Развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 01:53, практическая работа

Описание работы

Здоровый ребенок:
• 0-1 мес. Неразличаемый плач. Первая реакция на окружающую среду, результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам;
• Со второго месяца – синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте – повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза;

Файлы: 1 файл

возрастные нормы.docx

— 39.06 Кб (Скачать файл)

Стадія

Психосоціальний розвиток

Сильний аспект особистості

Дитинство

(0-1 рік)

Основна віра і надія проти основної безвихідності (довіра - недовіра).

Надія

Раннє дитинство

(1-3 роки)

Самостійність проти почуття провини і страху осуду (самостійність - сором, сумнів)

Сила волі

Вік гри

(3-6 років)

Особиста ініціатива проти почуття провини і страху осуду (ініціативність - почуття провини)

Цілеспрямованість

Молодший шкільний вік

(6-12 років)

Заповзятливість проти почуття неповноцінності (працьовитість - почуття неповноцінності)

Компетентність

Підлітковий вік - рання юність

(12-19 років)

Ідентичність проти змішання ідентичності (егоідентичність - рольове змішання)

Вірність

Юність

(20-25 років)

Інтимність проти ізоляції (інтимність - ізоляція)

Любов

Дорослість

(26-64 років)

Продуктивність проти застою, захопленість собою (продуктивність - застій)

Турбота

Старість

(65 років-смерть)

Цілісність, універсальність проти розпачу (егоінтеграція - відчай)

Мудрість


Рис.41.1. Стадії психосоціального розвитку (за Е. Еріксоном)

 

Здоровый ребенок: 
• 0-1 мес. Неразличаемый плач. Первая реакция на окружающую среду, результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам;

• Со второго месяца – синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте – повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза;

• 1-5,6 мес.Различаемый плач. Голодный плач, плач, связанный с болью в животе, и т.д.;

• 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи, даже когда мать пытается имитировать гуление ребенка;

• 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов;

• 9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.

• Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают;

• Узнавание на фотографиях близких, себя – с 2–2,5 лет (когда формируется самосознание: «Я» и «Не я»), правильное представление  о своем теле.

• После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими;

• Присутствуют положительные  эмоции при виде новых игрушек, при  общении

• После трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания

• Выражает желание  что-то сделать самостоятельно.

• Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением – когда представляют, например, что палка – это лошадка)

 

Возрастные нормы  психического развития для детей  от 1-3 лет (Мюнхенская методика)

Возрастные нормы психического развития для детей от года до трех лет  (Мюнхенская методика):

(речевое развитие, перцепция,  навыки и умения, моторика)

Для детей от года до трех лет (данные - в месяцах) .

 

Моторика

Делает 3 шага вниз по ступенькам без поддержки  -  45 мес.

Прыгает через линию шириной 20 см. не задевая ее – 40

Ловит мяч на расстоянии двух метров - 43

Спускается на три ступеньки  вниз, придерживаясь одной рукой  – 37

Катается на трехколесном велосипеде    - 36

Стоит на одной ноге 2 секунды  без поддержки – 31 мес.

Прыгает вперед, не падая  – 30

Может подпрыгнуть на месте, не упав – 28

Делает 5 шагов на цыпочках без поддержки – 27

Придерживаясь одной рукой, стоит  на одной ноге 3 сек. – 26

Придерживаясь одной рукой, спускается на три ступеньки приставными  шагами – 21

Залазит и слазит со стула  без помощи – 19,5

Делает три шага назад  - 19

Залазит  и слазит с  дивана без помощи – 18

Идет и несет двумя  руками мяч – 17

Делает самостоятельно три  шага  - 16

Стоит не менее 2 секунд без  поддержки - 15

Ходит, придерживаясь одной  рукой - 14

Карабкается на одну ступеньку  – 13,5

Делает несколько шагов  вдоль мебели – 12,5

Поднимается в вертикальное положение и стоит несколько  секунд – 11,5

 

Навыки  и умения (самостоятельность)

Сам одевает штанишки – 42

В течение дня, как правило, сухой – 41

Иногда остается в течение  дня сухим – 37

Самостоятельно расстегивает большие пуговицы – 35

Моет руки с мылом и  вытирает их – 34

Одевает тапочки – 31

Ест ложкой,  не пачкаясь – 28

Интересуется действиями взрослых -  27

Снимает с себя расстегнутую кофточку – 26

Старается вытирать руки – 25

Размешивает жидкость чайной ложкой в чашке – 23

Направляет ручки под  струю воды из крана – 21

Самостоятельно пьет из чашки  – 20

Движениями тела помогает одеваться – 13,5

Аккуратно пьет из кружки, которую  поддерживают – 12

Берет и съедает кусочки  хлеба –  11

Стягивает шапку с головы - 10

 

