Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 02:02, научная работа
Гештальт-терапияя — это научная школа в области современной зарубежной психологии и психотерапии. Сам термин «гештальт-терапия» состоит из двух слов: «gestalt» и «therapeia». Первое слово немецкое, которое употребляется во всём мире, так как точных эквивалентов у него нет. Перевести его можно как «образ», «структура», «конфигурация», другое слово греческое, которое обозначает совокупность приёмов и действий, предназначенных для лечения и исцеления больного.
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава I. Теоретический обзор гештальт-подхода Ф.Перлза…..…………….…………….…………….…………….……………….5
1.1. Теории, лежащие в основе гештальт-подхода….…5
1.2. Особенности консультирования в гештальт-терапии …………….....…...11
1.3. Отношения терапевта и клиента в гештальт-терапии.…..14
1.4. Основные методы и инструментарий гештальт-подхода ..…………….…………….…………….…………….……………………..…….15
Глава II. Разбор сессии гештальт-терапии. ………..………………………..…20
Заключение . ………………………………………………………………..……42
Список литературы.………………………………….……………………….....43
§ Клиента просят рассказать сон от первого лица (консультант может выбрать отрывок сна).
§ Потом консультант и клиент совместно выявляют ключевые фрагменты сновидения.
§ Консультант просит клиента идентифицироваться с каждым из фрагментов сновидения и поговорить от первого лица в настоящем времени. Это можно делать как с использованием пустых стульев, так и без. Углублением эксперимента будет, если консультант попросит клиента действовать в этом сне. Главные действующие лица сновидения сталкиваются и взаимодействуют друг с другом под руководством психолога до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение, интеграция.
§ Момент, когда сновидящий просыпается—это «тупик». Здесь важно поощрить клиента придумать и разыграть окончание сна. Можно попросить клиента закрыть глаза и сосредоточиться на точке окончания сновидения и продолжать наблюдать что будет происходить. Таким же образом можно восстанавливать «утерянные» фрагменты сновидения. Это всегда очень важные, насыщенные энергией двери в бессознательное.
На протяжении всей работы со сновидениями используются следующие техники: повторение ключевых фраз, физическое выражение чувств, возникающих во сне, в моментах, определяемых психологом, осуществляется углубление самоисследования. Работа со сном очень увлекательна, позволяет привносить в неё техники их других традиций, изобретать новые, модифицировать старые и может ограничиваться лишь творчеством и фантазией терапевта.
9. Возвращение отторгнутых частей себя. Этот эксперимент направлен возвращение чувств, характеристик или способностей, которые в ранних интроекциях, полученных от взрослых определяются как «плохие». Когда ребёнок выражал себя таким образом, то получал негативное взрослых и следовательно не был принят ими и не чувствовал безопасности и доверия. В этом случае, например, клиент встречается лицом к лицу со своей не дающей поддержки и принятия семьёй, самим собой и другими лицами и заявляет об этой части себя, вне зависимости от реакции. Предъявление подобных чувств, характеристик или способностей и работа с их отторжением и принятием составляет основу подобных экспериментов. Результатом этих экспериментов становиться рост способности предъявления всех частей себя и чувство целостности.
10. Межличностное столкновение в режиме «здесь и теперь». Эта техника включает взаимодействие клиента с консультантом или с членом группы (групповая работа ). Этот эксперимент используется для того, чтобы опробовать новое поведение, получить искреннюю и конгруэнтную обратную связь или для проверки реально происходящего в группе.
11. Работа с телом. Это глобальная философия гештальттерапии. Энергия по телу течёт в вертикальном направлении. Когда она не может течь свободно, мы чувствуем себя незаземлёнными, несвзянными, ощущаем потерю энергии, теряем эффективность в повседневной жизни. Блокираторами энергии достаточно часто выступают стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела. Человек, как правило не сознает свои энергетические блоки и часто специально делает так, чтобы не проживать всех чувств в трудной ситуации. Целями роботы с телом служат реинтеграция или полное воссоединение частей тела и разума, а так же высвобождение эмоций, законсервированных в человеческом теле, о существовании которых клиент часто сознательно и не подозревает. В этом случае консультант помогает клиенту дышать, а так же серию упражнение и экспериментов, помогающих ему познать своё тело, свои заблокированные чувства и эмоции.
