Разбор психотерапевтической сессии гештальт-подхода Ф. Перлза с Глорией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 02:02, научная работа

Описание работы

Гештальт-терапияя — это научная школа в области современной зарубежной психологии и психотерапии. Сам термин «гештальт-терапия» состоит из двух слов: «gestalt» и «therapeia». Первое слово немецкое, которое употребляется во всём мире, так как точных эквивалентов у него нет. Перевести его можно как «образ», «структура», «конфигурация», другое слово греческое, которое обозначает совокупность приёмов и действий, предназначенных для лечения и исцеления больного.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3

Глава I. Теоретический обзор гештальт-подхода Ф.Перлза…..…………….…………….…………….…………….……………….5

1.1. Теории, лежащие в основе гештальт-подхода….…5
1.2. Особенности консультирования в гештальт-терапии …………….....…...11

1.3. Отношения терапевта и клиента в гештальт-терапии.…..14
1.4. Основные методы и инструментарий гештальт-подхода ..…………….…………….…………….…………….……………………..…….15

Глава II. Разбор сессии гештальт-терапии. ………..………………………..…20

Заключение . ………………………………………………………………..……42

Список литературы.………………………………….……………………….....43

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 80.82 Кб (Скачать файл)

§ Клиента просят рассказать сон от первого лица (консультант может выбрать отрывок сна).

§ Потом  консультант и клиент совместно выявляют ключевые фрагменты сновидения.

§ Консультант просит клиента идентифицироваться с каждым из фрагментов сновидения и поговорить от первого лица в настоящем времени. Это можно делать как с использованием пустых стульев, так и без. Углублением эксперимента будет, если консультант попросит клиента действовать в этом сне. Главные действующие лица сновидения сталкиваются и взаимодействуют друг с другом под руководством психолога до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение, интеграция.

§ Момент, когда сновидящий просыпается—это «тупик». Здесь важно поощрить клиента придумать и разыграть окончание сна. Можно попросить клиента закрыть глаза и сосредоточиться на точке окончания сновидения и продолжать наблюдать что будет происходить. Таким же образом можно восстанавливать  «утерянные» фрагменты сновидения. Это всегда очень важные, насыщенные энергией двери в бессознательное.

На протяжении всей работы со сновидениями используются следующие техники: повторение ключевых фраз, физическое выражение чувств, возникающих во сне, в моментах, определяемых психологом, осуществляется углубление самоисследования.  Работа со сном очень увлекательна, позволяет привносить в неё техники их других традиций, изобретать новые, модифицировать старые и может ограничиваться лишь творчеством и фантазией терапевта.

9. Возвращение отторгнутых частей себя. Этот  эксперимент направлен возвращение чувств, характеристик или способностей, которые в ранних интроекциях, полученных от взрослых определяются как «плохие». Когда ребёнок выражал себя таким образом, то получал негативное взрослых и следовательно не был принят ими и не чувствовал безопасности и доверия. В этом случае, например, клиент встречается лицом к лицу  со своей не дающей поддержки  и принятия семьёй, самим собой и другими лицами и заявляет об этой части себя, вне зависимости от реакции. Предъявление подобных чувств, характеристик или способностей и работа с их отторжением и принятием составляет основу подобных экспериментов. Результатом этих экспериментов становиться рост способности предъявления всех частей себя и чувство целостности.

10. Межличностное столкновение в режиме «здесь и теперь». Эта техника включает взаимодействие клиента с консультантом или с членом группы (групповая работа ). Этот эксперимент используется для того, чтобы опробовать новое поведение, получить искреннюю и конгруэнтную обратную связь или для проверки реально происходящего в группе.

11. Работа с телом. Это глобальная философия гештальттерапии. Энергия по телу течёт в вертикальном направлении. Когда она не может течь свободно, мы чувствуем себя незаземлёнными, несвзянными, ощущаем потерю энергии, теряем эффективность в повседневной  жизни. Блокираторами энергии достаточно часто выступают стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела. Человек, как правило не сознает свои энергетические блоки и часто специально делает так, чтобы не проживать всех чувств в трудной ситуации. Целями роботы с телом служат реинтеграция или полное воссоединение частей тела и разума, а так же высвобождение эмоций, законсервированных в человеческом теле, о существовании которых клиент часто сознательно и не подозревает. В этом случае консультант помогает клиенту дышать, а так же серию упражнение и экспериментов, помогающих ему познать своё тело, свои  заблокированные чувства и эмоции.

