Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 14:52, курсовая работа
Память – это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.
В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки». (П.П.Блонский[3]) Память – сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследования, всё ещё не создано единой теории механизмов памяти. Несмотря на огромное количество работ, посвящённых этой проблеме, в настоящее время нет ещё общепринятой теории, которая удовлетворительно объясняла бы процессы, лежащие в основе памяти.
Введение………………………………………………………….............3
Глава 1. Современное состояние проблемы кратковременной памяти в психологии………………………………………………………..........6
1.1 Исследования кратковременной памяти в отечественной и зарубежной психологии……………………………....................………………….....6
1.2 Исследования развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста…………………………………….....……........12
Глава 2. Изучение уровня развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста………………………………...……………………………….22
2.1 Цели, задачи, методика исследования…………………………....................................................22
Заключение……………………………………………………..............29
Список литературы…………………..…………………………...........
Результаты диагностического исследования представлены в таблице 1 и в приложении А.
Таблица 1. Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням кратковременной образной памяти
уровень |
абс. |
в % |
высокий |
10 |
50,0 |
средний |
9 |
45,0 |
низкий |
1 |
5,0 |
самый низкий |
_ |
_ |
Из данных, приведённых в таблице 1 видно, что половина детей с высоким уровнем кратковременной образной памяти (50%). Это на одного ребёнка больше, чем количество испытуемых со средним уровнем кратковременной памяти (45%). Наименьшее число детей (5%) при диагностике показали низкий уровень изучаемого процесса.
Дети с высоким уровнем развития кратковременной образной памяти (это Саша П., Павел Н., Саша А., Августина Б., Даниил Т., Никита С., Наташа В., Карина И., Валя Ф., Даниил И.), запоминали картинки раньше времени, отведённого на запоминание (это 30 сек.). Они сразу начинали отвечать, назвав 3-4 картинки, немного сидели думали и называли остальные картинки, которые запомнили.
Дети со средним уровнем развития кратковременной образной памяти (это Вика И., Катя К., Максим М., Валерия Г., Ксюша Ф., Регина И., Давид Ф., Элеонора Н., Никита М.) использовали всё время(30 сек.) отведённое для запоминания. Они беззвучно перечисляли картинки, чтобы запомнить. После того как у них спрашивали: «Что они запомнили?», немного подумав дети начинали перечислять картинки. Назвав 2-3 каритнки, дети со средним уровнем сидели думали. После того как им задавали вопрос: «А ещё какие картинки там были?», перечисляли другие.
Ребёнок с низким уровнем развития кратковременной образной памяти (Валера В.) когда ему была дана установка, запомнить 12 образов, предложенных в виде таблицы, несколько секунд пристально смотрел, потом начинал отвлекаться на посторонний шум. После того как убирали таблицу, он называл 1-2 картинки. А потом когда ему задавали вопрос: «Что ещё там было изображено?», он назвал ещё один образ.
Полученные данные показывают, что дети старшего дошкольного возраста обладают различным объёмом кратковременной образной памяти.
Объем, точность и длительность сохранения намеренно удерживаемого в памяти содержания непосредственно зависят от тех мотивов, которые побуждают ребенка к волевому усилию.
Анализ результатов показал, что 3 ребёнка из 20 обнаружили низкий уровень развития слуховой кратковременной памяти (это15%); 12 детей из 20 обнаружили средний уровень развития слуховой кратковременной памяти (это 60%) и 5 детей из 20 обнаружили высокий уровень развития слуховой кратковременной памяти (это 25%).
Результаты диагностического исследования представлены в таблице 2 и в приложении Б.
Таблица 2. Распределение
детей старшего дошкольного возраста
по уровням кратковременной
уровень |
абс. |
в % |
высокий |
5 |
25,0 |
средний |
12 |
60,0 |
низкий |
3 |
15,0 |
самый низкий |
_ |
_ |
Из данных, приведённых в таблице 2 видно, что больше половины составляют дети со средним уровнем кратковременной слуховой памяти (60%). Это в два раза больше, чем количество испытуемых с высоким уровнем кратковременной слуховой памяти (25%). Наименьшее число детей (15%) при диагностике показали низкий уровень изучаемого процесса.
Дети с высоким уровнем развития кратковременной слуховой памяти (это Наташа В., Карина И., Регина И., Давид Ф., Валя Ф.), когда им читали слова, предложенные для запоминания, беззвучно повторяли их. Они сразу начинали перечислять слова. В основном дети запоминали слова, находящиеся в начале и в конце ряда.