Каждый консультант может сам непрерывно изобретать новые варианты и оригинальные комбинации техник и методов экспериментирования исходя из собственных знаний и стиля интегрируя личный и профессиональный опыт. Хотя всегда нужно помнить, что искусство не является автоматическим набором правильно использованных техник.
12. Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов "да, но...", не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.
13. Техника челнока - направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура - вербальная продукция клиента).
Глава II. Разбор сессии клиент-центрированной терапии
Описание случая: Начинается сессия с того, что Глория и Ф. Перлз встречаются. С первых минут сеанса Глория достаёт сигареты из сумочки и закуривает, тем самым как – бы отгораживается, занимает защитную позицию. Её поза: нога на ногу также указывает на это. Во время беседы Ф Перлз вызывает Глорию на откровенность.
Запрос клиента: неуверенность в себе в межличностном взаимодействии.
Переформулирование запроса: неспособность поддерживать контакт.
Гипотеза: в основе проблем клиентки лежит механизм проекции, как причина нарушения межличностного контакта.
Проверка гипотезы: во время сессии заметна защитная позиция клиентки. Собственную неуверенность в себе клиентка проецирует на психотерапевта, поэтому считает, что он замечает все ее недостатки и ищет причину каждого ее действия. Такие же ожидания у нее относительно межличностных отношений. Чувствуя отвращение, она полагает, что мужчины будут чувствовать отвращение когда будут обнимать ее.
Психотерапевтическая мишень: осознание клиенткой проецируемых на окружающих и психотерапевта чувств, мыслей и эмоций.
Стенограмма сессии и комментарии:
Реплики клиентов и терапевта |
Используемые приёмы и техники |
Ф: Наша сессия будет длиться полчаса. |
Информирование |
Г: (достает сигареты) Я немного боюсь. |
|
Ф: Вы говорите, что боитесь, но при этом улыбаетесь. Я не понимаю – разве можно быть испуганным и улыбаться одновременно? |
Развитие осознавания |
Г: А я также подозреваю, что Вы хорошо понимаете, что…что когда я боюсь, я смеюсь, чтобы скрыть это. |
|
Ф: То есть, у Вас сценический страх? |
Закрытый вопрос |
Г: Я не знаю. Я больше боюсь Вас. Я боюсь, что Вы нападете на меня. Вы загоните меня в угол – и это меня пугает. Я хочу остаться на своем месте. |
|
Ф: Вы сказали «загоните в угол» и положили руку на грудь. Это и есть Ваш угол? |
Закрытый вопрос |
Г: Похоже, что да…Похоже, что я боюсь, да. |
|
Ф: Куда бы вы хотели пойти? Можете описать угол, в который хотели бы пойти? |
Открытый вопрос |
Г: Да…В тот угол, в котором я бы чувствовала себя полностью защищенной. |
|
Ф: В том углу Вы будете защищенной от меня? |
Закрытый вопрос |
Г: Ну, на самом деле нет…Может быть да. |
|
Ф:Вы находитесь в этом углу. Сейчас вы в полной безопасности. Что вы делаете в этом углу? |
Открытый вопрос |
Г: Я просто сижу. |
|
Ф: Только сидите? |
Закрытый вопрос |
Г: Да. |
|
Ф: Как долго Вы будете сидеть? |
Открытый вопрос |
Г: Я не знаю. То, что вы говорите – любопытно. Это напоминает мне о том времени, когда я была маленькой девочкой. Каждый раз, когда мне было страшно – я начинала чувствовать себя лучше, сидя в углу и паникуя. |
|
Ф: Хорошо, Вы – маленькая девочка? |
Развитие осознавания |
Г: Нет, но это то же самое чувство. | |
Ф: Вы – маленькая девочка? | |
Г: Я помню это чувство. | |
Ф: Вы – маленькая девочка? | |