Каждый консультант может сам непрерывно изобретать  новые варианты и оригинальные комбинации техник и методов экспериментирования исходя из собственных знаний и стиля интегрируя личный и профессиональный опыт. Хотя всегда нужно помнить, что искусство не является автоматическим набором правильно использованных техник.

12. Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов "да, но...", не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.

13. Техника челнока - направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура - вербальная продукция клиента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Разбор сессии клиент-центрированной терапии

Описание случая: Начинается сессия с того, что Глория и Ф. Перлз встречаются. С первых минут сеанса Глория достаёт сигареты из сумочки и закуривает, тем самым как – бы отгораживается, занимает защитную позицию. Её поза: нога на ногу также указывает на это. Во время беседы Ф Перлз вызывает Глорию на откровенность.

Запрос клиента: неуверенность в себе в межличностном взаимодействии.

Переформулирование запроса: неспособность поддерживать контакт.

Гипотеза: в основе проблем клиентки лежит механизм проекции, как причина нарушения межличностного контакта.

Проверка гипотезы: во время сессии заметна защитная позиция клиентки. Собственную неуверенность в себе клиентка проецирует на психотерапевта, поэтому считает, что он замечает все ее недостатки и ищет причину каждого ее действия. Такие же ожидания у нее относительно межличностных отношений. Чувствуя отвращение, она полагает, что мужчины будут чувствовать отвращение когда будут обнимать ее.

Психотерапевтическая мишень: осознание клиенткой проецируемых на окружающих и психотерапевта чувств, мыслей и эмоций.

Стенограмма сессии и комментарии:

Реплики клиентов и терапевта

Используемые приёмы и техники

Ф: Наша сессия будет длиться полчаса.

Информирование

Г: (достает сигареты) Я немного боюсь.

 

Ф: Вы говорите, что боитесь, но при этом улыбаетесь. Я не понимаю – разве можно быть испуганным и улыбаться одновременно?

Развитие осознавания

Г: А я также подозреваю, что Вы хорошо понимаете, что…что когда я боюсь, я смеюсь, чтобы скрыть это.

 

Ф: То есть, у Вас сценический страх?

Закрытый вопрос

Г: Я не знаю. Я больше боюсь Вас. Я боюсь, что Вы нападете на меня. Вы загоните меня в угол – и это меня пугает. Я хочу остаться на своем месте.

 

Ф: Вы сказали «загоните в угол» и положили руку на грудь. Это и есть Ваш угол?

Закрытый вопрос

Г: Похоже, что да…Похоже, что я боюсь, да.

 

Ф: Куда бы вы хотели пойти? Можете описать угол, в который хотели бы пойти?

Открытый вопрос

Г: Да…В тот угол, в котором я бы чувствовала себя полностью защищенной.

 

Ф: В том углу Вы будете защищенной от меня?

Закрытый вопрос

Г: Ну, на самом деле нет…Может быть да.

 

Ф:Вы находитесь в этом углу. Сейчас вы в полной безопасности. Что вы делаете в этом углу?

Открытый вопрос

Г: Я просто сижу.

 

Ф: Только сидите?

Закрытый вопрос

Г: Да.

 

Ф: Как долго Вы будете сидеть?

Открытый вопрос

Г: Я не знаю. То, что вы говорите – любопытно. Это напоминает мне о том времени, когда я была маленькой девочкой. Каждый раз, когда мне было страшно – я начинала чувствовать себя лучше, сидя в углу и паникуя.

 

Ф: Хорошо, Вы – маленькая девочка?

Развитие осознавания

Г: Нет, но это то же самое чувство.

Ф: Вы – маленькая девочка?

Г: Я помню это чувство.

Ф: Вы – маленькая девочка?

Г: Нет, нет, нет.

Ф: Сколько Вам лет?

Г: 30

Ф: То есть Вы не маленькая девочка.

Г: Нет.

Ф: Хорошо.

Ф: То есть Вы – тридцатилетняя женщина, которая боится такого типа как я?

Г: Я не знаю…Да, да. Я боюсь Вас. Я чувствую себя обороняющейся рядом с Вами.

 

Ф: Но что я могу сделать для Вас?

