Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:42, реферат
Тренинг- это совокупность психотерапевтических; психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самосознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
Психо-терапевтическая программа для женщин подвергшихся насилию в семье «Линия жизни».
Тренинг- это совокупность психотерапевтических; психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самосознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
Тренинг- это курс активного обучения, состоящий из упражнений, их обсуждений, работы со спонтанным поведением человека в специально смоделированной или естественной ситуации. Возможны также короткие фрагменты информации о предмете. И все же мы исходим из того, что тренинг – это, прежде всего, получение участниками непосредственного опыта. От жизненного опыта он отличается только тем, что специально отобран и организован, поэтому лучше осознается и усваивается. Обучаясь методом «проб и ошибок», человек потратит месяцы на достижения того, что в хорошо спланированном тренинге может быть достигнуто в течении нескольких дней.
Тренинг общения предполагает повышение уровня социально-психологической культуры, компетентности в общении; развитие адекватного восприятия социальной действительности; ознакомление с наиболее эффективными элементами общения; осознание образа своего «Я»; обучение приемам слушания и понимания других людей.
Данный тренинг направлен на развитие таких необходимых для эффективного общения свойств личности, как сензитивность, эмпатия и рефлексия, а также одного из важнейших умений – умения слушать партнера по общению.
Структура тренинга:
Тренинг общения женщин подвергшихся семейному насилию включает в себя четыре взаимосвязанных блоков:
Отрабатываются негативные эмоции, снижается тревожность, восстанавливается позитивный настрой, повышается адаптация в социуме.
Условия проведения тренинга:
Материальное обеспечение тренинга:
Блок 1. Организация групповой работы.
Цель: Создание условий для более близкого знакомства и установления эмоциональных контактов; определение задач тренинга и особенностей групповой работы; выработка норм работы в группе; вхождение в игровой стиль взаимодействия.
Все участники садятся в круг. Каждому предлагается представить и рассказать о себе, своих ожиданиях от тренинга, а также о мотивах участия в нем.
Если участники группы незнакомы между собой, необходимо помочь им быстрее запомнить друг друга. Для этого можно использовать упражнение «Колобок». Если же участники уже знакомы (например, они являются членами одного коллектива), то чтобы их представление не превратилось в скучное мероприятие (особенно с учетом того, что в начале работы участники еще не склонны сообщать о себе личностно значимую информацию и «отделываются» стандартными фразами), можно предложить им упражнение « Никто из вас не думает, что….».
Упражнение «Колобок»
Цель:
запомнить имена
Упражнение «Никто из вас не думает, что….».
Цель: углубить представление участников друг о друге, повысит уровень доверия в группе.
Участники садятся в круг. У тренера в руках мяч.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не думает, что я (или у меня)…». Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз».
Краткое сообщение тренера о целях и задачах тренинга. Желательно увязать их с теми ожиданиями, о которых говорили участники в начале работы при представлении.
Участникам тренинга предлагается подумать и определить условия, при которых общение в группе будет наиболее продуктивным и комфортным (5-6 мин.). Далее следует обсуждения и выработка коллективных правил.
При необходимости тренер может предложить примерный перечень правил, обычно регулирующих работу тренинговых групп. Такой перечень приводится ниже. Если какие-то из важных правил будут группой упущены, тренер может вносить дополнения, предлагая на обсуждение группе уже опробованные правила группового взаимодействия. Также необходимо сообщить группе, что в процессе работы при необходимости список правил может быть дополнен.
Принятые
группой правила работы должны быть
записаны на листе ватмана и в
течение всего времени работы
группы находиться на видном месте. Ведущий
должен следить, чтобы эти правила
никем не нарушались. Если же какое-то
правило все-таки было нарушено, то
нужно напомнить о нем
Примерный перечень правил работы в группе
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг другу на «ты», включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Безличные слова и выражения типа «Большинства людей считают, что…», «Некоторые из нас думают…» заменяем на: «Я считаю, что…», «Я думаю…». По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
Во
время занятий создается
Совет всегда предполагает, что дающий его умнее, опытнее того, кому он этот совет дает. Помня о том, что при работе с пострадавшими от семейного насилия одной из главных задач профессионала является относиться к клиенту/пациенту как к равному себе, способному самостоятельно решать свои проблемы человеку, необходимо научить профессионалов более продуктивным способам взаимодействия, чем простая «выдача» советов.
Оценка эмоционального состояния участников перед началом работы.
Оценка
эмоционального состояния участников
перед началом работы и после
окончания занятия является важным
критерием эффективности
Для оценки эмоционального состояния участников может быть использован «Термометр настроения».
На
листе ватмана схематически изображается
термометр с градуировкой от -20 до
+20 градусов с ценой деления 5 градусов.
Изображение должно занимать центр
рисунка и оставлять пустыми
его правое и левое для того,
чтобы участники могли
Сопоставление результатов, полученных до начала и после окончания работы, позволяют тренеру корректировать свою деятельность и тем самым повысить эффективность тренинга.
Очень
важным является разговор о личностных
качествах профессионалов, необходимых
для квалифицированной и
Блок 2. Развитие сензитивности.
Цель: научиться идентифицировать, понимать и выражать свои чувства.
Прежде, чем мы станем способны понимать чувства другого человека, необходимо научиться идентифицировать чувства вообще. В нашем менталитете не принято выражение чувств, поэтому многие люди оказываются не в состоянии определить, что они чувствуют в данный момент. Часто они даже не знают названий тех или иных эмоций и чувств, затрудняются в их идентификации.
Сензитивность – это способность предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность. Первым шагом на пути к овладению сензитивностью является умение идентифицировать, осозновать, понимать и выражать свои чувства. Это качество личности помогает лучше понимать происходящее во время общения и строить его на основе взаимного доверия.
Далее описаны упражнения, наиболее часто используемые для развития сензитивности.
Упражнение «Зоны осознания»
Цель: научить участников тренинга идентификации и осознанию впечатлений от внешнего мира, собственных телесных ощущений и внутреннего мира мыслей и фантазий.
Каждый участник тренинга выбирает себе партнера, после чего они садятся друг против друга. Упражнение выполняют по очереди, меняясь ролями после каждой его части.
Сначала необходимо обменяться мыслями о том, что вы осознаете относительно внешнего мира, который окружает вас. Произнесите фразу, которая начинается словами: «Я осознаю…» и заканчивается описание того, какие ощущения, поступающие к вам извне (звуки, запахи, зрительные образы), вы осознаете в данный момент времени.
Произнесите столько фраз, сколько успеете за 1-2 минуты. Затем дайте возможность сделать то же самое партнеру. Постарайтесь не соскальзывать с описания своих ощущений на анализ или интерпретацию ощущений партнера.
Затем
прислушайтесь к своим
На последнем этапе упражнения осознайте психическую активность, не относящуюся к текущему опыту, например, воспоминания, планы, размышления, предчувствия и фантазии. Повторяйте фразу «Я осознаю…» относительно этих впечатлений также 1-2 минуты, и затем поменяйтесь ролями с партнером.
Упражнение «Движение молекул»
Цель: выявить личные и общие проблемы в общении.
Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего все останавливаются и открывают глаза. Снова закрывают глаза и проделывают ту же