Г: Нет, нет, нет. | |
Ф: Сколько Вам лет? | |
Г: 30 | |
Ф: То есть Вы не маленькая девочка. | |
Г: Нет. | |
Ф: Хорошо. | |
Ф: То есть Вы – тридцатилетняя женщина, которая боится такого типа как я? | |
Г: Я не знаю…Да, да. Я боюсь Вас. Я чувствую себя обороняющейся рядом с Вами. |
|
Ф: Но что я могу сделать для Вас? |
Открытый вопрос |
Г: Вы не можете сделать что-нибудь, но я чувствую себя глупой дурой из-за того, что не знаю правильных ответов. |
|
Ф:Что Вы делаете для того, чтобы чувствовать себя настолько глупой? |
Развитие осознавания |
Г:Я ненавижу чувствовать себя глупой. | |
Ф:Что Вы делаете для того, чтобы чувствовать себя настолько глупой? Хорошо, я скажу так: что бы произошло со мной, если бы Вы играли глупую дуру? | |
Г:Вы бы почувствовали себя умнее и выше меня. Вы бы смотрели сверху вниз, ибо Вы умны. | |
Ф: Да, да. Я выгляжу неплохо. | |
Г: Я не думаю, что Вы сможете сделать тоже самое. |
|
Ф: Если Вы играете роль полной дуры, Вы вынуждаете меня быть более умным. Что Вы делаете своими ногами сейчас? |
Техника челнока |
Г:Шатаю ими. |
|
Ф:Это сейчас была шутка? |
|
Г: О, я боюсь, потому что Вы замечаете все, что я делаю. |
|
Ф: Не замечать всего, что Вы делаете? |
Закрытый вопрос |
Г: Да, если хотите помочь мне чувствовать себя более спокойно. Не хочу обороняться от Вас. Вы считаете меня более сильной, чем я есть на самом деле. Я бы хотела, чтобы Вы защитили меня, относились ко мне лучше. |
|
Ф: Что означает Ваша улыбка? Не верю ни единому Вашему слову. |
Техника челнока |
Г: Я думаю, я чувствую, что меня беспокоит все, что Вы говорите. | |
Ф: Конечно. Вы блефуете. | |
Г:Вы действительно так думаете? | |
Ф: Да. Вы говорите, что боитесь, но в то же время смеетесь и извиваетесь. Это фальш. Извиваетесь, играя передо мной. | |
Г:Я сильно возмущена. |
|
Ф: Можете выразить это? |
Проигрывание |
Г: Да, я точно не обманщица – я могу уверить Вас в этом. Мне трудно показать свое замешательство. Я ненавижу быть в замешательстве. Мне обидно, когда меня называют обманщицей просто потому, что я улыбаюсь. Я улыбаюсь, когда мне стыдно. Или когда поставлена в угол. Но это не означает, что я обманываю. |
|
Ф:Замечательно, спасибо. Всю последнюю минуту Вы очень хорошо справлялись. |
Обратная связь |
Г:Я сержусь на Вас. |
|
Ф:Это правильно. Не надо скрывать свой гнев под улыбкой. В данный момент, сейчас, Вы не фальшивите. |
Развитие осознавания |
Г: Ну, мне не стыдно за то, что я злюсь. | |
Ф:При этом Ваша злость не наиграна. | |
Г:Я возмущена. Я не играю, когда волнуюсь. (Ударяет кулаком по дивану) | |
Ф:Сделайте это еще раз. Еще. |
Техника усиления |
Г:Я сержусь на Вас. Знаете, что я хочу сделать? Я… |
|
Ф:Я-я-я-я. |
|
Г:Я хочу оскорбить Вас также, как Вы оскорбили меня. |
|
Ф:Хорошо, оскорбите меня. |
Техника усиления |
Г:Мне нужно время, чтобы сказать то, что меня раздражает… |
|
Ф: Что Вы имеете в виду? Можете пояснить ваше движение? (Круговые движения руками перед собой) |
Техника челнока |
Г: Оно означает, что я не могу подобрать слова. |
|
Ф:Продолжайте, Вы будто танцуете. |
Обратная связь |
Г:Я хочу начать все с начала с Вами. |
|
Ф: Хорошо, давайте начнем все с начала. |
|
Г:Я хотела бы задать Вам вопрос. Потому что у меня есть такое ощущение, что я не нравилась с самого начала. Если бы я Вам нравилась, Вы бы показывали это? |
|
Ф:Если бы Вы играли Фрица Перлза, которому не нравится Глория – что бы Вы сказали? |