Открытый вопрос

Г: Вы не можете сделать что-нибудь, но я чувствую себя глупой дурой из-за того, что не знаю правильных ответов.

 

Ф:Что Вы делаете для того, чтобы чувствовать себя настолько глупой?

Развитие осознавания

Г:Я ненавижу чувствовать себя глупой.

Ф:Что Вы делаете для того, чтобы чувствовать себя настолько глупой?

Хорошо, я скажу так: что бы произошло со мной, если бы Вы играли глупую дуру?

Г:Вы бы почувствовали себя умнее и выше меня. Вы бы смотрели сверху вниз, ибо Вы умны.

Ф: Да, да. Я выгляжу неплохо.

Г: Я не думаю, что Вы сможете сделать тоже самое.

 

Ф: Если Вы играете роль полной дуры, Вы вынуждаете меня быть более умным. Что Вы делаете своими ногами сейчас?

Техника челнока

Г:Шатаю ими.

 

Ф:Это сейчас была шутка?

 

Г: О, я боюсь, потому что Вы замечаете все, что я делаю.

 

Ф: Не замечать всего, что Вы делаете?

    Закрытый вопрос

Г: Да, если хотите помочь мне чувствовать себя более спокойно. Не хочу обороняться от Вас. Вы считаете меня более сильной, чем я есть на самом деле. Я бы хотела, чтобы Вы защитили меня, относились ко мне лучше.

 

Ф: Что означает Ваша улыбка? Не верю ни единому Вашему слову.

Техника челнока

Г: Я думаю, я чувствую, что меня беспокоит все, что Вы говорите.

Ф: Конечно. Вы блефуете.

Г:Вы действительно так думаете?

Ф: Да. Вы говорите, что боитесь, но в то же время смеетесь и извиваетесь. Это фальш. Извиваетесь, играя передо мной.

Г:Я сильно возмущена.

 

Ф: Можете выразить это?

Проигрывание

Г: Да, я точно не обманщица – я могу уверить Вас в этом. Мне трудно показать свое замешательство. Я ненавижу быть в замешательстве. Мне обидно, когда меня называют обманщицей просто потому, что я улыбаюсь. Я улыбаюсь, когда мне стыдно. Или когда поставлена в угол. Но это не означает, что я обманываю.

 

Ф:Замечательно, спасибо. Всю последнюю минуту Вы очень хорошо справлялись.

Обратная связь

Г:Я сержусь на Вас.

 

Ф:Это правильно. Не надо скрывать свой гнев под улыбкой. В данный момент, сейчас, Вы не фальшивите.

Развитие осознавания

Г: Ну, мне не стыдно за то, что я злюсь.

Ф:При этом Ваша злость не наиграна.

Г:Я возмущена. Я не играю, когда волнуюсь. (Ударяет кулаком по дивану)

Ф:Сделайте это еще раз. Еще.

Техника усиления

Г:Я сержусь на Вас. Знаете, что я хочу сделать? Я…

 

Ф:Я-я-я-я.

 

Г:Я хочу оскорбить Вас также, как Вы оскорбили меня.

 

Ф:Хорошо, оскорбите меня.

Техника усиления

Г:Мне нужно время, чтобы сказать то, что меня раздражает…

 

Ф: Что Вы имеете в виду? Можете пояснить ваше движение? (Круговые движения руками перед собой)

Техника челнока

Г: Оно означает, что я не могу подобрать слова.

 

Ф:Продолжайте, Вы будто танцуете.

Обратная связь

Г:Я хочу начать все с начала с Вами.

 

Ф: Хорошо, давайте начнем все с начала.

 

Г:Я хотела бы задать Вам вопрос. Потому что у меня есть такое ощущение, что я не нравилась с самого начала. Если бы я Вам нравилась, Вы бы показывали это?

 

Ф:Если бы Вы играли Фрица Перлза, которому не нравится Глория – что бы Вы сказали?

Проигрывание

Г:Он бы сказал, что она обманщица.

Ф: Сказал бы: «Ты – обманщица».

Г: Ты обманщица. Ты маленькая, лживая девочка, которая любит привлекать внимание.

Ф:И что бы Глория ответила бы на это?

Г:Я знаю, что я бы ответила. Я бы сказала: «Вы тоже лжете».

Ф:Скажите мне это сейчас. Скажите, каков я обманщик.

