Развитие ребенка - развитие зрения и слуха ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:38, доклад

Описание работы

В коре головного мозга представлены центральные концы всех анализаторов, воспринимающих разнообразные раздражения из внешней среды и от внутренних органов.
Это - слуховые, зрительные, запаховые, вкусовые, температурные, болевые, мышечные и другие сигналы, непрерывно поступающие в мозг.
Нервные центры коры у новорожденного и грудного ребенка еще недостаточно развиты.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Развитие ребенка - развитие зрения и слуха ребенка. 
В коре головного мозга представлены центральные концы всех анализаторов, воспринимающих разнообразные раздражения из внешней среды и от внутренних органов.  
Это - слуховые, зрительные, запаховые, вкусовые, температурные, болевые, мышечные и другие сигналы, непрерывно поступающие в мозг.  
Нервные центры коры у новорожденного и грудного ребенка еще недостаточно развиты.  
Завершение их развития происходит под влиянием раздражений внешней среды. Сложная система восприятия окружающей среды и ощущений внутренних органов, мышц связочного аппарата - это первая сигнальная система действительности.  
Восприятие раздражителей через периферические приборы - рецепторы, начинается от момента рождения.

Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25—30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.

Малыш различает блестящие и  красные предметы; он может следить  глазами за движением блестящего красного шара. Было замечено, что с  первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает.

Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это  ему потребуется еще много  времени.

 
Развитие зрительного анализатора у ребенка первого полугодия жизни 
Конец 1-го, начала 2-го месяца 
фиксация взора на лицах окружающих людей и предметов;  
нестойкое умение следить за передвигающимися предметами 
2-й-3-й месяцы 
фиксация взора с одновременными соответствующими реакциями  
глазных яблок, мышц шеи и головы, умение следить за передвигающимися предметами 
к 5-му месяцу 
Различение окружающих предметов,  
длительное сосредоточение, слежение за предметами 
к 6-му месяцу 
Хорошо различает цвета, окружающие предметы,  
выражая к ним определенное отношение. 
 
Развитие зрительного восприятия основывается на обогащении ребенка комплексными впечатлениями, активным отношением к окружающему,  
нарастанием ориентировочной реакции и ее усложнением. Овладев умением различать окружающие предметы, ребенок постепенно учится дифференцировать в каждом предмете его качества и свойства. Ребенку необходимы и постоянные зрительные раздражения, развивающие  
зрительный анализатор в направлении дифференцированного свето и цветоощущения, а также восприятия формы, величины предметов.  
Подготовка нервных центров к этому должна происходить с первых дней жизни. Уже примерно с 3 недель совершенно необходимо подвешивать над лицом ребенка яркие игрушки, чтобы он мог на них фиксировать взгляд. Большое значение для развития зрительного анализатора имеет общение взрослого с ребенком. Если ребенок видит склоненное над ним улыбающееся лицо, слышит при этом ласковую (умеренной громкости и приятного тембра) речь, он более быстро приучается фиксировать взгляд на лице человека.  
Это самое большое зрительное раздражение, так как оно носит комплексный характер - зрительно-слуховой.  
Очень полезно с самого раннего возраста ежедневное слушание музыки. Слух новорожденного понижен, в силу чего он реагирует только на очень резкие звуковые раздражители. 
 
Развитие слухового анализатора у детей 

У ребенка он развит больше, чем  зрение, и это нормально, поскольку  новорожденный много слышал в  течение своей внутриутробной жизни (во всяком случае, в последние 2 мес). Следовательно, нет ничего удивительного  в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше - отца или мать, мнения расходятся. Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т. е. голосу матери.

 
конец 2-й недели - 1-го месяца 
Начальная ориентировочная реакция на резкие звуки (затихает) 
2-3 месяцы 
Четкая ориентировочная реакция на звуки, отыскание его источника 
3- З'/з месяца 
Прислушивается к звукам, реагирует на них, быстро и безошибочно отыскивает источник звука 
3-7 месяцев 
Высокодифференцированная, постоянная активность на звуковые раздражители разнообразного характера 
с 10-11-го месяца 
Реакция на звук в связи с содержанием и значением этого звука 
 
Начальная возможность понимания речевых звуков проявляется тогда, когда  
зрительно-слуховые восприятия связываются с определенными предметами, а предметы - с их словесным обозначением. Слуховое восприятие быстро  
совершенствуется при разнообразии обстановки, звуковых и зрительных  
раздражителей, в зависимости от различных воздействий окружающих условий и самого воспитателя (после 1,5 лет).  
 


Информация о работе Развитие ребенка - развитие зрения и слуха ребенка