Проигрывание |
Г:Он бы сказал, что она обманщица. | |
Ф: Сказал бы: «Ты – обманщица». | |
Г: Ты обманщица. Ты маленькая, лживая девочка, которая любит привлекать внимание. | |
Ф:И что бы Глория ответила бы на это? | |
Г:Я знаю, что я бы ответила. Я бы сказала: «Вы тоже лжете». | |
Ф:Скажите мне это сейчас. Скажите, каков я обманщик. | |
Г:Обманщик – не самое подходящее слово. Больше подходит слово «высокомерный». Как будто Вы знаете ответы. И я хочу быть более человечной, и это звучит более человечно для меня. | |
Ф:Знать ответы на все вопросы – это так по-человечески. |
Развитие осознавания |
Г:Да, хотелось бы знать, почему я двигаю ногами и почему я делаю именно так! Почему Вы делаете именно так? | |
Ф:Потому что я вижу собственными глазами, как Вы делаете своими ногами. Мне не нужно специальных научных приборов, чтобы понять, что Вы двигаете своими ногами. Что в этом такого необычного? Мне не нужно быть гением, чтобы понять, что ноги двигаются. | |
Г:Да, но мне кажется, Вы ищите причину, почему я двигаю ногами. | |
Ф: Нет, это Ваше воображение. | |
Г:Я очень хорошо знаю, чего я хочу от Вас. Можно сказать? |
|
Ф:Да. |
|
Г:Я хочу, чтобы Вы, зная, что я дергаю ногами и смеюсь, когда нервничаю, принимали это, и мне не нужно было бы защищаться, чтобы все объяснять. Я не хочу объяснять почему я делаю так, а не иначе. |
|
Ф:Я просил Вас объяснить, почему Вы это делаете? |
Развитие осознавания |
Г:Да, Вы спросили, что я делаю. | |
Ф:Верно, двигали ногами. Я не просил Вас объяснять почему. Это Ваше воображение. Между Фрицом реальным и Фрицом воображаемым большая разница. Глория глубоко вздыхает. | |
Ф:Сделайте это снова. Еще раз. Как Вы чувствуете себя сейчас? |
Техника усиления. Техника челнока |
Г:Я не знаю. |
|
Ф:Не притворяйтесь глупой. |
|
Г:Я не притворяюсь глупой, я просто не могу ответить. |
|
Ф:Говорить «Я не знаю» значит притворяться глупой. Глория трогает, поправляет свои волосы. |
Конфронтация |
Ф:Вы сделали сейчас что-то со своими волосами. Что-то не так с моими волосами, что Вам не нравится? |
Техника челнока |
Г:Нет. В Ваших волосах и образе есть что-то, что меня испугало с самого начала. Вы кажетесь человеком, который требует к себе так много уважения. |
|
Ф: Вы только что сказали, что я требую к себе много уважения. Можете разыграть это? |
Проигрывание |
Г: «Вы знаете, как я умен. Я разбираюсь в психологии гораздо лучше, чем Вы, Глория». Те вещи, которые я говорю – конечно же, верные. | |
Ф:Вы можете также сказать за Глорию? Разыграйте Глорию. «Я требую уважения, потому что…» | |
Г:Я не знаю. Нет, я не идентифицирую себя с отцом, это не я, я не требую уважения. | |
Ф:Вы не требуете уважения? |
Развитие осознавания. |
Г:Нет. | |
Ф:А следовало бы. | |
Г:Мне было бы лучше, если бы Вы меня уважали. | |
Ф:Видите, Вы требуете уважения. | |
Г:Да. В самом деле, я могу потребовать у Вас уважения ко мне. | |
Ф:Ну так сделайте это. Кто мешает Вам сделать это, кроме Вас самой? | |
Г:Если я выйду из угла, Вы позволите мне просто утонуть. И не поможете мне ни в чем, и я знаю, что не могу на Вас положиться. | |
Ф:Что я должен делать, когда Вы находитесь в углу? | |
Г:Побуждать меня к тому, чтобы я вышла. | |
Ф:А, Вам не хватает достаточно храбрости, чтобы выйти самостоятельно. Нужен кто-то, кто вытащит девушку из беды и вытянет из угла. | |
Г: Да. | |
Ф:То есть, каждый раз, когда Вы хотите, чтобы кто-то обратил на Вас свое внимание, Вы идете в угол и ждете, чтобы кто-то пришел на помощь. | |