Г:Обманщик – не самое подходящее слово. Больше подходит слово «высокомерный». Как будто Вы знаете ответы. И я хочу быть более человечной, и это звучит более человечно для меня.

Ф:Знать ответы на все вопросы – это так по-человечески.

Развитие осознавания

Г:Да, хотелось бы знать, почему я двигаю ногами и почему я делаю именно так! Почему Вы делаете именно так?

Ф:Потому что я вижу собственными глазами, как Вы делаете своими ногами. Мне не нужно специальных научных приборов, чтобы понять, что Вы двигаете своими ногами. Что в этом такого необычного? Мне не нужно быть гением, чтобы понять, что ноги двигаются.

Г:Да, но мне кажется, Вы ищите причину, почему я двигаю ногами.

Ф: Нет, это Ваше воображение.

Г:Я очень хорошо знаю, чего я хочу от Вас. Можно сказать?

 

Ф:Да.

 

Г:Я хочу, чтобы Вы, зная, что я дергаю ногами и смеюсь, когда нервничаю, принимали это, и мне не нужно было бы защищаться, чтобы все объяснять. Я не хочу объяснять почему я делаю так, а не иначе.

 

Ф:Я просил Вас объяснить, почему Вы это делаете?

Развитие осознавания

Г:Да, Вы спросили, что я делаю.

Ф:Верно, двигали ногами. Я не просил Вас объяснять почему. Это Ваше воображение. Между Фрицом реальным и Фрицом воображаемым большая разница.

Глория глубоко вздыхает.

Ф:Сделайте это снова. Еще раз. Как Вы чувствуете себя сейчас?

Техника усиления. Техника челнока

Г:Я не знаю.

 

Ф:Не притворяйтесь глупой.

 

Г:Я не притворяюсь глупой, я просто не могу ответить.

 

Ф:Говорить «Я не знаю» значит притворяться глупой.

Глория трогает, поправляет свои волосы.

Конфронтация

Ф:Вы сделали сейчас что-то со своими волосами. Что-то не так с моими волосами, что Вам не нравится?

Техника челнока

Г:Нет. В Ваших волосах и образе есть что-то, что меня испугало с самого начала. Вы кажетесь человеком, который требует к себе так много уважения.

 

Ф: Вы только что сказали, что я требую к себе много уважения. Можете разыграть это?

Проигрывание

Г: «Вы знаете, как я умен. Я разбираюсь в психологии гораздо лучше, чем Вы, Глория». Те вещи, которые я говорю – конечно же, верные.

Ф:Вы можете также сказать за Глорию? Разыграйте Глорию. «Я требую уважения, потому что…»

Г:Я не знаю. Нет, я не идентифицирую себя с отцом, это не я, я не требую уважения.

Ф:Вы не требуете уважения?

Развитие осознавания.

Г:Нет.

Ф:А следовало бы.

Г:Мне было бы лучше, если бы Вы меня уважали.

Ф:Видите, Вы требуете уважения.

Г:Да. В самом деле, я могу потребовать у Вас уважения ко мне.

Ф:Ну так сделайте это. Кто мешает Вам сделать это, кроме Вас самой?

Г:Если я выйду из угла, Вы позволите мне просто утонуть. И не поможете мне ни в чем, и я знаю, что не могу на Вас положиться.

Ф:Что я должен делать, когда Вы находитесь в углу?

Г:Побуждать меня к тому, чтобы я вышла.

Ф:А, Вам не хватает достаточно храбрости, чтобы выйти самостоятельно. Нужен кто-то, кто вытащит девушку из беды и вытянет из угла.

Г: Да.

Ф:То есть, каждый раз, когда Вы хотите, чтобы кто-то обратил на Вас свое внимание, Вы идете в угол и ждете, чтобы кто-то пришел на помощь.

Г:Да, именно этого я хочу.

Ф:Это то, что я называю ложью.

Конфронтация

Г:Простите?

Ф:Это то, что я называю ложью.

Г:Я призналась в том, какая я есть. Почему я должна считаться обманщицей.

Ф:Это ложь, потому что это уловка, хитрая стратегия – убегать в угол и ждать пока кто-то спасет меня.

Г:Я думаю, что я знаю, что я делаю. Я не лгу, я не притворяюсь, что я храбрая. Если я не чувствую в себе сил, то поднимаюсь и делаю все сама. И на самом деле я сижу в углу по своей воле.