Большинство детей со средним уровнем развития кратковременной слуховой памяти (Саша П., Павел Н., Никита С., Вика И., Катя К., Саша А., Валерия Г., Ксюша Ф., Августина Б., Даниил Т., Элеонора Н., Даниил И.), когда им читали слова, предложенные для запоминания, они беззвучно повторяли их, шевеля губами. Назвав 2-3 слова, останавливались, сидели, думали. После того как им задавали вопрос: « Какие слова ещё ты запомнил?», называли ещё одно слово. Некоторые слова называли два раза, а ещё называли слова которые не были в этом ряду.
Дети с низким уровнем развития кратковременной слуховой памяти (это Максим М., Валера В., Никита М.), после первого прочтения не смогли вспомнить ни одного слова, только после того как прочитали во второй раз назвали по 2 слова.
Переход
информации из кратковременной
в долговременную память, связан
с рядом особенностей. Так, в
кратковременную память в
Повторение и есть самый простой, ранний прием запоминания. Становление запоминания как внутреннего процесса делает возможным его развитие. Процесс запоминания обычно формируется к 6—7 годам. Ребенок 6—7 лет уже умеет группировать слова, данные ему для запоминания, находя между ними смысловые связи, меняя в соответствии с этим их порядок при воспроизведении. Это становится возможным потому, что знания шестилетнего ребенка позволяют не запоминать в чистом виде, как он это делал в 3—4 года, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся, встраивать ее в сложившуюся систему.
Анализ результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста обнаружили высокую продуктивность при воспроизведении предметных картинок и среднюю при воспроизведении слов.
На основании
проведенных экспериментов
Таким образом, образная память у дошкольников является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и сформированности у ребенка приемов запоминания.
Заключение
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - отражение опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Вопросы, связанные с изучением развития кратковременной памяти у дошкольников, относятся к числу наиболее важных в психологии. Занимаются ими не только психологи, но и специалисты смежных наук: невропатологи, психиатры и др. Внимание к проблемам кратковременной памяти вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимального развития памяти у детей. Память характеризуется как активная саморегулирующаяся система действий, ориентированных на будущее.
Проявлением кратковременной
Проведённые исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста произвольно запоминают значительный объём информации, из которых сразу же отсеивается ненужная и остаётся потенциально полезная.
Анализ результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста обнаружили высокую продуктивность при воспроизведении предметных картинок и среднюю при воспроизведении слов.
На основании проведенных экспериментов можно прийти к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста кратковременная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.
Список литературы
Приложения
Приложение А
(обязательное)
Таблица А 1 - Показатели уровней развития образной кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. ребёнка |
Показатели диагностики |
Уровень |
Саша П. |
7 |
высокий |
Павел Н. |
7 |
высокий |
Никита С. |
7 |
высокий |
Вика И. |
6 |
средний |
Катя К. |
6 |
средний |
Максим М. |
6 |
средний |
Саша А. |
7 |
высокий |
Валера В. |
3 |
низкий |
Валерия Г. |
6 |
средний |
Наташа В. |
7 |
высокий |
Карина И. |
7 |
высокий |
Августина Б. |
8 |
высокий |
Даниил Т. |
8 |
высокий |
Регина И. |
6 |
средний |
Давид Ф. |
6 |
средний |
Валя Ф. |
7 |
высокий |
Элеонора Н. |
6 |
средний |
Ксюша Ф. |
6 |
средний |
Даниил И. |
7 |
высокий |
Никита М. |
5 |
средний |
Приложение Б
(обязательное)
Таблица Б 2- Показатели уровней развития слуховой кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. ребёнка |
Показатели диагностики |
Уровень |
Саша П. |
4 |
средний |
Павел Н. |
4 |
средний |
Никита С. |
4 |
средний |
Вика И. |
4 |
средний |
Катя К. |
4 |
средний |
Максим М. |
2 |
низкий |
Саша А. |
4 |
средний |
Валера В. |
2 |
низкий |
Валерия Г. |
4 |
средний |
Наташа В. |
5 |
высокий |
Карина И. |
6 |
высокий |
Ксюша Ф. |
4 |
средний |
Августина Б. |
4 |
средний |
Даниил Т. |
4 |
средний |
Регина И. |
5 |
средний |
Давид Ф. |
5 |
высокий |
Валя Ф. |
5 |
высокий |
Элеонора Н. |
4 |
средний |
Даниил И. |
4 |
средний |
Никита М. |
2 |
низкий |
Информация о работе Развитие кратковременной памяти у детей дошкольного возраста