Г:Да, именно этого я хочу. | |
Ф:Это то, что я называю ложью. |
Конфронтация |
Г:Простите? | |
Ф:Это то, что я называю ложью. | |
Г:Я призналась в том, какая я есть. Почему я должна считаться обманщицей. | |
Ф:Это ложь, потому что это уловка, хитрая стратегия – убегать в угол и ждать пока кто-то спасет меня. | |
Г:Я думаю, что я знаю, что я делаю. Я не лгу, я не притворяюсь, что я храбрая. Если я не чувствую в себе сил, то поднимаюсь и делаю все сама. И на самом деле я сижу в углу по своей воле. | |
Ф:Но вы не сидите в углу. | |
Г:Сейчас-да,не сижу! (закуривает) И, кроме того, я не выношу, когда Вы называете меня обманщицей. | |
Ф:Теперь мы к чему-то приближаемся. Я называю обманщиком любого, кто притворяется. Если тебе нравится человек, и ты хочешь с ним встретиться – ты идешь к нему и говоришь: «Я хочу побыть с тобой». Такого человека я не назову обманщиком. Но если Вы сидите в углу и ждете спасения – это я назову обманом. |
Развитие осознавания |
Г:Я все равно считаю, что Ваши рассуждения умозрительны. Знаете, что я чувствую? Вы никогда не чувствовали себя так, как я. Вы чувствуете себя столь защищенным, что Вам даже не приходилось…И любого, кто испытывает подобные чувства, Вы осуждаете и называете обманщиками. Я не принимаю этого. |
|
Ф:И как же я сужу? |
|
Г:Вы сидите в своем большом старом кресле и осуждаете. |
|
Ф:Хорошо. Я осуждаю Вас. Теперь Вы попробуйте осудить меня. Выразите сейчас свое суждение обо мне. |
Техника усиления |
Г:Вы совсем не близки мне, доктор Перлз. Я думаю это обман. Мне кажется, Вы играете в одну крупную игру. |
|
Ф:Верно. Конечно мы играем в игры. Но, мне кажется, я задел Вас, назвав обманщицей. |
Отражение чувств. |
Г:Ну конечно задели! Мне сейчас кажется, что Вы просто бесчувственный человек…(указательный жест на Перлза) |
|
Ф:Что это? Что это за жест?! Что Вы только что делали? Не говорите так со мной. |
Техника челнока. Техника усиления |
Г:Я не могу! Я бы очень хотела, чтобы Вы были моложе, чтобы я смогла как следует отчитать Вас. |
|
Ф:И сколько же мне должно быть лет? |
Проигрывание |
Г:Как и мне – 30. | |
Ф:Договорились, мне сейчас 30. Представьте это и отчитайте меня. | |
Г:Преркасно! Не будьте таким самоуверенным! Не думайте, что Вы самый умный! И не гордитесь тем, что никогда не были в углу! Я думаю, что, по сравнению со мной, Вы ничуть не меньший обманщик, который притворяется, что знает ответы на все вопросы. О, и мне нравится представлять, что Вы моложе. Мне нравится смущать Вас. | |
Ф:Смутите меня. |
Техника усиления |
Г:Вы не смутитесь. Вам все-равно. | |
Ф:Скажите мне…смутите меня…скажите мне, как я стар и уродлив. | |
Г:Вы не выглядите уродливым. Вы выглядите высокомерным. Но даже это вы превратили в свой плюс. Да, это больше походит на Ваш плюс. | |
Ф:Это похоже на ссору. |
Развитие осознавания |
Г:Нет. Нет, я не думаю, что Вы ссоритесь со мной. | |
Ф:Но Вы немного разошлись. | |
Г:Ну что ж, это потому, что я зла на Вас. | |
Ф:Прекрасно. | |
Г:Но Вы кажетесь таким невозмутимым, как будто Вам совершенно нет дела до того, что я зла на Вас! Я думаю, что Вы совершенно не беспокоитесь обо мне, доктор Перлз. | |
Ф:Это правда. Наш контакт слишком поверхностный, чтобы я начал заботиться о Вас. Я забочусь о Вас настолько, насколько могу заботиться о своих клиентах. И я хочу достать из Вас наружу то, что спрятано внутри. Вот какова степень моей заботы. | |