Ф:Но вы не сидите в углу.

Г:Сейчас-да,не сижу! (закуривает) И, кроме того, я не выношу, когда Вы называете меня обманщицей.

Ф:Теперь мы к чему-то приближаемся. Я называю обманщиком любого, кто притворяется. Если тебе нравится человек, и ты хочешь с ним встретиться – ты идешь к нему и говоришь: «Я хочу побыть с тобой». Такого человека я не назову обманщиком. Но если Вы сидите в углу и ждете спасения – это я назову обманом.

Развитие осознавания

Г:Я все равно считаю, что Ваши рассуждения умозрительны. Знаете, что я чувствую? Вы никогда не чувствовали себя так, как я. Вы чувствуете себя столь защищенным, что Вам даже не приходилось…И любого, кто испытывает подобные чувства, Вы осуждаете и называете обманщиками. Я не принимаю этого.

 

Ф:И как же я сужу?

 

Г:Вы сидите в своем большом старом кресле и осуждаете.

 

Ф:Хорошо. Я осуждаю Вас. Теперь Вы попробуйте осудить меня. Выразите сейчас свое суждение обо мне.

Техника усиления

Г:Вы совсем не близки мне, доктор Перлз. Я думаю это обман. Мне кажется, Вы играете в одну крупную игру.

 

Ф:Верно. Конечно мы играем в игры. Но, мне кажется, я задел Вас, назвав обманщицей.

Отражение чувств.

Г:Ну конечно задели! Мне сейчас кажется, что Вы просто бесчувственный человек…(указательный жест на Перлза)

 

Ф:Что это? Что это за жест?! Что Вы только что делали? Не говорите так со мной.

Техника челнока. Техника усиления

Г:Я не могу! Я бы очень хотела, чтобы Вы были моложе, чтобы я смогла как следует отчитать Вас.

 

Ф:И сколько же мне должно быть лет?

Проигрывание

Г:Как и мне – 30. 

Ф:Договорились, мне сейчас 30. Представьте это и отчитайте меня.

Г:Преркасно! Не будьте таким самоуверенным! Не думайте, что Вы самый умный! И не гордитесь тем, что никогда не были в углу! Я думаю, что, по сравнению со мной, Вы ничуть не меньший обманщик, который притворяется, что знает ответы на все вопросы. О, и мне нравится представлять, что Вы моложе. Мне нравится смущать Вас.

Ф:Смутите меня.

Техника усиления

Г:Вы не смутитесь. Вам все-равно.

Ф:Скажите мне…смутите меня…скажите мне, как я стар и уродлив.

Г:Вы не выглядите уродливым. Вы выглядите высокомерным. Но даже это вы превратили в свой плюс. Да, это больше походит на Ваш плюс.

Ф:Это похоже на ссору.

Развитие осознавания

Г:Нет. Нет, я не думаю, что Вы ссоритесь со мной.

Ф:Но Вы немного разошлись.

Г:Ну что ж, это потому, что я зла на Вас.

Ф:Прекрасно.

Г:Но Вы кажетесь таким невозмутимым, как будто Вам совершенно нет дела до того, что я зла на Вас! Я думаю, что Вы совершенно не беспокоитесь обо мне, доктор Перлз.

Ф:Это правда. Наш контакт слишком поверхностный, чтобы я начал заботиться о Вас. Я забочусь о Вас настолько, насколько могу заботиться о своих клиентах. И я хочу достать из Вас наружу то, что спрятано внутри. Вот какова степень моей заботы.

Г:Я бы хотела, чтобы Вы…Я чувствую безысходность. Я не чувствую настоящего контакта между нами. Будто сейчас я разговариваю с ребенком, который не понимает меня, или что-то в этом роде. Я не чувствую контакта – и это меня фрустрирует. Это беспокоит меня куда больше, нежели если бы Вы злились на меня. Лучше бы мы оба злились и ругались, нежели не были в контакте. Да, это напоминает мне, как я ругалась с мужем. Обычно он сидел и просто слушал меня, даже не осознавая, как я ненавидела его в эти моменты и как я была зла на него. Так что лучше бы Вы ненавидели меня или испытывали какие-нибудь другие чувства. И, мне кажется, Вы намеренно не контактируете со мной.

Ф:А как бы мне стоило себя вести? Представьте как я должен был поделиться с Вами своим беспокойством о Вас.