Мелкая  моторика

Рисует замкнутый круг - 43

Рисует горизонтальную и  вертикальную линию -42

Делает из пластилина валик (цилиндр)- 40

Имитирует движения при письме - 39

Разрывает бумагу встречными движениями рук -38

Разрезает бумагу ножницами (два надреза) - 36

Раскручивает и закручивает  крышку на бутылочке - 32

Нанизывает бусину- 30

Складывает спички в коробочку - 22

Рисует штрихи с закругленными  концами - 21

Нанизывает на стержень пирамиды 2 кольца - 17

Рисует точки и штрихи на бумаге -15,5

Кидает 2 шайбочки  в банку – 14,5

Переворачивает страницы книги – 13,5

Рукой возит машинку туда-сюда – 13

Подбирает мелкие предметы выпрямленным большим и указательным пальцами – 11,5

Постукивает горизонтально  кубиком по кубику – 11

Снимает кольцо с руки – 10,5

 

Понимание взаимосвязей (перцепция)

Из четырех кубиков  составляет квадрат - 38

Делает «мост» из трех кубиков  – 35

Сортирует три из четырех  кубиков по цвету - 32

Составляет ряд из 5 кубиков  - 29

Складывает квадрат, треугольник, и круг в форму – 28

Кладет спичку в открытую коробку – 23

Вытряхивает предмет из бутылочки (коробочки) – 22

Находит предмет под одной  из двух пасочек – 20

Использует указательный жест – 17

Вставляет маленькую пасочку в большую – 18

Закрывает баночку крышечкой  – 14,5

Подтягивает к себе  игрушку  за шнурок – 14

Следит за направлением по указательному жесту – 13

Находит предмет под  пасочкой  - 12

 

Активная  речь

Подбирает антонимы к двум (из трех) прилагательных  (горячий, светлый, грязный) – 51

Говорит первые предложения  из шести слов – 48

Использует слово «почему?» - 44

Используем местоимения  «мне», «тебе» - 39

Использует числительное «два» - 38

Говорит первые предложения  из четырех слов – 36

Говоря о себе, использует местоимение «Я» - 34

Говорит первые предложения  из трех слов – 32

Говоря о себе, использует свое имя – 31

Говорит первые предложения  из двух слов  -26

Может вербвльно отклонить требование  - 25

Повторяет знакомые слова  – 23

Выражает желание словами  «дай», «ам-ам»- 22

Называет предмет по просьбе  – 21

Подтягивает детскую песенку  – 18

Произносит три осмысленных  слова – 16,5

Произносит два осмысленных  слова - 15

Использует слова «мама» и «папа» отлько по отношению к людям – 14,5

Выражает желание отдельными звуками, например «ам» - 13,5

Говорит двойные или одинарные  слоги со смыслом - 12

Говорит слоги (ма-ма, та, тя) без смысла - 11

 

Понимание речи

Дважды верно показывает самую длинную линию из трех - 45

Знает свой пол – 43

По просьбе взрослого  показывает подбородок – 39

Знает понятие «легкий», может указать на более легкий предмет – 36

Понимает вопрос «что ты делаешь ложкой?» - 35

Понимает 2 из четырех слов – на, под, возле, сзади – 33

Показывает по просьбе  взрослого свои руки – 29

Знает понятие «большой», может указать на более крупный  предмет – 28

Знает понятие «холодный» - 27

Показывает  3 части тела – 24

Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол» - 21

Показывает свой живот  – 20

По просьбе открывает  баночку – 18

Ищет свою бутылочку или  чашку, когда идет речь о еде – 16

Ищет по просьбе предмет, с которым только что игрался  – 15

Выполняет просьбу «иди сюда», «дай мне» - 14

Реагирует на похвалу или  запрет – 12,5

Оборачивается, когда родители называют его имя – 11,5

Ищет по просьбе взрослого  маму или папу - 11

Основные возрастные нормативы  психического развития


 

 Многие мамы воспринимают  рядовой визит в поликлинику,  как экзамен. А как ещё относиться  к общению с врачом, который  то и дело указывает на ошибки  родителей? «Вы в этом месяце  не добрали 200 граммов! Что ж  это вы, мамочка, ребёнка голодом  морите?!» Или: «В семь месяцев  малыш уже должен сидеть!» С  одной стороны, врачей можно  понять – при осмотре ребёнка  они должны руководствоваться  какими-то нормативами. С другой  стороны, опытный специалист знает,  что ребёнок ничего никому  не должен, и очень многое в  его развитии определяется индивидуальными  особенностями. Как определить, в  каких случаях стоит начать  беспокоиться? 
 