Г:Я бы хотела, чтобы Вы…Я чувствую безысходность. Я не чувствую настоящего контакта между нами. Будто сейчас я разговариваю с ребенком, который не понимает меня, или что-то в этом роде. Я не чувствую контакта – и это меня фрустрирует. Это беспокоит меня куда больше, нежели если бы Вы злились на меня. Лучше бы мы оба злились и ругались, нежели не были в контакте. Да, это напоминает мне, как я ругалась с мужем. Обычно он сидел и просто слушал меня, даже не осознавая, как я ненавидела его в эти моменты и как я была зла на него. Так что лучше бы Вы ненавидели меня или испытывали какие-нибудь другие чувства. И, мне кажется, Вы намеренно не контактируете со мной. | |
Ф:А как бы мне стоило себя вести? Представьте как я должен был поделиться с Вами своим беспокойством о Вас. |
Проигрывание |
Г:Я не могу выразить это словами. Я чувствую, но не могу произнести это. Я не знаю. Я хочу, чтобы Вы больше уважали меня как человека, у которого тоже есть чувства. | |
Ф:Мы вернулись к тому, с чего начали. Вам нужно уважение. |
Развитие осознавания |
Г:Да, все верно. Это как бы другой вид уважения, но… | |
Ф:Не важно. Вам нужно уважение. | |
Г:Да. | |
Ф:Я настолько уважаю Вас как человека, что отвергаю вашу ложную сторону и признаю только настоящую. И последние несколько минут Вы прекрасно справляетесь, будучи настоящей. Вы больше не играете. | |
Г:Я не чувствую за собой права говорить людям, что мне они не нравятся, если они выше меня по положению или превосходят меня в чем-то… | |
Ф:А, это все чушь! Вы опять возвращаетесь в свой безопасный угол (ко-ко-ко-ко-ко-ко). |
Конфронтация |
Г:Но это то, что я чувствую. Вот, что дает мне мой угол. |
|
Ф:Возвращайтесь в свой безопасный угол. Вы вышли из него на мгновение, Вы действительно вошли в контакт со мной. Вы разозлились на меня, а теперь возвращайтесь обратно в свою безопасность. |
Обратная связь |
Г:Складывается впечатление, что единственный способ вызвать Ваше уважение ко мне как к человеку – это быть агрессивной, сильной…Вы не хотите принять мою сильную сторону. И если бы я испугалась и заплакала перед Вами, то Вы бы рассмеялись и назвали меня обманщицей. Вы не принимаете моих слабостей. Вам понятно только когда я кричу на Вас в ответ. |
|
Ф:Тогда почему же Вы не плачете? |
Техника усиления |
Г:Ну, я бы не доставила Вам этим никакого удовольствия. | |
Ф:Скажите это еще раз. | |
Г:Нет. | |
Ф:Скажите это еще раз. | |
Г:Я стараюсь не заплакать перед Вами и не показать свои слабые точки, чтобы Вы опять не набросились на меня. | |
Ф:Да, у Вас влажные глаза. |
Развитие осознавания |
Г:Да, я чувствую себя в шоке. | |
Ф:А Вы можете шокировать меня? | |
Г:Я могу притвориться, но не по-настоящему. | |
Ф:Почему не по-настоящему? | |
Г:Я не настолько ненавижу Вас. | |
Ф:Вы бы хотели так шокировать меня, чтобы я заплакал? | |
Г:Да, я бы хотела, чтобы Вы заплакали. Я бы хотела увидеть Вас слабым, как задеты Ваши чувства и как Вам причинили боль. | |
Ф:Что это даст Вам? | |
Г:Позволит мне чувствовать, что я тоже могу обидеть Вас, чтобы Вы впредь не нападали на меня. | |
Ф: А Вы бы напали на меня, если бы я заплакал? | |
Г:Нет. Неа. | |
Ф:Но я бы напал на Вас, если бы Вы плакали передо мной. Вы уверены в этом? | |
Г:Нет, я не уверена в этом. | |
Ф:А что бы Вы хотели, чтобы я сделал, если бы Вы заплакали? | |
Г:Чтобы… | |
Ф:Вы улыбаетесь! Вы почему-то улыбаетесь! |
Техника челнока |