Проигрывание

Г:Я не могу выразить это словами. Я чувствую, но не могу произнести это. Я не знаю. Я хочу, чтобы Вы больше уважали меня как человека, у которого тоже есть чувства.

Ф:Мы вернулись к тому, с чего начали. Вам нужно уважение.

Развитие осознавания

Г:Да, все верно. Это как бы другой вид уважения, но…

Ф:Не важно. Вам нужно уважение.

Г:Да.

Ф:Я настолько уважаю Вас как человека, что отвергаю вашу ложную сторону и признаю только настоящую. И последние несколько минут Вы прекрасно справляетесь, будучи настоящей. Вы больше не играете.

Г:Я не чувствую за собой права говорить людям, что мне они не нравятся, если они выше меня по положению или превосходят меня в чем-то…

Ф:А, это все чушь! Вы опять возвращаетесь в свой безопасный угол (ко-ко-ко-ко-ко-ко).

Конфронтация

Г:Но это то, что я чувствую. Вот, что дает мне мой угол.

 

Ф:Возвращайтесь в свой безопасный угол. Вы вышли из него на мгновение, Вы действительно вошли в контакт со мной. Вы разозлились на меня, а теперь возвращайтесь обратно в свою безопасность.

Обратная связь

Г:Складывается впечатление, что единственный способ вызвать Ваше уважение ко мне как к человеку – это быть агрессивной, сильной…Вы не хотите принять мою сильную сторону. И если бы я испугалась и заплакала перед Вами, то Вы бы рассмеялись и назвали меня обманщицей. Вы не принимаете моих слабостей. Вам понятно только когда я кричу на Вас в ответ.

 

Ф:Тогда почему же Вы не плачете?

Техника усиления

Г:Ну, я бы не доставила Вам этим никакого удовольствия.

Ф:Скажите это еще раз.

Г:Нет.

Ф:Скажите это еще раз.

Г:Я стараюсь не заплакать перед Вами и не показать свои слабые точки, чтобы Вы опять не набросились на меня.

Ф:Да, у Вас влажные глаза.

Развитие осознавания

Г:Да, я чувствую себя в шоке.

Ф:А Вы можете шокировать меня?

Г:Я могу притвориться, но не по-настоящему.

Ф:Почему не по-настоящему?

Г:Я не настолько ненавижу Вас.

Ф:Вы бы хотели так шокировать меня, чтобы я заплакал?

Г:Да, я бы хотела, чтобы Вы заплакали. Я бы хотела увидеть Вас слабым, как задеты Ваши чувства и как Вам причинили боль.

Ф:Что это даст Вам?

Г:Позволит мне чувствовать, что я тоже могу обидеть Вас, чтобы Вы впредь не нападали на меня.

Ф: А Вы бы напали на меня, если бы я заплакал?

Г:Нет. Неа.

Ф:Но я бы напал на Вас, если бы Вы плакали передо мной. Вы уверены в этом?

Г:Нет, я не уверена в этом.

Ф:А что бы Вы хотели, чтобы я сделал, если бы Вы заплакали?

Г:Чтобы…

Ф:Вы улыбаетесь! Вы почему-то улыбаетесь!

Техника челнока

Г:Потому что я испытываю два чувства одновременно. Я собиралась сказать, что хотела бы, чтобы Вы любили меня и обняли, но потом я подумала – нет, я не хочу этого.

Развитие осознавания

Ф:Почему Вы против этого?

Г:Мне было бы страшно быть так близко к Вам.

Ф:Что  ж, сначала Вы хотели быть ближе ко мне, а теперь Вы боитесь быть ближе ко мне.

Г:Да, я так говорила, но…

Ф:Правильно, теперь мы видим 2 стороны Вашей сущности.

Г:Но я имею в виду близость эмоциональную, а не физическую.

Ф:Но теперь Вы видите обе стороны своей сущности: быть далеко в углу или быть настолько близко к человеку, что столкновение с ним неизбежно.

Г:Это правда. Знаете, о чем я думаю, когда мне действительно плохо или я расстроена чем-то? Я хочу, чтобы меня кто-нибудь любил. Когда мой дедушка старался обнять меня…я тогда не хотела этого.

Ф:Именно. Вот видите. Вот о чем я говорю. Вы не можете поддерживать контакт. Ладно, это все ерунда. Чего Вы боитесь, если становитесь слишком близко к человеку, если вы позволяете обнять Вас?