          Моторное развитие 
        В отличие от других сфер развития, освоение разных типов движений подчинено строгой логике. Ребёнок не может сесть раньше, чем начнёт переворачиваться, или пойти до того, как научится ползать. Именно поэтому задержка в овладении тем или иным двигательным навыком чаще всего заставляет волноваться как специалистов, наблюдающих за малышом, так и его родителей. Напомним основные этапы моторного развития в раннем возрасте. 
- в 2-3 месяца ребёнок переворачивается с живота на спину;  
- к 4-5 месяцам переворачивается со спины на живот; 
- в 6-8 месяцев садится; 
- в 7-8 месяцев начинает ползать и встаёт; 
- с 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев начинает ходить. 
        Успешность освоения двигательных навыков зависит не только от тонуса мышц. Огромное значение имеет мотивация ребёнка. Зачем переворачиваться на живот, если вокруг нет ничего интересного или, наоборот, всё интересное прекрасно видно, когда лежишь на спине? Истории о «детях-Маугли», которых родители отдали на воспитание кошкам или собакам, доказывают тот факт, что для гармоничного развития ребёнка необходим пример и участие взрослых. Поэтому массаж, назначаемый врачами «отстающим» детям, не является панацеей. Если мама превратит зарядку или подвижные игры в ежедневный весёлый ритуал, эффект не заставит себя долго ждать.  
- стимулируйте внимание ребёнка погремушками или музыкальными игрушками, то показывая их малышу, то убирая из поля его зрения; 
- играйте в «ку-ку», чтобы малышу приходилось поворачивать голову, тянуть ручки и совершать другие движения; 
- показывайте на личном примере, как нужно ползать, прыгать, ходить и т.д. Конечно, мама, ползающая на четвереньках вокруг сидящего малыша, представляет собой довольно забавную картину. Тем не менее, желание присоединиться к ней, может подтолкнуть ребёнка к новому этапу развития.  
         После года формирование моторных навыков идёт медленнее и носит менее глобальный характер. Так, нейропсихологи заметили, что «ведущая» рука у большинства детей определяется к 3 годам, и в этом же возрасте ребёнок осваивает прыжки на двух ногах. С 4 лет доступно обучение езде на двухколёсном велосипеде. А к 5 годам у ребёнка появляется способность к рисованию мелких деталей, в результате чего рисунки становятся более подробными и интересными.  
 
            Эмоциональное развитие 
          Зачем мама таскает малыша в слинге по музеям? К чему тащить двухлетку на экскурсию в другой город? Маленькие дети ничего не понимают и быстро забывают подобные подвиги родителей! Подобные реплики в свой адрес активные мамы и папы слышат постоянно. Ответить на них можно одним предложением: да, малыш может чего-то не понимать, но он всё чувствует! Чем младше ребёнок, тем более значительную роль в его воспитании играют эмоции. Ведь интерес, потребности и мотивация – самые мощные двигатели как для моторного, так и для интеллектуального развития. Вот основные возрастные нормативы эмоционального развития: 
- улыбка появляется к концу 1 месяца; 
- к 5-6 месяцам возникает ярко выраженная реакция на появление матери в поле зрения; 
- в 10-14 месяцев ребёнок начинает обнимать и целовать близких; 
- к 2 годам развивается стойкая привязанность к некоторым игрушкам: малыш кормит их, прижимает к себе, ложится с ними спать; 
- к 5 годам формируется чувство стыда. 
        Не забывайте, что вы можете требовать от ребёнка только то, что сами заложили в него. Если вы всегда говорили, что ничего страшного, когда ему больно, он не будет сочувствовать другим. Что должно насторожить, показатель отставания в эмоциональном развитии: 
- после 6 месяцев не проявляет неудовольствия, видя уход матери и оставаясь с малознакомыми людьми; 
- после 3 лет проявляет жестокость по отношению к игрушкам, животным, другим детям; 
- большую часть времени апатичен и вял; 
- значительную часть времени возбуждён и проявляет негативные эмоции. 
       Это справедливо только при том условии, что вы достаточно общаетесь с ребёнком, тискаете, целуете, носите на руках, и не относится к тем случаям, когда он постоянно находится с няней или бабушкой. Не бойтесь «приучить к рукам» или «вырастить маменькиного сыночка», дозируя свою ласку. 
 