Г:Потому что я испытываю два чувства одновременно. Я собиралась сказать, что хотела бы, чтобы Вы любили меня и обняли, но потом я подумала – нет, я не хочу этого. |
Развитие осознавания |
Ф:Почему Вы против этого? | |
Г:Мне было бы страшно быть так близко к Вам. | |
Ф:Что ж, сначала Вы хотели быть ближе ко мне, а теперь Вы боитесь быть ближе ко мне. | |
Г:Да, я так говорила, но… | |
Ф:Правильно, теперь мы видим 2 стороны Вашей сущности. | |
Г:Но я имею в виду близость эмоциональную, а не физическую. | |
Ф:Но теперь Вы видите обе стороны своей сущности: быть далеко в углу или быть настолько близко к человеку, что столкновение с ним неизбежно. | |
Г:Это правда. Знаете, о чем я думаю, когда мне действительно плохо или я расстроена чем-то? Я хочу, чтобы меня кто-нибудь любил. Когда мой дедушка старался обнять меня…я тогда не хотела этого. | |
Ф:Именно. Вот видите. Вот о чем я говорю. Вы не можете поддерживать контакт. Ладно, это все ерунда. Чего Вы боитесь, если становитесь слишком близко к человеку, если вы позволяете обнять Вас? | |
Г:Я боюсь, что он почувствует, какая влажная из-за того, что он так близко к моему телу. Не знаю, как объяснить. | |
Ф:Вы чувствуете своего рода отвращение? | |
Г:Да! Чувствую отвращение (изображает это, тряся головой и телом, словно ощущая холод) | |
Ф:Сделайте это еще раз |
Техника усиления |
Г:Фуууу |
|
Ф:А ко мне Вы чувствуете отвращение? |
Развитие осознавания |
Г:Нет. | |
Ф:Нет? В чем сложность? | |
Г:Я чувствую, если Вы поверите в это, я задену Ваши чувства. | |
Ф:О-о-о! Вы говорите о моих чувствах. А я думал, что я настолько бесчувственный, что меня нельзя задеть. Вы неожиданно открыли способ, как тронуть мои чувства, не так ли? | |
Г:Знаете, во что я верю? Я верю, что Вы такой же тип людей как я. Вы ведете себя так, как будто ничто не задевает Вас, но это не так. Вы кажетесь сильным снаружи, но внутри Вы мягкий. Я уверена, что Ваши чувства тоже можно тронуть. Но, думаю, Вы не покажете этого. | |
Ф:Как же я могу спрятать свои чувства? |
Проигрывание. Развитие осознавания |
Г:Вы возвращаете их назад мне, говоря: «Откуда Вы взяли это, Глория?». Вы поворачиваете все против меня, желая скрыть свои истинные чувства. | |
Ф:И что же я отвечу на это? | |
Г:Вы ответите: «Это не беспокоит меня». Вы бы не стали показывать своих чувств, Вы бы просто спрятали их под коркой. | |
Ф:Но если бы я заплакал? Что бы Вы сделали? | |
Г:Вы бы перестали превосходить меня и стали бы на один уровень со мной, я бы смогла успокоить Вас и Вы бы почувствовали себя лучше. | |
Ф:Вы бы обняли меня? | |
Г:Да. | |
Ф:И я смог бы быть маленьким ребенком? | |
Г:Да. Да, я бы хотела этого. Вы бы были на одном уровне со мной. | |
Ф:Если бы Вы были на этом месте и играли бы роль ребенка, Вы бы хотели, чтобы я обнял Вас? | |
Г:Да, этого мне бы тоже хотелось. | |
Ф:Что ж, давайте подведем итог нашей беседы. Думаю, мы пришли к пониманию друг друга в какой-то степени. Полагаю, что на сегодня можно закончить прием, хорошо? |
Суммирование. Обратная связь. |
Г:Хорошо. |
В данной психотерапевтической сессии были использованы следующие техники и приемы: проигрывание ( воплощение действий), развитие осознавания в режиме «здесь и сейчас», техника усиления, техника челнока, конфронтация. Остальные техники почти не применялись. Мы видим, что наиболее часто применяемыми техниками являются «техника усиления», «открытый вопрос» и «развитие осознавания» соответственно.