Г:Я боюсь, что он почувствует, какая влажная из-за того, что он так близко к моему телу. Не знаю, как объяснить.

Ф:Вы чувствуете своего рода отвращение?

Г:Да! Чувствую отвращение (изображает это, тряся головой и телом, словно ощущая холод)

Ф:Сделайте это еще раз

Техника усиления

Г:Фуууу

 

Ф:А ко мне Вы чувствуете отвращение?

Развитие осознавания

Г:Нет.

Ф:Нет? В чем сложность?

Г:Я чувствую, если Вы поверите в это, я задену Ваши чувства.

Ф:О-о-о! Вы говорите о моих чувствах. А я думал, что я настолько бесчувственный, что меня нельзя задеть. Вы неожиданно открыли способ, как тронуть мои чувства, не так ли?

Г:Знаете, во что я верю?

Я верю, что Вы такой же тип людей как я. Вы ведете себя так, как будто ничто не задевает Вас, но это не так. Вы кажетесь сильным снаружи, но внутри Вы мягкий. Я уверена, что Ваши чувства тоже можно тронуть. Но, думаю, Вы не покажете этого.

Ф:Как же я могу спрятать свои чувства?

Проигрывание. Развитие осознавания

Г:Вы возвращаете их назад мне, говоря: «Откуда Вы взяли это, Глория?». Вы поворачиваете все против меня, желая скрыть свои истинные чувства.

Ф:И что же я отвечу на это?

Г:Вы ответите: «Это не беспокоит меня». Вы бы не стали показывать своих чувств, Вы бы просто спрятали их под коркой.

Ф:Но если бы я заплакал? Что бы Вы сделали?

Г:Вы бы перестали превосходить меня и стали бы на один уровень со мной, я бы смогла успокоить Вас и Вы бы почувствовали себя лучше.

Ф:Вы бы обняли меня?

Г:Да.

Ф:И я смог бы быть маленьким ребенком?

Г:Да. Да, я бы хотела этого. Вы бы были на одном уровне со мной.

Ф:Если бы Вы были на этом месте и играли бы роль ребенка, Вы бы хотели, чтобы я обнял Вас?

Г:Да, этого мне бы тоже хотелось.

Ф:Что ж, давайте подведем итог нашей беседы. Думаю, мы пришли к пониманию друг друга в какой-то степени. Полагаю, что на сегодня можно закончить прием, хорошо?

Суммирование. Обратная связь.

Г:Хорошо.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной психотерапевтической сессии были использованы следующие техники и приемы: проигрывание ( воплощение действий), развитие осознавания в режиме «здесь и сейчас», техника усиления, техника челнока, конфронтация. Остальные техники почти не применялись.  Мы видим, что наиболее часто применяемыми техниками являются «техника усиления», «открытый вопрос» и «развитие осознавания» соответственно.

Большая часть времени беседы проходила в виде ролевой игры, в которой пациентка изображала то себя в различных состояниях, то самого Фрица Перлза. При необходимости указывать в определенные моменты времени на то, что пора примерить на себя роль «маленькой девочки», «старого Фрица» и т.д., использовалась «техника усиления», которая, иными словами, является указанием на то, что необходимо сделать здесь и сейчас. Чаще всего реализация данной техники начиналась с открытого вопроса, а затем в полувопросительной форме подавалась Глории. Например: «Глория, не могли бы вы представить…».

Об инконгруэнтности в поведении Глории, например, когда она говорила что ей страшно, и при этом улыбалась, сообщалось посредством техники конфронтации.

Невербальное поведение Глории являлось главным объектом пристального внимания Фрица. Малейшие несоответствия между поведением и словами тут же им прослеживались и в виде либо «обратной связи», либо «конфронтации» предоставлялись Глории.

Так, в начале беседы Глория, в целом, была спокойна, но чувствовалась некоторая неуверенности и оборонительная позиция. Затем, когда Фриц начал её провоцировать она стала жестикулировать более активно, в один момент она даже стала стучать кулаками по дивану. Особенно явно нервозность наглядно проявлялась тогда, когда Глория пыталась прикуривать сигарету… Ближе к концу беседы, эмоциональная, богатая иллюстрациями речь Глории сменилась задумчивостью, расслаблением и почесыванием подбородка. Именно в этот момент наступила переломная точка, наметилась проблема.

С данной проблемой у клиентки можно работать и в других подходах:

  1. Рационально-эмотивная терапия - Направление в когнитивной психотерапии (Альберт Эллис), основанное на устранении иррациональных суждений пациента. Ключевой является так называемая АВС-теория, в соответствии с которой, определенное негативное проявления эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно каким-либо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы является обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, приводящих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций.

Эмоциональные реакции зависят от способа восприятия событий. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого человек интерпретирует и осмысляет их.  
Так как проблема клиентки заключается в «проекции» своей неуверенности на окружающих, то данный подход позволит ей проработать и лучше понять свои чувства и поведенческие реакции.

  1. Клиент-центрированная терапия. Фундаментом лечения Роджерса является создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями ("триада Рождерса"): безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность. Это формирует безопасное пространство, где клиент может почувствовать себя понятым и принятым. Это позволяет человеку прикоснуться к самым разным, в том числе и прежде пугавшим переживаниям, не чувствуя угрозу. Помогает выразить себя, не опасаясь осуждения. А значит - понять и принять себя самому. Увидеть себя таким, какой есть. И – измениться. «Когда я принимаю себя таким, какой я есть, я изменяюсь», - говорил Роджерс.

Специальные терапевтические методики здесь вторичны по отношению к взаимоотношениям психотерапевт-клиент. Главное здесь – Встреча двух Личностей. Я и Ты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В основе гештальт-терапии лежат два принципа, разработанных Перлзом: это холистический принцип (человек есть организованное целое) и диалектический принцип противоположности, включая принцип гомеостаза. Переживание потребности ведет к нарушению равновесия в организме. Организм как единое целое реагирует в попытке восстановить равновесие, удовлетворяя возникшую потребность. В гештальтистских терминах потребность возникает из фона и становится фигурой. Организм включается в сенсорное и моторное поведение при взаимодействии со своим окружением с целью удовлетворения потребности. Когда потребность удовлетворена, завершая гештальт, гештальт растворяется или разрушается, организм при этом готов к возникновению другой доминантной потребности. Постоянный процесс осознавания возникающих потребностей ведет к нарушению равновесия, далее следует агрессивный контакт с окружением и удовлетворение потребности через ассимиляцию, в результате на короткое время устанавливается равновесие, что ведет к росту и развитию.

Нарушение этого процесса вызывает невроз или психоз. Страдающий психическим расстройством индивид не осознает своих потребностей, не способен организовать их в иерархию или не может достичь удовлетворения потребности, поэтому прибегает к патологической интроекции, проекции, слиянию и/или ретрофлексии.

Терапия заключается в возобновлении процесса роста, в осознании пациентом своих неудовлетворенных потребностей, незавершенных дел или неполных гештальтов, так чтобы пациент смог завершить или разрешить их, переходя затем к удовлетворению насущных потребностей. Гештальт-терапия не пытается возродить прошлое с помощью анализа. Незавершенное дело прошлого проявляет себя в настоящем, в частности в невербальном поведении и сновидениях. Таким образом, терапия фокусируется на поведении здесь и сейчас, что ведет к осознаванию неразрешенных конфликтов с другими и с собой. По мере осознавания пациент обретает способность разрешать конфликты или интегрировать свои отчужденные части.

 

 

 

Список литературы.

  1. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. - СПб.: Специальная литература, 1999.
  2. И. А. Грабская. Гештальттерапия (Ф.С.Перлз)
  3. Перлз Ф. С, (1997) Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. - М.: Академия, СПб.: XXI век.
  4. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии.- М.: Либрис, 1996.-240с.
  5. Перлз Ф. Гештальт семинары. Гештальт-терапия дословно. – М.: Институт общегуманитарных исследований Москва, 1998.
  6. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р., Гудмен П. Практикум по гештальт-терапии: Пер. с англ. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.
  7. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. —358 с.
  8. Психологический словарь /Под ред. В. Давыдова и др.-М..: Педагогика, 1983.-448с.
  9. Тодд Дж, Богарт А. К. Основы клинической и консультативной психологии.- М.: Эксмо-Пресс,2001.- 761с.

 

 

 

 


Информация о работе Разбор психотерапевтической сессии гештальт-подхода Ф. Перлза с Глорией