Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:38, доклад
В коре головного мозга представлены центральные концы всех анализаторов, воспринимающих разнообразные раздражения из внешней среды и от внутренних органов.
Это - слуховые, зрительные, запаховые, вкусовые, температурные, болевые, мышечные и другие сигналы, непрерывно поступающие в мозг.
Нервные центры коры у новорожденного и грудного ребенка еще недостаточно развиты.
Развитие ребенка - развитие зрения и
слуха ребенка.
В коре головного мозга представлены центральные
концы всех анализаторов, воспринимающих
разнообразные раздражения из внешней
среды и от внутренних органов.
Это - слуховые, зрительные, запаховые,
вкусовые, температурные, болевые, мышечные
и другие сигналы, непрерывно поступающие
в мозг.
Нервные центры коры у новорожденного
и грудного ребенка еще недостаточно развиты.
Завершение их развития происходит под
влиянием раздражений внешней среды. Сложная
система восприятия окружающей среды
и ощущений внутренних органов, мышц связочного
аппарата - это первая сигнальная система
действительности.
Восприятие раздражителей через периферические
приборы - рецепторы, начинается от момента
рождения.
Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25—30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.
Малыш различает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движением блестящего красного шара. Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает.
Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.
Развитие зрительного анализатора у
ребенка первого полугодия жизни
Конец 1-го, начала 2-го месяца
фиксация взора на лицах окружающих людей
и предметов;
нестойкое умение следить за передвигающимися
предметами
2-й-3-й месяцы
фиксация взора с одновременными соответствующими
реакциями
глазных яблок, мышц шеи и головы, умение
следить за передвигающимися предметами
к 5-му месяцу
Различение окружающих предметов,
длительное сосредоточение, слежение
за предметами
к 6-му месяцу
Хорошо различает цвета, окружающие предметы,
выражая к ним определенное отношение.
Развитие зрительного восприятия основывается
на обогащении ребенка комплексными впечатлениями,
активным отношением к окружающему,
нарастанием ориентировочной реакции
и ее усложнением. Овладев умением различать
окружающие предметы, ребенок постепенно
учится дифференцировать в каждом предмете
его качества и свойства. Ребенку необходимы
и постоянные зрительные раздражения,
развивающие
зрительный анализатор в направлении
дифференцированного свето и цветоощущения,
а также восприятия формы, величины предметов.
Подготовка нервных центров к этому должна
происходить с первых дней жизни. Уже примерно
с 3 недель совершенно необходимо подвешивать
над лицом ребенка яркие игрушки, чтобы
он мог на них фиксировать взгляд. Большое
значение для развития зрительного анализатора
имеет общение взрослого с ребенком. Если
ребенок видит склоненное над ним улыбающееся
лицо, слышит при этом ласковую (умеренной
громкости и приятного тембра) речь, он
более быстро приучается фиксировать
взгляд на лице человека.
Это самое большое зрительное раздражение,
так как оно носит комплексный характер
- зрительно-слуховой.
Очень полезно с самого раннего возраста
ежедневное слушание музыки. Слух новорожденного
понижен, в силу чего он реагирует только
на очень резкие звуковые раздражители.
Развитие слухового анализатора у детей
У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни (во всяком случае, в последние 2 мес). Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.
Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше - отца или мать, мнения расходятся. Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т. е. голосу матери.
конец 2-й недели - 1-го месяца
Начальная ориентировочная реакция на
резкие звуки (затихает)
2-3 месяцы
Четкая ориентировочная реакция на звуки,
отыскание его источника
3- З'/з месяца
Прислушивается к звукам, реагирует на
них, быстро и безошибочно отыскивает
источник звука
3-7 месяцев
Высокодифференцированная, постоянная
активность на звуковые раздражители
разнообразного характера
с 10-11-го месяца
Реакция на звук в связи с содержанием
и значением этого звука
Начальная возможность понимания речевых
звуков проявляется тогда, когда
зрительно-слуховые восприятия связываются
с определенными предметами, а предметы
- с их словесным обозначением. Слуховое
восприятие быстро
совершенствуется при разнообразии обстановки,
звуковых и зрительных
раздражителей, в зависимости от различных
воздействий окружающих условий и самого
воспитателя (после 1,5 лет).
Информация о работе Развитие ребенка - развитие зрения и слуха ребенка