запрет – 12,5
Оборачивается, когда родители называют его имя – 11,5
Ищет по просьбе взрослого маму или папу - 11
Основные возрастные нормативы психического развития |
|
Многие мамы воспринимают
рядовой визит в поликлинику,
как экзамен. А как ещё |
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека: