Развитие эмоционально-личностной
сферы учащихся начальных классов
в условиях школы полного дня
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
………………………………………………………………….............2
Глава 1 Особенности эмоционально-личностного
развития ребенка младшего школьного
возраста………………………………………………........................6
1.1 Развитие эмоциональной сферы младших школьников………….......……6
1.2 Эмоциональные нарушения в
младшем школьном возрасте……..............10
1.3 Возможности
развития эмоционально-личностной
сферы школьников в условиях школы полного дня
……………………………………………..........14
1.4 Значение
игры в эмоционально-личностным
развитии младшего школьника
в условиях школы полного дня. ......................................................16
Глава 2 Опытно-экспериментальная
работа по развитию эмоционально-личностной
сферы детей младшего школьного возраста
в условиях школы полного дня ……………………………………………………….......................22
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы…………………...........22
2.2 Развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника в условиях школы полного дня ………………………………………..….……..24
2.3 Изучение влияния развивающей работы на эмоционально-личностную сферу младших школьников.…………………...............................................….28
Заключение…………………………………………......……………..…….........33
Список используемых
источников ……………………………………..............35
Приложение
А. Методика "Выбери нужное лицо"...........................................39
Приложение Б. Программа эмоционально-личностного
развития младшего школьника ………………….................................................................................43
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время значительная часть учащихся
сталкивается с трудностями в
обучении. «По имеющимся данным около
70% учащихся массовой школы нуждаются
в психологической помощи и коррекции; 20%
младших школьников имеют различные морфофункциональные
отклонения и около 20% – отклонения психоневрологического
характера» [1, с. 6].
Современное традиционное
школьное образование во многом построено
на актуализации и поддержании у учащихся определенного
уровня тревожности. Учитель, оценочно
экзаменационная система, неадекватные
родительские ожидания в отношении успехов
в учебе называются школьниками самыми
распространенными факторами, способствующими
возникновению у них беспокойства, тревоги.
Очень высокая тревожность является субъективным
проявлением психологического неблагополучия.
«Поведенческие ее проявления могут заключаться
в общей дезорганизации деятельности,
нарушающей ее направленность и продуктивность»
Между тем влияние эмоциональных состояний
на интеллектуальную деятельность очень
велико, особенно у младших школьников.
У них наблюдается несовершенство функции
коры больших полушарий, что проявляется
у детей в особенностях поведения, организации
деятельности и эмоциональной сферы: младшие
школьники легко отвлекаются, не способны
к длительному сосредоточению, возбудимы
и эмоциональны. Проблема эмоционального
развития ребенка в последние годы все
чаще оказывается объектом исследовательского
интереса многих ученых. Д.Б. Эльконин
подчеркивал важность эмоционально-положительного
фона вокруг ребенка как фактора благополучного
психического и физического развития.
Принцип, «единства интеллекта и аффекта»
обоснован в работах Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Для успешности обучения младшего
школьника необходимо найти путь развития
эмоциональной сферы личности младшего
школьника. С одной стороны, нужно развивать
эмоциональную сферу личности младших
школьников, с другой стороны, все дети
разные, к каждому нужен индивидуальный
подход с одной стороны, педагогический
состав заинтересован в этой проблеме,
с другой стороны учителя начальных классов
не подготовлены. Исходя из вышесказанного,
была определена тема выпускной квалификационной
работы: «Развитие эмоционально-личностной
сферы учащихся начальных классов в школе
полного дня».
Цель
исследования: изучить возможности развитие эмоционально-личностной
сферы учащихся начальных классов в условиях
школы полного дня.
Задачи
исследования:
1.Раскрыть
особенности эмоционально-личностного развития ребенка
младшего школьного возраста.
2. Проанализировать
возможности развития эмоционально-личностной
сферы школьников в условиях школы полного
дня.
3. Провести
опытно-экспериментальную работу
по развитию эмоционально-личностной
сферы детей младшего школьного
возраста в условиях школы полного дня.
Объект исследования: эмоционально-личностная
сфера учащихся начальных классов.
Предмет
исследования: процесс развитие эмоционально-личностной
сферы учащихся начальных классов в условиях
школы полного дня.
Гипотеза
исследования: если в условиях школы полного
дня в работе с детьми младшего школьного
возраста использовать систему трененговых
занятий, то это способствует развитию
эмоционально-личностной сферы учащихся
начальных классов.
Методы исследования: теоретико-методологический
анализ литературных источников, наблюдение и психологическая
диагностика с помощью следующих
методик: выбери нужное лицо, проективные
методики «Д.Д.Ч.».
База исследования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 г.Тамбова. В исследовании
приняли участие ученики первого класс
в количестве 20 человек; из них 6 мальчиков
и 14 девочек.
Структура работы: состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемых источников,
приложения.
ГЛАВА 1 ОСОБЕНОСТИ
ЭМОЦИЛНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие эмоциональной сферы
младших школьников
Эмоциональная
сфера - это процесс, отражающие личную
значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций
для жизнедеятельности человека в форме
переживаний. Понимание эмоций и чувств
также - важный пункт в формировании растущего
человека [Г.М. Бреслав, 2000].
Поступление в школу
изменяет эмоциональную сферу ребенка
в связи с расширением содержания
деятельности и увеличением количества
эмоциогенных объектов. Те раздражители,
которые вызывали эмоциональные реакции
у дошкольников, у школьников младших
классов уже не действуют. Хотя младший
школьник бурно реагирует на задевающие
его события, у него появляется способность
подавлять волевым усилием нежелательные
эмоциональные реакции [Божович, 1968; Якобсон,
1966]. Вследствие этого наблюдается отрыв
экспрессии от переживаемой эмоции как
в ту, так и в другую сторону: он может как
не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так
и изображать эмоцию, которую он не переживает.
Учебная деятельность изменяет
содержание чувств младшего школьника
и определяет общую тенденцию
их развития — все большую осознанность
и сдержанность. В этом возрасте
изменяется общий характер эмоций - их
содержательная сторона, их устойчивость
и т.п. В младшем школьном возрасте
не только возникают новые эмоции, но и
те эмоции, которые имели место в дошкольном
возрасте, изменяют свой характер и содержание.
В младшем школьном
возрасте эмоции становятся более
длительными, более устойчивыми и глубокими.
В основе формирования моральных чувств
лежит опыт общественного поведения. Ребенок
начинает уважать учителей, любить школу
и товарищей.
Д. И. Фельдштейн (1988) отмечает,
что детей 10-11 лет отличает весьма
своеобразное отношение к себе: около
34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к
себе полностью отрицательно. Остальные
70 % детей отмечают у себя и положительные
черты, однако отрицательные черты все
равно перевешивают. Таким образом, характеристикам
детей этого возраста присущ отрицательный
эмоциональный фон.
Эмоциональная
сфера младших школьников характеризуется:
1.легкой отзывчивостью
на происходящие события и
окрашенностью восприятия, воображения,
умственной и физической деятельности
эмоциями;
2.непосредственностью
и откровенностью выражения своих
переживаний — радости, печали,
страха, удовольствия или неудовольствия;
3.готовностью к аффекту
страха; в процессе учебной деятельности
страх ребенок переживает как
предчувствие неприятностей, неудач,
неуверенности в своих силах, невозможность
справиться с заданием; школьник ощущает
угрозу своему статусу в классе, семье;
4. большой эмоциональной
неустойчивостью, частой сменой настроений
(на общем фоне жизнерадостности, бодрости,
веселости, беззаботности), склонностью
к кратковременным и бурным аффектам;
5. эмоциогенными факторами
для младших школьников являются не только
игры и общение со сверстниками, но и успехи
в учебе и оценка этих успехов учителем
и одноклассниками;
6. свои и чужие эмоции и чувства
слабо осознаются и понимаются; мимика
других воспринимается часто неверно,
так же как и истолкование выражения чувств
окружающими, что приводит к неадекватным
ответным реакциям младших школьников;
исключение составляют базовые эмоции
страха и радости, в отношении которых
у детей этого возраста уже имеются четкие
представления, которые они могут выразить
вербально, называя пять синонимичных
слов, обозначающих эти эмоции [Закаблук,
1985, 1986].
Школьники младших классов,
как показано Т. Б. Пискаревой (1998), легче
понимают эмоции, возникающие в знакомых
им жизненных ситуациях, но затрудняются
облечь эмоциональные переживания в слова.
Лучше различаются положительные эмоции,
чем отрицательные. Им трудно отличить
страх от удивления. Неопознанной оказалась
эмоция вины.
В отличие
от дошкольников, которые предпочитают
воспринимать только веселые и радостные
картины, у младших школьников возникает
способность к сопереживанию
при восприятии тягостных сцен и
драматических конфликтов [Благонадежина, 1968].
В младшем
школьном возрасте особенно ярко видна
социализация эмоциональной сферы.
К третьему классу у школьников проявляется
восторженное отношение к героям,
выдающимся спортсменам. В этом возрасте
начинают формироваться любовь к
Родине, чувство национальной гордости, формируется
привязанность к товарищам.
Р. Селман [Selman, 1981], используя методику
обсуждения детьми рассказов о взаимоотношениях
друзей, описывает четыре стадии развития
дружбы у школьников 7-12 лет, исходя из
созданной им когнитивной ее модели. На
первой стадии (до 7 лет) дружба основана
на соображениях физического или географического
порядка и носит эгоцентрический характер:
друг — это просто партнер в играх, тот,
кто живет рядом, ходит в ту же школу или
имеет интересные игрушки. О понимании
интересов друга речи пока нет.
На второй
стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться
идеей взаимности и сознавать
чувства другого. Для установления
дружеских отношений важна субъективная
оценка поступков другого.
На третьей
стадии (от 9 до 11 лет) дружба основана на взаимопомощи.
Впервые появляется понятие обязательства
друг перед другом. Узы дружбы очень сильны,
пока сохраняются, но они, как правило,
не долговечны.
На четвертой
стадии (11-12 лет), проявляемой, по данным
Селмана, довольно редко, дружба понимается как длительные,
устойчивые отношения, основанные на обязательности
и взаимном доверии.
Некоторые авторы
критикуют эту модель развития дружбы.
Так, Т. Риццо и В. Корсаро [Rizzo, Corsaro, 1988] отмечают, что
дети имеют о дружбе гораздо более полное
представление, чем могут о ней рассказать.
Т. Берндт (Berndt, 1983) указывает на то, что
реальная дружба характеризуется довольно
сложными и динамичными отношениями. В
одно время может проявляться взаимозависимость,
обоюдное доверие, а в другое — независимость,
соперничество и даже конфликт.
Чаще всего
детская дружба прерывается: друзья
могут перейти в другую школу
или уехать из города. Тогда оба
испытывают чувство настоящей потери,
чувство горя, пока не находят новых
друзей. Иногда дружба прерывается из-за появления новых интересов,
вследствие чего дети обращаются к новым
партнерам, могущим удовлетворить их потребности
[Rubin, 1980].
Друзья есть
не у всех детей. В таком случае
возникает опасность столкнуться
с проблемами социальной адаптации
таких детей. Некоторые исследования
говорят о том, что наличие даже единственного
близкого друга помогает ребенку преодолеть
негативное влияние одиночества и неприязни
со стороны других детей.
Таким образом,
с поступлением в школу резко
меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность
к страхам, возникает стыд за плохие отметки
в школе, развиваются положительные эмоции,
в общении со сверстниками, формируется
интерес в процессе изучения предметов.
Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются
его отношения со взрослыми и сверстниками,
в нём укрепляется сознание нового положения
школьника.
1.2 Эмоциональные
нарушения в младшем школьном
возрасте
Спектр эмоциональных
нарушений в младшем дошкольном
возрасте чрезвычайно велик. Это
могут быть тяжёлые невротические конфликты, неврозоподобные
состояния у ребёнка вследствие органического
поражения центральной нервной системы,
преневротические состояния и др.
В психологической
литературе эмоциональное неблагополучие
у детей рассматривается как
отрицательное состояние, возникающее на фоне
трудно разрешимых личностных конфликтов.