Большая часть времени беседы проходила в виде ролевой игры, в которой пациентка изображала то себя в различных состояниях, то самого Фрица Перлза. При необходимости указывать в определенные моменты времени на то, что пора примерить на себя роль «маленькой девочки», «старого Фрица» и т.д., использовалась «техника усиления», которая, иными словами, является указанием на то, что необходимо сделать здесь и сейчас. Чаще всего реализация данной техники начиналась с открытого вопроса, а затем в полувопросительной форме подавалась Глории. Например: «Глория, не могли бы вы представить…».
Об инконгруэнтности в поведении Глории, например, когда она говорила что ей страшно, и при этом улыбалась, сообщалось посредством техники конфронтации.
Невербальное поведение Глории являлось главным объектом пристального внимания Фрица. Малейшие несоответствия между поведением и словами тут же им прослеживались и в виде либо «обратной связи», либо «конфронтации» предоставлялись Глории.
Так, в начале беседы Глория, в целом, была спокойна, но чувствовалась некоторая неуверенности и оборонительная позиция. Затем, когда Фриц начал её провоцировать она стала жестикулировать более активно, в один момент она даже стала стучать кулаками по дивану. Особенно явно нервозность наглядно проявлялась тогда, когда Глория пыталась прикуривать сигарету… Ближе к концу беседы, эмоциональная, богатая иллюстрациями речь Глории сменилась задумчивостью, расслаблением и почесыванием подбородка. Именно в этот момент наступила переломная точка, наметилась проблема.
С данной проблемой у клиентки можно работать и в других подходах:
Эмоциональные реакции зависят
от способа восприятия событий. Так, это
не события волнуют, огорчают, раздражают
или злят нас, но способ, с помощью которого
человек интерпретирует и осмысляет их.
Так как проблема клиентки заключается
в «проекции» своей неуверенности на окружающих,
то данный подход позволит ей проработать
и лучше понять свои чувства и поведенческие
реакции.
Специальные терапевтические методики здесь вторичны по отношению к взаимоотношениям психотерапевт-клиент. Главное здесь – Встреча двух Личностей. Я и Ты.
Заключение
В основе гештальт-терапии лежат два принципа, разработанных Перлзом: это холистический принцип (человек есть организованное целое) и диалектический принцип противоположности, включая принцип гомеостаза. Переживание потребности ведет к нарушению равновесия в организме. Организм как единое целое реагирует в попытке восстановить равновесие, удовлетворяя возникшую потребность. В гештальтистских терминах потребность возникает из фона и становится фигурой. Организм включается в сенсорное и моторное поведение при взаимодействии со своим окружением с целью удовлетворения потребности. Когда потребность удовлетворена, завершая гештальт, гештальт растворяется или разрушается, организм при этом готов к возникновению другой доминантной потребности. Постоянный процесс осознавания возникающих потребностей ведет к нарушению равновесия, далее следует агрессивный контакт с окружением и удовлетворение потребности через ассимиляцию, в результате на короткое время устанавливается равновесие, что ведет к росту и развитию.
Нарушение этого процесса вызывает невроз или психоз. Страдающий психическим расстройством индивид не осознает своих потребностей, не способен организовать их в иерархию или не может достичь удовлетворения потребности, поэтому прибегает к патологической интроекции, проекции, слиянию и/или ретрофлексии.
Терапия заключается в возобновлении процесса роста, в осознании пациентом своих неудовлетворенных потребностей, незавершенных дел или неполных гештальтов, так чтобы пациент смог завершить или разрешить их, переходя затем к удовлетворению насущных потребностей. Гештальт-терапия не пытается возродить прошлое с помощью анализа. Незавершенное дело прошлого проявляет себя в настоящем, в частности в невербальном поведении и сновидениях. Таким образом, терапия фокусируется на поведении здесь и сейчас, что ведет к осознаванию неразрешенных конфликтов с другими и с собой. По мере осознавания пациент обретает способность разрешать конфликты или интегрировать свои отчужденные части.
Список литературы.
Информация о работе Разбор психотерапевтической сессии гештальт-подхода Ф. Перлза с Глорией