Работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет.

Файлы: 1 файл

Подростки.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

В экзистенциальной сфере требуется формировать  сознательное отношение к своим  действиям, стремление к нравственному  самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентации. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности чуткого отношения к людям; формирование навыков социального взаимодействия; формирование признаков плодотворной ориентации.

Таким образом, уровень интеллектуального развития и развития других сфер определяет границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности.

Особой проблемой  является выбор методов воспитания. Нет методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Большое влияние  на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников, степень их «социальной запущенности». Общие методы, общие программы - лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сберегать свою индивидуальность, реализовывать собственное «Я».

Методы существенно  зависят от социального окружения  ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье  и его ближайшем социальном окружении. Для выбора метода большое значение имеет уровень квалификации педагога. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил.

И, конечно, во многом методы определяются ожидаемыми последствиями их применения. Выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

3. Приемы воспитания  при работе с «трудными» детьми

Реализация  каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания трудных подростков - это педагогически  оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

Прежде всего  мы должны говорить о приемах индивидуального педагогического воздействия. Вот некоторые из них[2].

Первая группа приемов. Прием - просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.

Прием - оцени  поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции  этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные  поступки участников этой истории.

Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.

Прием - доброго  поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно   этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

Прием - обнажение  противоречий. Он предполагает разграничение  позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Прием - стратегия  жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После  этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать  эти планы, а что может помешать их реализации.

Прием — рассказ  о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

Прием - мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

Прием - сказка для воспитанника. Этот прием в  какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в  которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.

Прием - ролевая  маска: учащимся предлагается войти  в некоторую роль и выступить  уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Вторая группа приемов связана с организаций  групповой деятельности.

Прием - непрерывная  эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда  главным является само участие каждого  ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Прием - самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят  друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них  определенный интерес; творчески развивают  основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.

Прием — инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием - распределение  ролей: четкое распределение функций  и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.

Прием - коррекция  позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих  продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание  аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием - самоотстранение  учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены  правила и формы общения в  ходе его выполнения, учитель как  бы самоустраняется от прямого руководства  или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием - распределение  инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные  выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием - обмен  ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации  общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные-моменты выполнения творческой работы.

Среди множества  педагогических приемов большое  место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.

Педагогических  приемов может быть бесконечное  множество. Каждая ситуация рождает  новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному  стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Заключение

В основе педагогической цели, реализуемой по отношению к  ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении  полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, когда мы говорим о воспитании такого ребенка, мы предполагаем, что необходимо создание условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, с другой -всякую негативную оценку своих поступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.

Одной из главных  задач воспитания трудного ребенка  является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них  является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в  процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно  раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание  трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка  во взаимодействии его с окружаю-' щей социальной средой.

Главное - добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.

Фактически  цель воспитания трудного ребенка - формирование состояния самоперевоспитания.

Список литературы

1.     Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.

2.     Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1999

3.     Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980.

4.     Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983

5.     Немов Р.С. Психология. кн.2. М., Просвещение, 1994

6.     Раттер М. Помощь трудным детям. М., 2004

7.     Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., Зерцало, 1998

 

 

[1] Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 2004


Информация о работе Работа с трудными подростками