          Интеллектуальное развитие 
        Речь, как наиболее заметное достижение малыша, считается родителями главным показателем его интеллектуального развития. Однако пространственное, ассоциативное мышление, память, умение действовать по аналогии являются не менее важными составляющими интеллекта. Мы же не считаем болтливых людей самыми умными! Возрастные нормы интеллектуального развития сильно размыты. Например, в большинстве книг по педагогике, психологиии нейропсихологии можно встретить следующее требование: «в 1 год ребёнок должен уметь собирать пирамидку». А что делать, если малыш никогда не видел эту самую пирамидку, потому что родители играли с ним в другие игры? Получается, что оценивается не способность ребёнка мыслить, а отдельные навыки. Поэтому более показательным является не тестирование, а наблюдение за поведением малыша в процессе совместной игры со взрослым. На что родители должны обратить внимание? 
- на стремление ребёнка подражать действиям взрослых; 
- на способность запоминать ту или иную игру. То есть малыш демонстрирует, что узнал её, пытаясь самостоятельно воспроизвести характерные для неё действия, пусть и не всегда успешно; 
- на интерес, который ребёнок проявляет к каким-либо занятиям. Многие родители и педагоги предъявляют завышенные требования к внимательности малыша, в то время как даже для старшего дошкольника период, в течение которого он непрерывно удерживает внимание, составляет всего 20-25 минут. 
       Что касается нормативов развития речи, то среди детей слишком уж часто встречаются те, кто является исключением из правил. Так, считается, что: 
- к 1 году ребёнок должен говорить около 10 слов; 
- к 2 годам речь должна состоять из предложений; 
- к 3 годам в речи появляются сложные обороты, благодаря использованию союзов «потому что», «если» и др.; 
- в 4 года ребёнок должен уметь повторять труднопроизносимые слова и составлять короткие рассказы по картинке; 
- к 5 годам практически сформировано звукопроизношение, ребёнок пересказывает услышанную историю и отвечает на вопросы по её содержанию; 
- к 6 годам речь ребёнка должна носить характер рассуждений. 
        В то же время, речь может развиваться двумя путями. В одном случае, ребёнок выделяет и повторяет только ударные слоги. Например, пересказ известной «Репки» будет выглядеть так: «Тя, потя, а вы не мо!» В другом случае, ребёнок хорошо схватывает слоговую структуру слова, но плохо копирует звуки. Так, «котетка» будет означать и «конфетку», и «котлетку». Поскольку подобные слова имеют больше сходства со взрослой речью, дети, пошедшие по этому пути, считаются «говорящими», а тем, кто относится к первой группе, часто приписывают задержку речевого развития. Если ваш малыш говорит отдельными слогами, не расстраивайтесь! Уже к 2,5 годам речь детей из обеих групп не имеет каких-либо кардинальных различий. Если же к этому возрасту ребёнок останется верен выбранному способу произношения слов, следует проконсультироваться у специалиста. 
 


 

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[3]

  • Этап раннего детства 
    • Младенчество (до года)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
  • Этап отрочества
    • Подростковый возраст (11-15 лет)
    • Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона[4]

  • Младенчество
  • Раннее детство
  • Игровой возраст (5-7 лет)
  • Школьный возраст
  • Юность
  • Молодость
  • Взрослость
  • Зрелый возраст (старость)

12 периодов

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период — 1 месяц- 1 год
  • Раннее детство — 1-3 года
  • Первое детство — 4-7 лет
  • Второе детство
    • мальчики 8-12 лет
    • девочки 8-11 лет
  • Подростковый период
    • юноши 13-16 лет
    • девушки 12-15 лет
  • Юношеский период
    • юноши 17-23 год
    • девушки 16-21 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины 24-35 лет
    • женщины 22-35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины 36-60 лет
    • женщины 36-55 лет
  • Преклонный возраст
    • мужчины 61-74 года
    • женщины 56-74 года
  • Старческий возраст — 75-90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

Информация о работе Развитие ребенка